Цифровизация внешнего госфинконтроля: опыт Счетной палаты Республики Татарстан
Какую роль играет цифровизация/автоматизация в процессе развития внешнего государственного контроля, какие проблемы возникают при этом, рассказал Алексей Иванович Демидов, председатель Счетной палаты Республики Татарстан.
Современные вызовы, различные ограничительные меры обусловили переформатирование работы большинства систем государственного управления, в том числе и контрольной деятельности. Оптимизацию и увеличение эффективности нашей работы мы видим в широком использовании передовых информационных, цифровых технологий. Внедрение и развитие формата удаленных контрольных мероприятий.
Плюсы цифровизация
Одной из приоритетных целей является последовательная цифровизация внутренней деятельности Счетной палаты Республики Татарстан и аудита в целях сокращения времени на монотонную работу по формированию аналитической информации.
Адаптивность и мобильность — это новые качества, которые, по нашему мнению, должны быть присущи внешнему финансовому контролю. Среди задач цифровизации, на решение которых сегодня направлены наши основные усилия, можно укрупненно выделить следующие:
— сокращение трудозатрат на планирование и управление мероприятиями с учетом загрузки инспекторского состава;
— совершенствование системы сбора, консолидации и представления данных из разрозненных и не подчиненных единой концепции региональных и муниципальных информационных систем различной ведомственной и функциональной принадлежности;
— минимизация рутинной работы при первичной обработке и анализе данных, развитие инструментов глубокой аналитики;
— синхронизация повседневной работы Счетной палатой республики и муниципальными контрольно-счетными органами.
Следует признать, что решение указанных задач стало для нас определенным вызовом. И в этом вопросе на первый план выходит использование современных информационно-аналитических систем, которые становятся все большей частью нашего инструментария.
В бюджете республики на 2023 год была предусмотрена реализация 33 госпрограмм, практически весь бюджет республики программный и на текущий год. Для выполнения задач по контролю нам открыт доступ к государственной информационной системе «Управление целевыми программами». В ней представлены сведения о финансировании проектов, степени достижения индикаторов, мониторинг которых мы ведем в оперативном режиме.
Мы ежемесячно получаем от регионального проектного офиса оперативную информацию о ходе реализации национальных проектов. Большая часть средств (60%) была направлена на строительство и капитальный ремонт объектов социальной и культурной инфраструктуры, дорожного хозяйства, благоустройство парков и скверов.
Сегодня в республике с целью оптимизации бюджетных расходов определен единый государственный заказчик по строительству и капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры — Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан. Данная организация осуществляет также функции технического надзора. По заключенному соглашению нам предоставлен доступ к информационной системе Главного инвестиционно-строительного управления. Удаленно мы видим всю аналитику по объектам капитальных вложений. Таким образом, проведению все наших выездных проверок предшествует дистанционный аудит.
При определении объектов контроля, тематики проверок, при составлении программ анализируем информацию, размещенную в государственной информационной системе «Народный контроль» — площадке взаимодействия между гражданами и исполнительными органами государственной власти. Каждый житель через интернет-приемную может сообщить о проблемах и отслеживать ход их решения.
Серьезный потенциал мы видим в расширении взаимодействия с органами внешнего муниципального финансового контроля. В нашу практику прочно вошло проведение совместных контрольных мероприятий. При этом на начальном этапе аудиторы оказывают полное методическое сопровождение: доводят до коллег на местах детализированные программы проверок, формы для сбора данных. Такой подход позволяет обеспечить максимальный охват объектов проверкой, а также получить сопоставимые данные для формирования сводной информации.
Эффективное взаимодействие
Важным вопросом является исключение дублирования в работе контрольных и надзорных органов. В июле 2005 года указом президента Республики Татарстан создан Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля. Председателем является руководитель Счетной палаты. В его состав входят представители Счетной палаты Республики Татарстан, Управления Раиса Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики прокуратуры РТ, территориальных подразделений МВД России, Федеральной антимонопольной службы, Следственного комитета, Министерства финансов республики, Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан.
Совет — единственная в своем роде структура в Российской Федерации, которая организует работу контролирующих структур на территории республики в едином методологическом и информационном поле. Он как бы объединяет функционал контрольных, надзорных, правоохранительных органов.
Ежегодно на основе предложений прокуратуры, Министерства внутренних дел, управления по вопросам антикоррупционной политики, планов деятельности Счетной палаты, контрольных органов исполнительной власти формируется сводный план контрольных мероприятий. Такой подход позволяет расширять тематику проверок, проводить совместные контрольные мероприятия и, что особенно важно, сокращать дублирование в работе.
Между органами, представленными в составе совета, налажен информационный обмен в режиме реального времени, ведется сводная база результатов контрольных мероприятий.
Все контрольно-надзорные органы республики ежегодно готовят совместное заключение по результатам анализа и систематизации нарушений и недостатков, выявляемых в финансово-бюджетной сфере. В нем представлены конкретные примеры. Документ в профилактических целях направляется всем участникам бюджетного процесса, в муниципальные образования республики.
Мы обеспечиваем информационную открытость результатов нашей деятельности — на официальном сайте палаты размещаются итоговые материалы по всем контрольным мероприятиям, методические и иные документы, в том числе разработанные в рамках Межведомственного координационного совета.
Информационная система
В настоящее время мы используем информационную систему «Находка-КСО», разработанную компанией «Находка-АИС» из города Кирова. Прежде чем остановиться на данной информационной системе, мы проанализировали опыт использования различных программных продуктов в работе контрольно-счетных органов внешнего финансового контроля в субъектах РФ. Это программное обеспечение импортонезависимое, работа в нем не потребовала специальных аппаратных и программных средств, рассчитано на пользователей с базовым уровнем подготовки, лицензия его использования бессрочная.
Информационная система используется для ведения экспертно-аналитических и контрольных мероприятий. В соответствии с рекомендациями информационно-аналитической комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ привести к единому базовому функционалу информационные системы для реализации полномочий контрольно-счетных органов выполняет следующие задачи:
— планирование контрольной деятельности;
— учет результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
— реализация материалов контрольных мероприятий;
— хранение документов по проверкам;
— учет, обработка и консолидация отчетных документов по результатам контрольной деятельности, в том числе аналитическая обработка информации, полученной по результатам контрольной деятельности;
— ведение нормативно-справочной информации.
Важное отличие от других программных продуктов — это возможность объединения деятельности контрольно-счетных органов муниципальных районов и формирования единой региональной платформы. В Республике Татарстан теперь эта возможность реализована для всех 45 муниципальных образований.
Для контрольно-счетных органов районов доступны все основные перечисленные выше функции программного комплекса. Кроме того, реализовано ведение совместных контрольных мероприятий с районными и региональными контрольно-счетными органами.
Отчетность о деятельности контрольно-счетного органа формируется автоматически, без запросов и лишней передачи информации. Функции направления представлений, контроля за устранением нарушений автоматизированы. При формировании отчета о результатах контрольного мероприятия имеется привязка к классификатору нарушений.
По нашей рекомендации разработчики унифицировали программу. Возможна генерация документов для реализации подготовительного этапа контрольного мероприятия. В разделе «Документы» на основании введенной основной информации о проверке формируется распоряжение, уведомление, программа контрольного мероприятия, рабочий план. Кроме этого, реализуется выбор применения шаблонов семи типовых программ контрольных мероприятий (проверок муниципального образования, главного распорядителя бюджетных средств, акционерного общества, государственного унитарного предприятия и так далее).
Ведется работа по созданию шлюза для получения структурированных данных из ЕИС «Закупки» и ГИС ЕСГФК. В настоящий момент реализуется заключительный этап. Обращение напрямую из программы в необходимую систему позволит сократить время для поиска контрактов объекта закупки, формирования аналитической информации и в дальнейшем подключить анализ закупок на выявление признаков нарушений.
Также в информационной системе ведутся следующие перспективные разработки:
— применение рискориентированного подхода и алгоритмов искусственного интеллекта в инструментах мониторинга, аналитики и прогнозирования;
— роботизация процессов для сокращения времени на обработку рутинных операций;
— расширенная интеграция с внешними системами — источниками информации, верификация получаемых данных с применением средств криптографической защиты информации.
Искусственный интеллект
Остановимся подробнее на возможностях искусственного интеллекта как одного из наиболее перспективных средств автоматизации контрольной деятельности. При консолидации и накоплении в ходе проверок больших объемов разнотипных и в том числе неструктурированных данных за длительные периоды времени традиционные статистические методы анализа становятся малоэффективными.
Искусственный интеллект может помочь в анализе таких данных, выявлении аномалий и несоответствий, а также в прогнозировании потенциальных рисков, что позволяет принимать более обоснованные и информированные решения в контрольной деятельности.
Важно отметить, что применение искусственного интеллекта в деятельности Счетной палаты требует строгого контроля и соблюдения этических норм: решения, принимаемые на основе цифровых алгоритмов и технологий, должны быть прозрачными и проверяемыми.
Для повышения эффективности государственного финансового контроля, в том числе в регионах и на уровне местного самоуправления, полагаем целесообразным создать унифицированные программные средства информационно-аналитической поддержки комплексов задач по сбору, обработке и распределению информации, связанных с практической деятельностью КСО.
Контроль за выполнением национальных целей повлечет необходимость использования больших данных. Внедрение информационных технологий в процесс контрольной деятельности идет полным ходом с большим или меньшим успехом во всех регионах. Флагман — Счетная палата РФ. Думаю, многие коллеги сочтут полезным дальнейшее обсуждение вопросов, связанных с использованием программно-аппаратных комплексов в аналитической деятельности, возможностей приобретения и внедрения наиболее прогрессивных и многофункциональных из них в работу контрольно-счетных палат.