Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Дополнительные формы отчетности по ВГ(М)ФК. Продолжаем обсуждение

С 2025 года вступит в силу приказ Министерства финансов РФ № 55н, который вводит дополнительные формы отчетности для органов ВГ(М)ФК. Контрольные органы нескольких субъектов РФ в пилотном режиме заполнили новые формы по итогам второго полугодия 2022 года. «Финконтроль» предложил обсудить итоги этой работы (Итоги пилотного заполнения дополнительных форм отчетности). Предложенные журналом вопросы прокомментировал Евгений Николаевич Суетин, заместитель министра финансов Кировской области.

Насколько целесообразно введение дополнительных форм отчетности?

Федеральный стандарт «Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности» предусматривает ежегодный отчет о результатах контрольной деятельности органа ВГ(М)ФК. При этом форма отчета предполагает внесение только итоговых абсолютных показателей по проверенным суммам и выявленным нарушениям и совсем не отражает все грани работы контрольного органа. Сам процесс получения этих результатов тоже остается за кадром.

Дополнительные формы отчетности, предусмотренные приказом Министерства финансов № 55н, значительно расширяют перечень показателей деятельности ВГ(М)ФК и, безусловно, позволяют гораздо глубже провести ее анализ. Поэтому для Министерства финансов РФ как регулятора контрольной деятельности вводимые дополнительные формы по федеральному бюджету необходимы.

Дополнительная отчетность по субъектам и муниципальным образованиям направляется и высшим должностным лицам этих территорий. А насколько она будет там необходима и востребована, покажет время.

Поможет ли введение допформ унификации деятельности ОГ(М)ФК?

Если говорить о возможном влиянии дополнительных форм на унификацию работы органов Г(М)ФК, то можно отметить следующее. Сами формы, конечно же, вряд ли кардинально повлияют на алгоритмы работы контролеров. Но первый опыт практического заполнения этих отчетов при участии в пилотном проекте показал, что формирование новых дополнительных форм целесообразно проводить только в автоматическом режиме, так как этот процесс очень трудоемкий. А использование любых автоматизированных систем предусматривает применение справочников и классификаторов. Так вот именно на стадии формирования справочников у нас и возникла необходимость пересмотра некоторых своих подходов к квалификации нарушений, а также в изменении правил включения некоторых показателей в отчеты. Учитывая, что инструктивные материалы не содержат однозначного ответа на возникшие вопросы, решение пришлось принимать самостоятельно. С подобной ситуацией столкнутся все органы контроля. И, как следствие, возникает риск различных толкований спорных моментов и, следовательно, предоставления несопоставимых данных. Поэтому для исключения подобных ситуаций необходимы единые подходы при формировании отчетности. Таким образом, введение дополнительных форм, пусть и опосредованно, приведет к повышению уровня унификации деятельности органов ВГ(М)ФК.

Сложности заполнения, проблемы, вопросы, предложения

При заполнении дополнительных форм отчетности о результатах контрольной деятельности органа ВГ(М)ФК Министерство финансов Кировской области как участник пилотного проекта столкнулось, как мы уже говорили, с достаточным количеством проблем.

Так, например, при заполнении формы № 1 возникли затруднения при внесении контрольных мероприятий, в которых не было выявлено нарушений. Учитывая, что форма структурирована в разрезе выявленных нарушений, даже сумму проверенных средств включить в отчет невозможно. А если этого не сделать, то выпадает целый период в работе контрольного органа, и показатели, характеризующие объем проверенных средств, будут недостоверны.

Еще одной проблемой, связанной с анализом отчетности, является длительный цикл контрольных процедур, которые зачастую выходят за отчетный период. А если рассматривать форму, связанную с обжалованием выводов контрольного органа, то о сопоставимости данных в разных органах и говорить не приходится, поскольку некоторые дела длятся годами и в годовой отчет могут попасть либо промежуточные результаты, либо решения по проверкам, которые завершились уже давно.

Конечно, это еще только первый опыт, и после анализа практики заполнения дополнительных форм необходимо будет вернуться к корректировке как порядка их составления, так и перечня отражаемых показателей.

Советы коллегам по подготовке отчетности

Совет только один. Учитывая достаточно высокую трудоемкость формирования дополнительных форм отчетности, рекомендуем как можно быстрее автоматизировать этот процесс. И, даже имея у себя на вооружении какой-либо программный продукт, вносить все показатели оперативно по ходу выполнения каждого контрольного мероприятия, а не по итогам года. Это позволит гораздо быстрее выявлять проблемные вопросы и наиболее безболезненно пройти этап формирования годовой отчетности.

Например, формирование дополнительных отчетных форм ВГФК Министерство финансов Кировской области произвело с помощью специализированного программного комплекса «Финконтроль-СМАРТ», разработанного компанией «Кейсистемс», который предназначен для полной автоматизации процесса деятельности контрольного органа, в том числе и автоматического формирования различного рода отчетов, что существенно сократило временные затраты при подготовке новых дополнительных форм.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено