На пороге интеллектуализации
Для финансового сектора цифровизация стала мощным драйвером изменений и новых возможностей. О ключевых трендах цифровизации шла речь на конференции «Цифровизация финансового сектора 2025», организованной Cnews.
Финансовый сектор в России является лидером цифровизации и автоматизации среди отраслей экономики. На протяжении двух десятков лет этот сектор занимается цифровизацией: создает продукты, сервисы, которые без «цифры» не могли бы существовать. Но сегодня, по словам модератора конференции Кирилла Кибалко, время цифровизации проходит, наступает время интеллектуализации. Интеллектуализация в понимании спикера — повышение эффективности цифровых продуктов за счет использования технологий искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект — сферы применения
Как считает Кирилл Кибалко, вокруг искусственного интеллекта очень много хайпа, но вместе с тем ИИ постепенно превращается в реально эффективно работающую технологию, позволяющую на новом уровне управлять бизнес-процессами и получать дополнительную прибыль. И если раньше стратегии развития ИИ существовали только у крупных игроков финсектора, таких как «Сбер», ВТБ, Альфа-банк, Газпромбанк, то сегодня уже компании среднего уровня стали стратегически относиться к инвестированию в технологии искусственного интеллекта. «Мы заканчиваем проект по созданию стратегии искусственного интеллекта в страховой компании среднего эшелона, — рассказал Кирилл Кибалко. — Тот вариант стратегии, который мы подготовили, позволит компании заработать 3,5 миллиарда рублей дополнительной прибыли за два года при условии инвестиции в технологии, основанные на искусственном интеллекте».
Очевидно, что вчерашняя кратковременная популярность ИИ сегодня замещается прагматичным подходом к использованию данной технологии. Компании создают определенные планы по использованию ИИ, учатся монетизировать ИИ, определять KPI стратегий по внедрению ИИ. По словам эксперта, есть компании, которые открыто уже публикуют результаты монетизации искусственного интеллекта.
Еще один вопрос, который сегодня выходит на повестку дня, — централизация функций, связанных с экспертизой и разработкой ИИ-решений. Например, в банках есть как минимум два подразделения (отдел скоринговых систем, подразделение, занимающееся кросс-продажами), где уже достаточно давно применяется искусственный интеллект. Однако есть и такие подразделения, сотрудники которых не имеют знаний и компетенций в сфере ИИ. По мнению Кирилла Кибалко, такой разрыв с точки зрения применения ИИ — колодцевый подход — не способствует развитию технологии в компании в целом. Поэтому, по его мнению, целесообразно создавать единую структуру, которая позволит компаниям быстрее реализовывать и внедрять ИИ-сценарии.
Следующий тренд, который отметил спикер, — это внедрение единых профессиональных платформ для создания, обучения и исполнения ИИ-моделей, максимальное использование типовых наработок и предобученных моделей. Время децентрализованных разработок ИИ-решений проходит. «Сегодня все специалисты, которые занимаются искусственным интеллектом внутри банка, компании, собираются на единую технологическую платформу», — подчеркнул эксперт.
Управленческий тренд — использование программы искусственного интеллекта как средство для повышения операционной эффективности. «Мне очень нравится то, что искусственный интеллект может быть практическим средством для реализации программы улучшения операционной эффективности компаний», — подчеркнул Кирилл Кибалко. По его словам, внедрение современных технологий, подпитанных искусственным интеллектом, позволит значительно повысить операционную эффективность даже средних компаний и тем самым сэкономить им сотни миллионов рублей.
Также спикер отметил, что в последнее время развитие ИИ поддерживает государство. «О внедрении ИИ говорит президент, руководители ведомств, и самое главное — не просто говорят, а делают», — подчеркнул он. Для примера спикер привел сферу здравоохранения, в которой уже созданы общедоступные сервисы искусственного интеллекта для анализа рентген-исследований.
Сегодня начинает набирать обороты и применение в бизнесе искусственного интеллекта, способного синтезировать текст, изображения или комбинированный медиаконтент в ответ на различные подсказки. Так называемый генеративный искусственный интеллект, который в качестве ассистента позволяет создавать полноценного цифрового помощника, мгновенно отвечающего в чате на вопросы. Он опирается на базу знаний, обращается к сайту компании, нормативным документам, инструкциям, собирает наиболее релевантную информацию, резюмирует ее и дает пользователю компактный и точный ответ в простой и понятной форме.
В декабре прошлого года Альфа-банк опубликовал данные о внедрении цифрового помощника — «Альфа-помощника: оператора». Этот инструмент предназначен для сотрудников контактного центра. Виртуальный помощник помогает сотрудникам искать актуальную информацию. По обнародованным банком данным, время на поиск нужной информации и консультирование клиентов благодаря цифровому помощнику сократилось на
Цифровая валюта
В России мошенники уже «продают» цифровой рубль, в то время как официально в оборот он не вошел. С такой новости начал свое выступление Виталий Копысов, директор по инновациям банковской группы «Синара». Перспективы цифровых валют центральных банков сегодня изучают 125 стран. В Объединенных Арабских Эмиратах есть пример сервиса цифровой валюты — цифровой дирхам. В 2024 году с его помощью была совершена первая трансграничная сделка между ОАЭ и Китаем.
В России предполагалось, что массовое внедрение цифрового рубля начнется с 1 июля 2025 года, но буквально 27 февраля председатель ЦБ России Эльвира Набиуллина объявила о том, что это произойдет позже, чем ожидалось. О переносе сроков мегарегулятора попросили банки, им понадобилось еще время на подготовку.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»