Внешняя проверка КСО как инструмент для повышения качества бюджетной отчетности
Благодаря внешней проверке годовой бюджетной отчетности, которую проводит КСП Вологды, ГАБС устраняют немало нарушений до формирования консолидированной отчетности городского бюджета и представления ее в областной финансовый орган. О практике проведения такой проверки рассказывает Елена Вячеславовна Михайлова, аудитор Контрольно-счетной палаты города Вологды.
Напомню, что проведение внешней проверки бюджетной отчетности и подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета предусмотрены Бюджетным кодексом и Федеральным законом №
Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств осуществляется сотрудниками КСП Вологды в довольно-таки сжатые сроки, как правило, это не более 25 рабочих дней.
Документы для анализа
При проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Вологды сотрудники КСП руководствуются законодательством Российской Федерации, а также стандартами внешнего муниципального финансового контроля. В частности, контролеры используют типовой стандарт внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, рекомендованный президиумом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, а также стандарт внешнего муниципального финансового контроля, утвержденный приказом КСП города Вологды.
Внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств проводим ежегодно в форме контрольного мероприятия. При проведении внешней проверки используем следующие документы и информацию:
— результаты тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
— сводную бухгалтерскую отчетность органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений;
— бухгалтерскую (финансовую) отчетность муниципальных учреждений, подведомственных главным администраторам бюджетных средств;
— отчетность Управления Федерального казначейства по Вологодской области;
— документы (в том числе муниципальные контракты, договоры (соглашения), первичные и иные финансовые документы), обосновывающие операции со средствами местного бюджета;
— информацию из государственных информационных систем (публичная кадастровая карта, ЕГРН, ЕИС в сфере закупок), а также иные документы по запросу Контрольно-счетной палаты.
Кроме того, мы ежегодно направляем запросы ГАБС о предоставлении дополнительной информации для осуществления внешней проверки бюджетной отчетности. И это не только главная книга, но и другие документы, формируемые главным администратором бюджетных средств при исполнении городского бюджета города. Это бюджетная роспись ГРБС, бюджетные сметы, задание на обеспечение поступлений доходов с отчетами об их исполнении, муниципальные задания на оказание муниципальных услуг, работ подведомственным учреждениям, соглашения о предоставлении субсидий муниципальным учреждениям, сведения из реестра муниципальной собственности и т. д. Как видим, объем информации, который мы анализируем, довольно значительный.
Прежде чем рассказать непосредственно о результатах внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Вологды за 2022 и 2023 годы, отмечу, что в 2023 году мы проверили девять главных администраторов средств бюджета, в 2024 году — восемь. Объем выявленных нарушений и недостатков хоть и сократился, но по-прежнему остается значительным.
Нарушения в учете
Классификация выявленных нарушений представлена в таблице.

Нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности занимают лидирующую позицию. Их объем ежегодно составляет более 90% от общей суммы выявленных нарушений. В прошлом году в ходе внешней проверки отчетности за 2023 год мы также установили факты нецелевого использования средств.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»