Внешняя проверка КСО как инструмент для повышения качества бюджетной отчетности


Благодаря внешней проверке годовой бюджетной отчетности, которую проводит КСП Вологды, ГАБС устраняют немало нарушений до формирования консолидированной отчетности городского бюджета и представления ее в областной финансовый орган. О практике проведения такой проверки рассказывает Елена Вячеславовна Михайлова, аудитор Контрольно-счетной палаты города Вологды.

Напомню, что проведение внешней проверки бюджетной отчетности и подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета предусмотрены Бюджетным кодексом и Федеральным законом № 6-ФЗ. Кроме того, соответствующие нормы содержатся в Положении о бюджетном процессе в городском округе городе Вологде, где в том числе определены сроки предоставления отчетности в КСП. Так, главные администраторы бюджетных средств представляют годовую бюджетную отчетность не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным. Администрация города Вологды направляет в КСП проект решения Вологодской городской думы об исполнении бюджета за отчетный финансовый год не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.

Внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств осуществляется сотрудниками КСП Вологды в довольно-таки сжатые сроки, как правило, это не более 25 рабочих дней.

Документы для анализа

При проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Вологды сотрудники КСП руководствуются законодательством Российской Федерации, а также стандартами внешнего муниципального финансового контроля. В частности, контролеры используют типовой стандарт внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, рекомендованный президиумом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, а также стандарт внешнего муниципального финансового контроля, утвержденный приказом КСП города Вологды.

Внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств проводим ежегодно в форме контрольного мероприятия. При проведении внешней проверки используем следующие документы и информацию:

— результаты тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

— сводную бухгалтерскую отчетность органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений;

— бухгалтерскую (финансовую) отчетность муниципальных учреждений, подведомственных главным администраторам бюджетных средств;

— отчетность Управления Федерального казначейства по Вологодской области;

— документы (в том числе муниципальные контракты, договоры (соглашения), первичные и иные финансовые документы), обосновывающие операции со средствами местного бюджета;

— информацию из государственных информационных систем (публичная кадастровая карта, ЕГРН, ЕИС в сфере закупок), а также иные документы по запросу Контрольно-счетной палаты.

Кроме того, мы ежегодно направляем запросы ГАБС о предоставлении дополнительной информации для осуществления внешней проверки бюджетной отчетности. И это не только главная книга, но и другие документы, формируемые главным администратором бюджетных средств при исполнении городского бюджета города. Это бюджетная роспись ГРБС, бюджетные сметы, задание на обеспечение поступлений доходов с отчетами об их исполнении, муниципальные задания на оказание муниципальных услуг, работ подведомственным учреждениям, соглашения о предоставлении субсидий муниципальным учреждениям, сведения из реестра муниципальной собственности и т. д. Как видим, объем информации, который мы анализируем, довольно значительный.

Прежде чем рассказать непосредственно о результатах внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Вологды за 2022 и 2023 годы, отмечу, что в 2023 году мы проверили девять главных администраторов средств бюджета, в 2024 году — восемь. Объем выявленных нарушений и недостатков хоть и сократился, но по-прежнему остается значительным.

Нарушения в учете

Классификация выявленных нарушений представлена в таблице.

Нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности занимают лидирующую позицию. Их объем ежегодно составляет более 90% от общей суммы выявленных нарушений. В прошлом году в ходе внешней проверки отчетности за 2023 год мы также установили факты нецелевого использования средств.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено