Проблемы обоснования Н(М)ЦК при закупке моторного топлива
В ноябре 2024 года приказом Федеральной антимонопольной службы № 894/24 утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара‚ работы‚ услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин. Приказ касается обоснования цен на бензин и направлен на повышение прозрачности ценообразования и предотвращение необоснованного роста стоимости топлива. О том, какие моменты еще не урегулированы, рассказывает и. о. министра экономического развития Новосибирской области Светлана Леонидовна Шарпф.
После вступления приказа № 894/24 в силу появились вопросы. Ранее их было больше, но многие сняли разъяснения ФАС от 21 марта 2025 года. Разъяснения были даны в том числе в связи с обращением Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ. Однако остались еще некоторые неурегулированные моменты, что создает риск субъективных подходов к определению начальной (максимальной) цены контракта.
1Существует проблематика применения коэффициента перехода на сезонный вид продукции для обоснования Н(М)ЦК. Приказом ФАС использование коэффициента сезонности не разграничено по виду топлива, однако сезонность учитывается только для дизельного топлива, но не бензина.
Полагаем целесообразным уточнить в приказе вид продукции, к расчету Н(М)ЦК по которому применяется данный коэффициент. А именно: детализировать пункт 7 порядка в части применения для расчета Н(М)ЦК с коэффициентом стоимости отвлечения денежных средств как для бензина, так и для дизельного топлива с применением формулы к каждому коэффициенту.
Справка:
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза № 826, дизельное топливо разграничивается на летнее, зимнее, арктическое и межсезонное.
2В приказе ФАС упоминается возможность отсрочки платежа по контракту. Однако Законом №
3Приказом ФАС подробно расписаны методы определения Н(М)ЦК по видам топлива. Один из них предусматривает при установлении Н(М)ЦК, ЦК использование среднерыночной цены на топливо, умноженной на ИПЦ. Но применение такого метода приведет к тому, что заказчики сразу вынуждены контрактоваться по завышенной цене в сравнении со средними ценами на рынке. Для них повышаются риски быть привлеченными к ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств. В этих условиях заказчикам важно в контракте прописывать условия о фактической приемке по отпускной цене на бензоколонке в момент заправки, при условии, что такая цена не превышает цену в контракте.
***
Кроме того, указанные выше разъяснения ФАС предлагают заказчику определять среднерыночную стоимость топлива для расчета Н(М)ЦК, используя статистические данные. При этом разъяснения предполагают полную свободу выбора источников этой информации. Так, в разъяснениях прямо указано, что заказчик применяет при определении НМЦК статистические данные по своему усмотрению. А в отношении цен на топливо следует учитывать значительный разброс цен на топливо, который есть даже в одном регионе, а тем более во всей стране, на что тоже нужно обращать внимание.
Таким образом, заказчикам следует руководствоваться принципом экономии бюджетных средств и формировать НМЦК исходя из анализа всех источников информации о ценах и выбора оптимального из них.