Система под угрозой: Союз МКСО против ликвидации КСО в крупных муниципалитетах


В последнее время в ряде регионов России наблюдается тревожная тенденция — ликвидация контрольно-счетных органов не только в небольших поселениях, но и в крупных городских округах и муниципальных образованиях, где объемы бюджетных средств, имущества и сложность управления требуют особого внимания. Эти полномочия передаются на уровень субъектов РФ, что ставит под вопрос эффективность, оперативность и прозрачность контроля за расходованием средств местного бюджета. О последствиях этих процессов, позиции Союза муниципальных контрольно-счетных органов и возможных путях укрепления системы внешнего финансового контроля — в интервью Александра Ивановича Мордвинцева, председателя Союза МКСО и Контрольно-счетной палаты города Волгограда.

— Александр Иванович, сегодня в некоторых регионах наблюдается тенденция к ликвидации контрольно-счетных органов не только на уровне городских и сельских поселений, но и на уровне крупных муниципалитетов с последующей передачей их полномочий КСО субъектов РФ. Как вы оцениваете эту практику? И какова в целом позиция Союза МКСО по данному вопросу?

— На самом деле в Союзе МКСО, и у меня лично, и у моих коллег — руководителей муниципальных палат, большое беспокойство вызывает тревожная тенденция — полное упразднение в крупных муниципальных образованиях отдельных субъектов РФ муниципальных палат и передача их полномочий контрольно-счетным органам субъектов РФ. Такие изменения произошли, например, в Чувашской Республике. Здесь все муниципальные КСО ликвидированы. В Липецкой области также ведется процесс ликвидации крупных муниципальных палат. Например, уже упразднен КСО в городе Ельце — втором по величине городе данного субъекта РФ. Есть информация, что в Тульской области также планируют ликвидировать все муниципальные палаты, включая КСО административного центра — города Тулы, где трудятся 25 профессиональных специалистов.

Напомню, что одна из главных целей создания Союза муниципальных контрольно-счетных органов — это представление и защита общих профессиональных интересов муниципальных КСО в органах государственной власти и органах местного самоуправления, некоммерческих и международных организациях, а также выработка совместных предложений по развитию системы внешнего финансового контроля и совершенствованию законодательства в данной сфере. В сложившейся ситуации мы не можем оставаться в стороне и должны объединить свои усилия, чтобы остановить данные процессы.

По информации, поступающей от наших коллег, решения о передаче полномочий и ликвидации муниципальных КСО принимаются преимущественно для достижения политических целей, по указанию сверху, без учета каких-либо критериев и условий: например, статуса муниципального образования, объемов бюджетных средств, наличия, состава и стоимости муниципального имущества, численности жителей, специфики и особенностей развития муниципального образования... Также не учитывается и наличие в муниципальной палате уже сложившегося коллектива специалистов высокопрофессионального уровня.

Есть даже случаи, когда в Союз МКСО обращаются региональные палаты за содействием в вопросе, как побыстрее ликвидировать муниципальные КСО, обойти правовые процедуры, регламентированные нормативными документами, например уставами муниципальных образований. Хотя по закону инициатива должна исходить от представительных органов муниципальных образований. На практике мы видим, что это не так.

Так, недавно одна из региональных палат написала в Союз МКСО обращение, в котором сетовала на невозможность оперативно ликвидировать муниципальное КСО из-за сложившейся судебной практики. При рассмотрении дел по обозначенной тематике суды исходят из того, что ликвидация муниципального КСО изменяет структуру органов местного самоуправления муниципального образования и поэтому требует внесения изменений в его устав. Суды указывают, что согласно Федеральному закону № 131-ФЗ, а в настоящее время — Федеральному закону № 33-ФЗ изменения в устав муниципального образования должны выноситься на публичные слушания. При несоблюдении установленной процедуры решение органов местного самоуправления о ликвидации КСО противоречит законодательству.

На основе судебной практики только представительный орган муниципального образования наделен правом образования муниципального КСО. Соответственно, инициатива органов государственной власти субъекта РФ о ликвидации муниципального КСО может побудить представительный орган МО к принятию соответствующих решений, но они должны пройти процедуру публичных слушаний с участием жителей муниципального образования.

Несмотря на то что результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, тем не менее они подлежат обязательному рассмотрению представительным органом муниципального образования при решении вопроса об изменении структуры органов местного самоуправления и ликвидации КСО. Таким образом, ликвидация муниципального КСО без учета мнения жителей муниципального образования недопустима.

— На ваш взгляд, каковы последствия ликвидации муниципальных палат и передачи их полномочий региональным КСО?

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Подписаться Авторизоваться     

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено