Проблемные вопросы ВГФК. Предложения по решению
Заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) Варвара Петровна Иванова подробно осветила проблемные аспекты осуществления внутреннего государственного финансового контроля, обозначив ключевые вопросы на пути к его совершенствованию.
По осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок в Республике Саха (Якутия) проводится колоссальная работа. Министерство финансов Республики Саха (Якутия) осуществляет полномочия по ВГФК в отношении более 11 тысяч объектов, среди которых 400 государственных учреждений и органов государственной власти, 445 администраций муниципальных образований, три тысячи муниципальных учреждений и восемь тысяч юридических лиц.
За 2024 год и первое полугодие 2025 года проведено 548 контрольных мероприятий. По итогам проверок выдано 226 представлений и 51 предписание. Рассмотрено 321 дело об административных правонарушениях, наложено штрафов на 47,9 миллиона рублей.
Отмена несовершенных закупок
На сегодня при выявлении нарушений при обосновании начальной максимальной цены контракта органы контроля не имеют полномочий по еще не завершенным закупкам. Установленные федеральным стандартом № 1095 сроки реализации итогов контрольных мероприятий тоже создают определенные сложности. При строгом соблюдении этих сроков органы ВГФК фактически лишены возможности своевременно предотвратить нарушения. То есть контрольные мероприятия, проводимые в период от размещения извещения до заключения контракта, не обеспечивают необходимого превентивного эффекта.
Поэтому необходимо законодательно закрепить за органами ВГФК полномочия по отмене еще не осуществленных закупок при выявлении нарушений. При закреплении такой нормы потребуется и корректировка нормативных сроков реализации контрольных мероприятий в федеральном стандарте № 1095.
Сроки принятия мер к поставщикам
Существует проблема в регулировании вопросов ответственности за нарушение условий госконтрактов. Практика показывает, что заказчики часто не требуют уплаты неустоек при ненадлежащем исполнении обязательств поставщиками, нарушая тем самым часть 6 статьи 34 Закона №
Чтобы исправить ситуацию, нужно установить конкретные сроки для направления требований об уплате неустоек. Важно определить, как быстро заказчики должны реагировать на нарушения поставщиков. Кстати, с 1 марта 2025 года действует норма КоАП РФ, предполагающая ответственность за то, что заказчики не применяют меры ответственности к поставщикам, подрядчикам и исполнителям.
Впервые совершенное нарушение
Еще одна важная проблема связана с неоднозначным пониманием обозначенного в законодательстве термина «впервые совершенное административное правонарушение». На практике возникает несколько ключевых вопросов:
• следует ли учитывать ранее совершенные административные нарушения, даже если они относятся к другим сферам;
• необходимо ли проверять информацию о предыдущих нарушениях через другие контролирующие органы, такие как УФАС, УФК и УФНС;
• можно ли считать нарушение совершенным впервые, если прошел год с момента исполнения предыдущего постановления?
Такие вопросы создают правовую неопределенность при применении мер административной ответственности. Это касается ситуаций, когда необходимо определить, можно ли заменить штраф на предупреждение. Действующее законодательство не дает четких рекомендаций, что приводит к различным трактовкам на местах. Остается неясным, как оценивать однородность правонарушений при определении их «первичности».
Для решения этой проблемы предлагается внести конкретику в КоАП РФ.
Доступ ограничен
Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»