Публикации

Эволюция казначейского контроля

В условиях оптимизации бюджетных расходов и необходимости повышения эффективности использования бюджетных средств весьма актуальными являются вопросы государственного финансового контроля.


Финансовый контроль и государственное управление

Формально объектами финансового контроля являются финансовые показатели, но, так как они регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, фактически объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. Этим и определяется большая роль контроля в системе управления.


Контроль должен приспособиться к новым условиям

Особую актуальность для российских ревизоров приобретает обмен профессиональным опытом, который на этот раз позволил осуществить прошедший в Самаре Всероссийский форум контрольных органов. В работе форума приняли участие и выступили с докладами первые лица Министерства финансов РФ, руководители и ведущие специалисты органов государственного финансового контроля субъектов РФ.


Пионер внутреннего финансового контроля

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ главные распорядители и распорядители бюджетных средств выступают не только контролируемыми объектами, но и контролирующими субъектами по отношению к получателям бюджетных средств. В целях реализации этих полномочий в 2011 году Департамент образования города Москвы создал Службу финансового контроля. Это первый орган внутриведомственного финансового контроля такого типа, созданный в функциональных органах исполнительной власти столицы.

Финансовый контроль внутри ведомства

Силами государственных контрольных и надзорных органов разного уровня без построения системы финансового контроля внутри ведомства невозможно добиться безусловного исполнения финансовой дисциплины, исключения (снижения количества) нарушений правовых актов в сфере бюджетных отношений, а также недопущения их возникновения в будущем.

Истек ли срок давности?

Федеральный закон № 252‑ФЗ внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее — правонарушения в финансово-бюджетной сфере), до двух лет. В связи с этим возникла коллизия двух специальных норм части 1 и части 3 статьи 4.5 КоАП РФ по вопросу применения срока давности привлечения к административной ответственности за указанные нарушения, влекущие применение административной ответственности в виде штрафа или дисквалификации.

Риск-ориентированное планирование и система предварительного контроля

Современные тенденции развития контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации, основанные на мировом опыте, свидетельствуют о постепенном переходе системы планирования мероприятий по контролю и надзору к риск-ориентированному подходу, основанному на фокусировании внимания на объектах повышенного риска. Планирование на основании оценки рисков является новацией, заложенной в проект Федерального закона о контрольной и надзорной деятельности, который в настоящее время проходит стадию обсуждения.

Новые подходы к осуществлению контрольной деятельности

Президент РФ В. В. Путин в своем Послании Федеральному собранию в 2014 году одним из ключевых направлений контрольной деятельности обозначил выстраивание системы риск-ориентированного планирования работы контрольных органов, позволяющей сосредоточить усилия ревизионного блока именно на проблемных вопросах, требующих особого внимания. Служба государственного финансового контроля Самарской области (далее — Служба, Госфинконтроль) — это структура, нацеленная именно на реализацию риск-ориентированного подхода при осуществлении предварительного и последующего внутреннего финансового контроля и контроля в сфере закупок. Инновационность подхода Службы к осуществлению контрольной деятельности выражается в усилении роли предварительного контроля как основы для построения системы риск-ориентированного планирования контроля за расходованием средств в Самарском регионе.

Вопросы переходного периода

16 марта 2014 года на территории Крымского полуострова состоялся народный референдум. 97% крымчан и севастопольцев поддержали предложение о восстановлении исторической справедливости — воссоединении Крыма с Россией. 18 марта 2014 года был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии полуострова в Российскую Федерацию. 21 марта 2014 года был принят Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Предстояла масштабная работа по интеграции новых субъектов в правовое, экономическое, финансовое и кредитное поле российского государства, провести которую было необходимо в кратчайшие сроки.

Особенности взыскания неустоек

С принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) введена обязанность государственных и муниципальных заказчиков применять штрафные санкции в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по государственному или муниципальному контракту (далее — контракт).