Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018-2024 годы
(утверждена Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 3 августа 2018 г. № 39К (1260)
Основы деятельности
Счетная палата Российской Федерации (далее - Счетная палата) как высший независимый орган внешнего государственного аудита (контроля) содействует развитию системы государственного управления для реализации национальных целей и задач стратегического развития.
Счетная палата образована в соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации. Состав и порядок работы Счетной палаты определяются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ "О парламентском контроле" устанавливает порядок взаимодействия Федерального Собрания Российской Федерации и Счетной палаты при осуществлении парламентского контроля. Бюджетные полномочия Счетной палаты закреплены также Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность Счетной палаты, базируется на международных принципах, главные из которых изложены в Лимской декларации руководящих принципов аудита (1977 год) и в Мексиканской декларации о независимости высших органов аудита (2007 год). Как член Международной организации высших органов аудита ИНТОСАИ Счетная палата в своей деятельности опирается на лучшую международную практику и как председатель ИНТОСАИ в 2019-2021 годах и вице-председатель в 2022-2024 годах играет ведущую роль в установлении лучших практик и разработке стандартов на мировом уровне.
Счетная палата согласно Конституции Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета. Счетная палата участвует в осуществлении функции парламентского контроля, поддерживая таким образом прозрачность использования бюджетных средств.
Счетная палата стимулирует развитие внутреннего аудита госорганов, общественный контроль над распоряжением государственными ресурсами, через открытость развивает "чувство налогоплательщика", качественно обеспечивает конституционное право граждан на участие в управлении делами государства и способствует повышению ориентации деятельности органов власти на общественные интересы.
Для реализации своих функций Счетная палата тесно взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, со структурами гражданского общества и общественного контроля, а также с правоохранительными органами Российской Федерации.
Работа Счетной палаты направлена на консолидацию общих сил и ресурсов в целях эффективной реализации приоритетов развития страны.
Стратегия развития Счетной палаты в 2018-2024 годах основывается на традициях и накопленном опыте, которые лежат в основе ее ежедневной деятельности, и определяет приоритетные направления развития для реализации новых задач.
Миссия Счетной палаты
Содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека
Видение
Борец за справедливость
Деятельность Счетной палаты ориентирована на то, чтобы государственные ресурсы направлялись на цели развития общества. Счетная палата устраняет возможности злоупотреблений, нецелевого и неэффективного использования ресурсов, чем способствует установлению справедливости.
Гарант прозрачности
Счетная палата обеспечивает информационную открытость своей деятельности, предоставляет объективную информацию о реальной ситуации в стране, содействует прозрачности системы государственного управления, подотчетности органов власти перед обществом и их ответственности за результат.
Стратегический партнер
Счетная палата помогает органам власти, государственным и общественным организациям формировать перспективную картину социально-экономического состояния страны и комплексное понимание рисков недостижения целей устойчивого развития.
Центр компетенций
Счетная палата как центр компетенций для органов власти выступает проводником системного развития передовых стандартов, методов и технологий государственного управления, аудита и контроля.
Ответственный работодатель
Человеческий капитал - основа профессионализма Счетной палаты. Счетная палата уделяет приоритетное внимание развитию компетенций сотрудников и созданию условий труда, которые позволяют в полной мере раскрыть потенциал каждого.
Цель и задачи
Стратегическая цель
Стратегической целью Счетной палаты является расширение возможностей достижения национальных целей за счет совершенствования системы государственного аудита в Российской Федерации.
Достижение цели будет измеряться набором индикаторов, отражающих:
1) долю стратегического аудита в портфеле деятельности Счетной палаты;
2) востребованность выданных Счетной палатой рекомендаций по развитию системы государственного управления, аудита (контроля);
3) оценку деятельности Счетной палаты со стороны общества и бизнеса.
Задачи
Для достижения поставленной цели Счетная палата сосредоточивается на выполнении следующих основных задач:
1) содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны;
2) содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами путем соотнесения национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целеполагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованию методов формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности за счет перехода к комплексному государственному аудиту;
3) укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений. Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач;
4) развитие среды добросовестности за счет совершенствования мер по противодействию коррупции, а также законодательных и институциональных условий, препятствующих злоупотреблениям.
Приоритетные направления развития для решения задач
Задача 1. Содействие формированию стратегического видения у руководства органов власти и государственных организаций посредством представления комплексной перспективной картины тенденций и рисков развития страны
1. Методологическое развитие стратегического аудита с опорой на аналитическую функцию.
2. Развитие собственных аналитических компетенций и инструментария, основанных на современных подходах к моделированию социально-экономического развития, прикладных методах оценки проектов и программ, предиктивных методах аудита и больших данных.
3. Осуществление независимого мониторинга показателей национальных целей.
4. Организация на базе Счетной палаты пространства экспертного взаимодействия с национальными и международными научно-исследовательскими институтами, аналитическими агентствами, общественными организациями.
Задача 2. Содействие повышению эффективности управления государственными ресурсами путем соотнесения национальных целей, целей ведомств и документов стратегического целеполагания с их ресурсным обеспечением, совершенствованию методов формирования, управления реализацией госпрограмм и оценки их результативности за счет перехода к комплексному государственному аудиту
1. Использование риск-ориентированного подхода в планировании деятельности Счетной палаты с учетом индикаторов потенциально высокого уровня нарушений и неэффективного управления и выявления "сквозных" тем для мониторинга системных вызовов для государственного управления.
2. Внедрение на систематической основе подходов комплексного аудита при проведении экспертно-аналитических мероприятий в целях представления целостной картины функционирования органов исполнительной власти, снижения проблем координации и межведомственного взаимодействия.
3. Разработка и внедрение оценки эффективности системы стратегического управления на основе строго доказательного подхода и современного аналитического аппарата. Дополнение методологических подходов системной оценкой эффективности и долгосрочных результатов, а также влияния деятельности объекта аудита на конечный результат. Разработка и внедрение стандартов оценки программ и проектов, а также стандартов организации аналитической деятельности.
4. Развитие взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оказание им консультативной и методической помощи в проведении стратегического аудита.
Задача 3. Укрепление культуры публичности и открытости процессов принятия государственных решений. Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководства ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач
1. Разработка стандарта открытых данных для органов государственной власти и организаций, компании с государственным участием, включающего в себя обеспечение открытого доступа к методикам сбора и анализа данных.
2. Организация непрерывного мониторинга открытости, достоверности, полноты и качества данных в государственных информационных системах в целях оценки финансовых, коррупционных и других рисков.
3. Повышение публичности деятельности Счетной палаты, предоставление в открытых источниках информации о результатах работы Счетной палаты на доступном для всех целевых аудиторий языке.
4. Развитие инструментов открытого доступа к данным Счетной палаты, в том числе с использованием открытого кода и организацией регулярной обратной связи с пользователями данных.
5. Содействие развитию мониторинга и оценке персональных показателей эффективности руководства органов власти, государственных компаний и государственных корпораций, прежде всего в части достижения национальных целей и стратегических задач страны.
6. Развитие парламентских и гражданских инструментов публичности, подотчетности и экспертизы. Развитие механизмов общественного контроля.
Задача 4. Развитие среды добросовестности за счет совершенствования мер по противодействию коррупции, а также законодательных и институциональных условий, препятствующих злоупотреблениям
1. Совершенствование системы ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции и повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
2. Совершенствование информационного обмена с органами исполнительной власти, контролирующими органами и правоохранительными органами в целях разработки и внедрения новых комплексных инструментов противодействия коррупции.
3. Содействие созданию единой системы обеспечения прозрачности государственной антикоррупционной политики, в том числе раскрытию информации о лицах, уличенных в злоупотреблениях.
4. Поддержка культуры нулевой терпимости к коррупции через следование принципам независимости, честности и ответственности в своей деятельности.
Общесистемные направления развития Счетной палаты
1. Развитие методологии государственного аудита.
1.1. Применение риск-ориентированного подхода при планировании и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
1.2. Развитие аналитических разработок и прикладных методов для обеспечения функции государственного аудита.
2. Развитие внутренней системы управления, кадрового обеспечения и организационной культуры Счетной палаты.
2.1. Внедрение системы ключевых показателей эффективности деятельности (КПЭ) Счетной палаты как элемента системы управления и системы мотивации сотрудников.
2.2. Внедрение методологии процессного управления, практики постоянных улучшений, регулярного мониторинга эффективности процессов, отражение в системе процессов и организационном обеспечении деятельности Счетной палаты задач ее стратегического развития.
2.3. Создание внутренней системы управления знаниями для выявления и распространения лучших практик аудита.
2.4. Разработка моделей и профилей компетенций сотрудников Счетной палаты на основании ее стратегических приоритетов.
2.5. Внедрение практики непрерывного обучения и профессионального развития сотрудников в соответствии с принятыми моделями и профилями компетенций.
2.6. Внедрение системы аттестации, основанной на модели компетенций, с использованием объективных данных об эффективности работы.
3. Внедрение и развитие современных цифровых технологий государственного аудита.
3.1. Цифровая трансформация процессов операционной деятельности Счетной палаты:
создание цифровой инфраструктуры для поддержки аудита и аналитической деятельности;
развитие дистанционных методов аудита;
совершенствование процедур и механизмов обратной связи от населения и потребителей информации на базе цифровой инфраструктуры.
3.2. Содействие цифровой трансформации системы государственного управления:
аудит эффективности и стратегический аудит государственных информационных систем и системы обработки государственных данных;
разработка рекомендаций по цифровизации государственного управления, развитию государственных информационных систем, внедрению систем аналитики и поддержки принятия решений, основанных на данных.
Механизмы реализации Стратегии
Проектное управление
Выполнение задач Стратегии будет производиться в формате проектного управления. На основании представленных направлений развития Счетной палаты будет сформирована программа проектов Стратегии, что обеспечит эффективную синхронизацию проектов между собой в части их технологической взаимоувязанности, ресурсного обеспечения и сроков реализации.
Централизованная координация
Координация программы проектов Стратегии будет производиться централизованно, что обеспечит комплексный контроль выполнения проектов и согласованность решений в рамках реализации программы.
Вовлечение сотрудников
Важным принципом реализации Стратегии будет активное вовлечение сотрудников в реализацию задач Стратегии в целях последовательного внедрения проектов и практик Стратегии в ежедневную работу и организации постоянной обратной связи.
Председатель А. Л. Кудрин
Счетная палата Российской Федерации
2018