Решение Липецкого УФАС России от 23.03.2022 N 048/06/105-299/2022

Нарушение: ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, п. 1 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466, в действиях областного бюджетного учреждения культуры "Липецкий государственный театр кукол".

Решение: Признать жалобу обоснованной; предписание не выдавать.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 23 марта 2022 г. N 048/06/105-299/2022

Резолютивная часть решения оглашена 21.03.2022.

Решение в полном объеме изготовлено 23.03.2022.

Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: "..."

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей областного бюджетного учреждения культуры "Л" -"..." (директор), "..." (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО "Г" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение ремонтно-реставрационных работ и работ по приспособлению здания ОБУК "Л", объекта культурного наследия народов Российской федерации "ДК Трубного завода, 1950 г.", (завершение полного комплекса работ в соответствии с Научно- проектной документацией, Шифр 15/20К -ЛТК и Сметной документацией к ней) (реестровый номер 0346200015922000001) (далее - электронный конкурс), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 115 от 15.03.2022,

установила:

В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО "Г" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного конкурса (заказчик- областное бюджетное учреждение культуры "Л").

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.

Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в единой информационной системе в сфере закупок.

Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, не направил своих представителей для участия в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы.

В жалобе заявителя указано, что в извещении о проведении электронного конкурса содержатся нарушения закона, а именно:

1) неправомерно установлены требования к цене договоров, которые подлежат предоставлению для оценки заявок по показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" критерия "квалификация участников",

2) в проекте контракта ненадлежащим образом установлен объем привлечения к исполнению работ субъектов малого предпринимательства.

Представители заказчика не согласны с доводами жалобы, представили письменное мнение.

Извещение о проведении электронного конкурса размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.

Начальная (максимальная) цена контракта - 100 292 670,00 руб.

1. В силу ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Положение).

Пунктом 28 Положения определено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 (наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта) настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев и порядок оценки заявок содержатся в приложении N 3 к извещению о проведении электронного конкурса.

Так, в рамках оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен детализирующий показатель "общая цена исполненных участником закупки договоров".

При этом заказчик определил, что к оценке по детализирующему показателю оценкиN 1 "Общая цена исполненных участником закупки договоров" принимаются исполненные договоры сопоставимые с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусматривающие проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно на выполнение реставрационных и/или ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия. При этом цена каждого представленного участником контракта (договора), подсчитанная по актам выполненных работ, должна быть равна или больше пятидесяти процентов от начальной максимальной цены контракта (договора).

Вместе с тем, установление заказчиком требований к минимальной стоимости каждого контракта (договора), принимаемого к оценке по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров", не предусмотрено п. 28 Положения и является нарушением ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

Аналогичной позиции придерживается и ФАС России в своем решении от 15.03.2022 N 28/06/105-599/2022.

2. В извещении о проведении электронного конкурса установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.

При этом в проекте договора, являющимся приложением N 4 к извещению о проведении электронного конкурса, установлено, что подрядчик (поставщик, исполнитель), не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в случае если данное требование установлено документацией о закупке. Суммарная стоимость, выполняемых субподрядчиками, работ для настоящей закупки, должна составлять не менее 25% от общей стоимости, но не должна превышать 25 млн. рублей (п. 3.1.16).

Согласно ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Пункт 1 указанных Типовых условий содержит условие об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта).

Поскольку заказчик в проекте договора не установил фиксированный процент объема привлечения подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, им допущено нарушение п. 1 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466, и ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.

Установленные нарушения содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Комиссией установлено, что поскольку на участие в электронном конкурсе поступила единственная заявка, допущенные заказчиком нарушения не повлияли на результат закупки.

Руководствуясь Законом о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Г" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение ремонтно-реставрационных работ и работ по приспособлению здания ОБУК "Л", объекта культурного наследия народов Российской федерации "ДК Трубного завода, 1950 г.", (завершение полного комплекса работ в соответствии с Научно- проектной документацией, Шифр 15/20К -ЛТК и Сметной документацией к ней) (реестровый номер 0346200015922000001) обоснованной.

2. Признать нарушение ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, п. 1 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466, в действиях областного бюджетного учреждения культуры "Л".

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку они не повлияли на результат закупки.

4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

"..."