Решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 14.02.2022 N 089/06/33-86/2022
Нарушение: п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2022 г. N 089/06/33-86/2022
ПО ЖАЛОБЕ ООО "Т"
(ИЗВЕЩЕНИЕ N 0190300003722000006)
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->,
Членов Комиссии:
<------->,
<------->;
от Заказчика, Уполномоченного органа и Заявителя, должным образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, представители не представлены,
рассмотрев жалобу ООО "Т" на действия Заказчика - МКУ "Д", при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Капитальный ремонт объекта: "МАДОУ "Надежда", начальная (максимальная) цена контракта - 244 729 000,00 рублей (извещение N 0190300003722000006), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -wwwzakupki.gov.ru (далее - Открытый конкурс, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с
установила:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя (вход. N 697 от 07.02.2022) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что в действиях Заказчика имеется нарушение норм
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при описании объекта закупки и формировании извещения о проведении закупки, действовали в соответствии с положениями
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 08.02.2022 09:00 (МСК+2);
3) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.02.2022;
Жалоба подана в соответствии с
Из доводов жалобы Заявителя следует, что:
1. Заказчиком неправомерно сокращен установленный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
2. Заказчиком не надлежащим образом установлено требование в отношении стоимости исполненных контрактов, как не соответствующее Порядку и влечет ограничение конкуренции.
3. Заказчиком при описании объекта закупки размещена только проектная документация, при этом отсутствуют локальные сметные расчеты.
Заказчик в своих возражениях сообщил, что с доводами Заявителя не согласен полностью, считает, что действовал в рамках действующего Законодательства.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с
В соответствии с
Приложением N 4 к извещению о проведении закупки установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе их значимость и порядок оценки, где в соответствии с разделом III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II Приложения" п. 1 установлен показатель оценки: Наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта. Для подтверждения у участника опыта выполнения работ указано, что участник должен иметь опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка.
Подтверждающие документы:
1) копия исполненного контракта (договора);
2) копия акта (актов) выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 (пять) лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как следует из первого довода Заявителя, что Правилами установлены наименования видов контрактов (договоров), подлежащих оценке, а именно: при закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства Заказчик вправе установить только пятый абзац подпункта "г" пункта 31 Правил.
Таким образом, в соответствии с Правилами по Критерию оценки N 2 Заказчиком должны оцениваться контракты (договора) у Участника конкурса на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Однако, из всего перечня контрактов, которые должны быть установлены в случае осуществления закупки на капитальный ремонт, Заказчиком установлен лишь один - на капитальный ремонт.
Проанализировав довод Заявителя Комиссия сообщает, что предметом закупки является капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 24 раздела V Правил для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В данной закупке применен показатель оценки в соответствии с п. "в" - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно пп. "а" п. 28 Правил в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
При настоящей закупке, в соответствии с извещением о проведении закупки, Заказчиком применен детализирующий показатель оценки, такой как общее количество исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с п. 31 раздела VI Правил при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства),
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
В связи с тем что предметом контракта является капитальный ремонт объекта капитального строительства, то Заказчиком в качестве документа подтверждающего опыт в соответствии с пп. "в" п. 31 Правил установлен исполненный договор (договора), предусматривающий выполнение работ на объекте, соответствующем объекту закупки, то есть на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Далее, в соответствии с пп. "г" п. 31 Правил документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В данном случае Заявителем не верно интерпретируется положение пп. "г" п. 31 Правил, так как п. 31 Правил устанавливает два критерия к отбору Заказчиком договора (договоров) по детализирующему показателю, а именно в соответствии с пп. "в" - это договор соответствующий объекту контракта, в данном случае, объект капитального строительства (за исключением линейного объекта), при этом абзацем четыре пп. "г" п. 31 Правил установлен договор соответствующий предмету контракта, чем с свою очередь, при рассматриваемой закупке, является работы по капитальному ремонту, в связи с чем Заказчиком правомерно установлен перечень договором подлежащий оценке по критерию "Опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта".
Таким образом, по первому доводу Заявителя, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС изучив извещение о закупке и приложения к нему, довод жалобы Заявителя, письменные возражения Заказчика, приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения норм
В своем втором доводе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком, в нарушении действующего законодательства и письма ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21, установлен
Заказчик в своих возражениях по данному доводу пояснил, что установленные критерии оценки выбраны Заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям Заказчика, с учетом конкретных особенностей рынка, объекта закупки, условий муниципального контракта.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС отмечает, что установление Заказчиком минимального предела цены контракта при оценке по критерию "Опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта" не противоречит
Кроме того в соответствии с
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель, в составе жалобы не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что в действиях Заказчика имеется нарушение норм
В соответствии с третьим доводом жалобы Заявителя Комиссия сообщает, что в соответствии с
1) описание объекта закупки в соответствии со
Согласно
В соответствии с
В соответствии с
В соответствии с
Состав проектно-сметной документации определен
Согласно
В состав проектной документации объектов капитального строительства включается смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт.
В силу
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям. При этом смета является частью проектной документации.
Отсутствие в извещении о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в извещении о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
В п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта. В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация должна размещаться в приложении к извещению о закупке на официальном сайте в сети Интернет (п. 5 Обзора).
Согласно
В рассматриваемой закупке для обоснования начальной (максимальной) цены контракта использован именно проектно-сметный метод.
Таким образом, неотъемлемой частью извещения по закупке является локальный сметный расчет.
Аналогичный вывод сделан Арбитражным судом ЯНАО по делу N А81-5948/2021.
Согласно п. 2.1 проекта Контракта Заказчиком установлено, что в цену контракта включается стоимость всех работ, материалов, конструкций и оборудования, приобретаемых Подрядчиком для выполнения работ по контракту, а так же все расходы Подрядчика: налоги, сборы, транспортные и таможенные пошлины (при их наличии), и другие обязательные платежи, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
Изучив извещение о закупке Комиссия установила, что в извещении об открытом конкурсе размещена проектная документация, однако в составе проектной документации отсутствует локально-сметный расчет.
В приложении к извещению об открытом конкурсе в электронной форме размещен проект сметы контракта, который, представляет собой укрупненную смету контракта, не содержит необходимой информации (сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов и т.д.).
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, то в извещении о закупке должна быть размещена проектная документация в полном объеме с целью обеспечения возможности участникам закупки ознакомиться с объемом подлежащих выполнению работ и сформировать свое ценовое предложение. Не размещение заказчиком локально-сметного расчета является нарушением
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают
Довод жалобы является обоснованным.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований
На основании изложенного, руководствуясь
решила:
1. Признать жалобу ООО "Т" на действия Заказчика - МКУ "Д", при осуществлении закупки способом открытого конкурса в электронной форме на "Капитальный ремонт объекта: "МАДОУ "Надежда", начальная (максимальная) цена контракта - 244 729 000,00 рублей (извещение N 0190300003722000006), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение
3. Выдать Заказчику
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица, действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью и разместившего в единой информационной системе в соответствии со
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (при наличии);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по
В соответствии с
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Примечание:
В соответствии с