ВОПРОС: В 2002 году в рамках государственного оборонного заказа на 2002 год государственный заказчик, являющийся собственником ФГУП, заключил с ФГУП государственный контракт от 11.02.2002 г. на финансирование работ по реконструкции и техническому перевооружению производственной базы по изготовлению многорядных матричных фотоприемных устройств (МФПУ) для ТПВК-1.

Бюджетное финансирование осуществлялось с 2002 по 2006 год.

В ходе выполнения работ была проведена реконструкция производственных и инженерных площадей, закуплено и установлено оборудование.
Срок окончания работ по государственному контракту — 2008 год.

ФГУП является федеральным государственным унитарным предприятием.
На какую сумму производится увеличение уставного капитала ФГУПа:
— на всю сумму финансирования;
— на финансирование, поступившее по коду 530;
— по рыночной оценке произведенной реконструкции?

Каков порядок учета бюджетного финансирования до принятия решения собственником об увеличении уставного капитала (на счете 75 « Расчеты с учредителями» или на счете 98 «Доходы будущих периодов»)? Следует ли его учитывать при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

Как документально это должно быть оформлено?

ОТВЕТ
: Департамент налоговой и таможенно- тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 25.07.2008 г. № 1101/10 по вопросу учета в целях налогообложения прибыли средств, получаемых ФГУП от создавшего его собственника, и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.

Основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК) (статьи 214, 294 и 295 ГК) и в Федеральном законе от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Из положений указанных актов законодательства следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество федерального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение.

Согласно статье 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию влечет соответствующие увеличения уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.

Из положений Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ также следует, что приобретенные за счет государственных инвестиций объекты недвижимости, оборудование и средства производства подлежат закреплению за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с одновременным увеличением уставного фонда на стоимость закрепляемого имущества.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Амортизируемое имущество, признаваемое таковым в соответствии с положениями статьи 256 Кодекса, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 Кодекса.

Имущество, полученное унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, учитывается унитарным предприятием после принятия собственником решения об увеличении уставного фонда данного унитарного предприятия и регистрации изменений в его учредительных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заместитель директора департамента
С.В. Разгулин