МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
ПИСЬМО
от 5 июля 2023 года № 24-06-06/62566

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 9 июня 2023 г. по вопросу о применении национального режима при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, сообщает следующее.

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику

(подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (часть 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, исполнение контракта, в том числе приемка поставленного товара, должно происходить в соответствии с контрактом, на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, а также заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616[1] подтверждением производства промышленной продукции на территории Российской Федерации или государства — члена Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее — реестр российской промышленной продукции), или евразийском реестре промышленных товаров государств — членов ЕАЭС, порядок[2] формирования и ведения которого устанавливается правом ЕАЭС (далее — евразийский реестр промышленных товаров) (пункт 6 Постановления № 616).

В соответствии с пунктом 10 Постановления № 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением № 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство — член ЕАЭС, номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации или государства — члена ЕАЭС[3]. Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.

Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 617[4] подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне[5], является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).

Таким образом, при подаче заявки на участие в закупке товаров, указанных в Перечне № 617, для подтверждения страны происхождения участнику закупки необходимо указать (декларировать) номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.

В силу положений пункта 3(2) постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878[6] подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров.

Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления № 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров (пункт 3(3) Постановления № 878).

Обращаем внимание, что согласно пункту 9 Постановления № 617 при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные Постановлением № 719 или Решением Совета ЕЭК № 105 соответственно.

Основанием для внесения в реестр российской промышленной продукции информации о российской промышленной продукции или в единый реестр российской радиоэлектронной продукции информации о российской радиоэлектронной продукции является наличие заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории

Российской Федерации, выдаваемого в соответствии с Постановлением № 719 (пункт 3 Порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, утвержденный приказом Минпромторга России от 29 мая 2020 г. № 1755[7], пункт 4 правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, утвержденного Постановлением № 878).

Правила выдачи указанного заключения утверждены Постановлением № 719 (далее — Правила № 719).

В силу положений пункта 15 Правил № 719 заключение о подтверждении производства подписывается уполномоченным лицом Минпромторга России и действительно в течение 3 лет со дня его выдачи при условии соответствия установленным в пункте 1 Постановления № 719 критериям подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и Правилам, а в отношении продукции, предусмотренной разделами II и III требований, предусмотренных приложением к Постановлению № 719, — при условии ежегодного подтверждения выполнения технологических операций (условий), баллы за которые учитываются при формировании оценки уровня локализации производимой продукции в рамках заключения о подтверждении производства.

Таким образом, заключение, являющееся основанием для включения в реестр российской промышленной продукции и единый реестр российской радиоэлектронной продукции, действительно в течение 3 лет со дня его выдачи при условии соответствия установленным в Постановлении № 719 требованиям.

Учитывая, что заключение имеет ограниченный срок действия, поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо представить заключение, действующее на момент осуществления заказчиком приемки товара (результатов работы).

При этом следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 г. № 889[8], абзац первый пункта 10(3) Постановления № 616 о том, что при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров[9], утратил силу с 1 июня 2023 года.

Обращаем внимание, что частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

На основании части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона № 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Вместе с тем нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (часть 6 статьи 14 Закона № 44-ФЗ).

Так, при исполнении контракта замена промышленных товаров и радиоэлектронной продукции, указанных в приложениях к Постановлениям № 616, № 617, № 878, на товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств — членов ЕАЭС), не допускается (пункт 13 Постановления № 616, пункт 10 Постановления № 617, пункт 8 Постановления № 878).

Таким образом, положения Постановления № 616, Постановления № 617 и Постановления № 878 допускают при исполнении контракта замену товаров, указанных в соответствующих перечнях, только на товары, происходящие из государств — членов ЕАЭС.

Учитывая, что в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического регулирования, внешней и внутренней торговли, а также

Минпромторг России является разработчиком Постановления № 616, Постановления № 617, Постановления № 878 и Постановления № 719, за дополнительными разъяснениями о применении указанных постановлений заявитель вправе обратиться в Минпромторг России.

Дополнительно сообщаем, что в целях унификации и обеспечения стабильного правового регулирования в настоящее время Минфином России подготовлен и внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий внесение изменений, в том числе в Закон № 44-ФЗ, направленных на установление единых порядков реализации механизмов запрета и ограничения допуска товаров иностранного происхождения, а также преимущества товаров российского происхождения непосредственно в Законе № 44-ФЗ.

Заместитель директора Департамента

Д.А. Готовцев



[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее — Постановление № 616).

[2] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (далее — Решение Совета ЕЭК № 105).

[3] Если это установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее — Постановление № 719) или Решением Совета ЕЭК № 105.

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 617).

[5] Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Перечень № 617).

[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 878).

[7] Приказ Минпромторга России от 29 мая 2020 г. № 1755 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму».

[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 г. № 889 «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[9] Предусмотренные Постановлением № 719 или Решением Совета ЕЭК № 105 соответственно.