МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
ПИСЬМО
от 5 июля 2023 года № 24-06-06/62566
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 9 июня 2023 г. по вопросу о применении национального режима при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом №
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона №
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику
(подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (часть 7 статьи 94 Закона №
Таким образом, исполнение контракта, в том числе приемка поставленного товара, должно происходить в соответствии с контрактом, на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, а также заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616[1] подтверждением производства промышленной продукции на территории Российской Федерации или государства — члена Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее — реестр российской промышленной продукции), или евразийском реестре промышленных товаров государств — членов ЕАЭС, порядок[2] формирования и ведения которого устанавливается правом ЕАЭС (далее — евразийский реестр промышленных товаров) (пункт 6 Постановления № 616).
В соответствии с пунктом 10 Постановления № 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным Постановлением № 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство — член ЕАЭС, номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации или государства — члена ЕАЭС[3]. Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 617[4] подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне[5], является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Таким образом, при подаче заявки на участие в закупке товаров, указанных в Перечне № 617, для подтверждения страны происхождения участнику закупки необходимо указать (декларировать) номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
В силу положений пункта 3(2) постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878[6] подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров.
Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления № 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров (пункт 3(3) Постановления № 878).
Обращаем внимание, что согласно пункту 9 Постановления № 617 при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные Постановлением № 719 или Решением Совета ЕЭК № 105 соответственно.
Основанием для внесения в реестр российской промышленной продукции информации о российской промышленной продукции или в единый реестр российской радиоэлектронной продукции информации о российской радиоэлектронной продукции является наличие заключения Минпромторга России о подтверждении производства промышленной продукции на территории
Российской Федерации, выдаваемого в соответствии с Постановлением № 719 (пункт 3 Порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, утвержденный приказом Минпромторга России от 29 мая 2020 г. № 1755[7], пункт 4 правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, утвержденного Постановлением № 878).
Правила выдачи указанного заключения утверждены Постановлением № 719 (далее — Правила № 719).
В силу положений пункта 15 Правил № 719 заключение о подтверждении производства подписывается уполномоченным лицом Минпромторга России и действительно в течение 3 лет со дня его выдачи при условии соответствия установленным в пункте 1 Постановления № 719 критериям подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и Правилам, а в отношении продукции, предусмотренной разделами II и III требований, предусмотренных приложением к Постановлению № 719, — при условии ежегодного подтверждения выполнения технологических операций (условий), баллы за которые учитываются при формировании оценки уровня локализации производимой продукции в рамках заключения о подтверждении производства.
Таким образом, заключение, являющееся основанием для включения в реестр российской промышленной продукции и единый реестр российской радиоэлектронной продукции, действительно в течение 3 лет со дня его выдачи при условии соответствия установленным в Постановлении № 719 требованиям.
Учитывая, что заключение имеет ограниченный срок действия, поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо представить заключение, действующее на момент осуществления заказчиком приемки товара (результатов работы).
При этом следует отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 г. № 889[8], абзац первый пункта 10(3) Постановления № 616 о том, что при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров[9], утратил силу с 1 июня 2023 года.
Обращаем внимание, что частью 2 статьи 34 Закона №
На основании части 7 статьи 95 Закона №
Вместе с тем нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 14 Закона №
Так, при исполнении контракта замена промышленных товаров и радиоэлектронной продукции, указанных в приложениях к Постановлениям № 616, № 617, № 878, на товары, происходящие из иностранного государства (за исключением государств — членов ЕАЭС), не допускается (пункт 13 Постановления № 616, пункт 10 Постановления № 617, пункт 8 Постановления № 878).
Таким образом, положения Постановления № 616, Постановления № 617 и Постановления № 878 допускают при исполнении контракта замену товаров, указанных в соответствующих перечнях, только на товары, происходящие из государств — членов ЕАЭС.
Учитывая, что в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического регулирования, внешней и внутренней торговли, а также
Минпромторг России является разработчиком Постановления № 616, Постановления № 617, Постановления № 878 и Постановления № 719, за дополнительными разъяснениями о применении указанных постановлений заявитель вправе обратиться в Минпромторг России.
Дополнительно сообщаем, что в целях унификации и обеспечения стабильного правового регулирования в настоящее время Минфином России подготовлен и внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий внесение изменений, в том числе в Закон №
Заместитель директора Департамента
Д.А. Готовцев
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее — Постановление № 616).
[2] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (далее — Решение Совета ЕЭК № 105).
[3] Если это установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее — Постановление № 719) или Решением Совета ЕЭК № 105.
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 617).
[5] Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Перечень № 617).
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление № 878).
[7] Приказ Минпромторга России от 29 мая 2020 г. № 1755 «Об утверждении порядка выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, положения об отраслевых экспертных советах при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, порядка формирования и ведения реестра российской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму, порядка формирования и ведения реестра евразийской промышленной продукции, включая порядок предоставления выписки из него и ее форму».
[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 г. № 889 «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
[9] Предусмотренные Постановлением № 719 или Решением Совета ЕЭК № 105 соответственно.