ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Постановление от 24 марта 2022 г. по делу N А39-7291/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25 ноября 2021 года по делу N А39-7291/2021, принятое по заявлению Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия (ОГРН 1021300981404, ИНН 1326137309) к Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия (ОГРН 1021300979490, ИНН 1326135326), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Ледовый дворец" (ОГРН 1071326002879, ИНН 1326201272), государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею", о признании недействительным пункта 1 представления от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 в части требования устранения нарушения (нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25 510 204,00 рубля) путем возврата в доход федерального бюджета средств субсидий, использованных не по целевому назначению в общей сумме 25 000 000,00 рубля

при участии:

от заявителя - не явился, извещен;

от ответчика - не явился, извещен;

от третьих лиц - не явились, извещены

установил:

Министерство спорта и молодежной политики Республики Мордовия (далее - Минспорта Республики Мордовия, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее - УФК по Республике Мордовия, ответчик) о признании недействительным пункта 1 представления от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 (далее - Представление от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991) в части требования устранения нарушения (нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25 510 204,00 рубля) путем возврата в доход федерального бюджета средств субсидии, использованных не по целевому назначению в общей сумме 25 000 000,00 рубля.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное автономное учреждение Республики Мордовия "Ледовый дворец" (далее - ГАУ РМ "Ледовый дворец"), государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею" (далее - ГБУ РМ "СШОР по хоккею").

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 25 ноября 2021 года требования УФК по Республике Мордовия удовлетворены. Суд признал недействительным пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 в части требования устранения нарушения (нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25 510 204,00 рубля) путем возврата в доход федерального бюджета средств субсидии, использованных не по целевому назначению в общей сумме 25 000 000,00 рубля.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой, с учетом дополнения к апелляционной жалобе, просит отменить решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25 ноября 2021 года по делу N А39-7291/2021 и вынести новый судебный акт об оставлении заявления Минспорта Республики Мордовия о признании недействительным пункта 1 оспариваемого представления без удовлетворения, а в случае установления обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации прекратить производство по делу.

УФК по Республике Мордовия считает решение суда незаконным и необоснованным, принятым с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Заявителем представлены отзыв на апелляционную жалобу, а также отзыв на дополнение к апелляционной жалобе, в которых Минспорта Республики Мордовия просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

ГАУ РМ "Ледовый дворец" представлены отзыв на апелляционную жалобу, а также отзыв на дополнение к апелляционной жалобе, в которых третье лицо просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, на основании пункта 10 Федерального стандарта N 1235 и пункта 16 Плана контрольных мероприятий УФК по Республике Мордовия в контрольно-бюджетной сфере на 2021 год в соответствии с приказом УФК по Республике Мордовия от 29.01.2021 N 41о/д в Минспорте Республики Мордовия проведена плановая выездная проверка по теме: "Проверка представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта". Проверяемый период: с 01.01.2019 по 31.12.2020.

16 апреля 2021 по результатам проведения вышеуказанной плановой выездной проверки составлен акт, в котором установлен факт нецелевого использования Минспортом Республики Мордовия средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25 510 204,00 рубля, в том числе: за счет субсидий, полученных из федерального бюджета в сумме 25 510 204,00 рубля; за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в сумме 510 204,00 рубля.

10 июня 2021 заместителем руководителя УФК по Республике Мордовия в адрес Минспорта Республики Мордовия вынесено Представление N 09-12-06/24-5991, в пункте 1 которого установлены нарушения бюджетных правил. По указанному нарушению Минспорту Республики Мордовия предложено устранить бюджетное нарушение путем возврата в доход федерального бюджета средств, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 25 000 000,00 рубля, а также принять меры по устранению причин и условий его совершения в дальнейшем путем расходования средств субсидии в соответствии с целями их предоставления в срок до 15.12.2021.

Полагая, что пункт 1 Представления от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 является незаконным и нарушающим права заявителя, Минспорта Республики Мордовия обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением.

Удовлетворяя заявленные Минспорта Республики Мордовия требования, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае признаков нецелевого расходования бюджетных средств не усматривается, в связи с чем требование уполномоченного лица о возврате Минспортом Республики Мордовия в доход федерального бюджета средств в общей сумме 25 510 204,00 рубля является неправомерным.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, они определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

С учетом анализа приведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции.

В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

В силу пункта 1 статьи 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (пункт 2 статьи 78.2 БК РФ).

По смыслу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств (эффективность использования бюджетных средств), а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

В пункте 1 Представления от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 указывается на то, что в нарушение статьи 38, пункта 3 статьи 132, подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 15.1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", подпункта "б" пункта 1 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, являющихся приложением N 31 к государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 (далее - Правила предоставления и распределения субсидий), Перечня основных мероприятий и мероприятий регионального проекта подпрограмм государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта" (мероприятие N 1.6 Регионального проекта 1 "Спорт - норма жизни" Подпрограммы "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом"), являющегося приложением N 2 к Государственной программе Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.09.2013 N 393 (далее - Государственная программа Республики Мордовия N 393), пункта 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 N 777-08-2019-102 (далее - Соглашение N 777-08-2019-102) Минспортом Республики Мордовия допущено нецелевое использование средств субсидии, выделенной на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние, выразившееся в направлении в 2019 году средств указанной субсидии в размере 25 510 204,00 рубля (в том числе: за счет средств субсидий, полученных из федерального бюджета в сумме 25 000 000,00 рубля; за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - в сумме 510 204,00 рубля) ГАУ РМ "Ледовый дворец", которое не осуществляет спортивную подготовку по хоккею и не является спортивной школой олимпийского резерва по хоккею, что не соответствует цели предоставления субсидии, предусмотренной пунктом 1.2 Соглашения N 777-08-2019-102.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".

Подпунктом "б" пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий установлены цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по следующему направлению: совершенствование спортивной подготовки по хоккею.

В целях предоставления из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Мордовия субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия заключено Соглашение N 777-08-2019-102.

Пунктом 1.2 Соглашения N 777-08-2019-102 (в редакции дополнительного соглашения от 06.06.2019 N 777-08-2019-102/1, действовавшей на дату совершения Минспортом Республики Мордовия платежных операций по использованию бюджетных средств) предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется в целях достижения результатов федерального проекта по субъекту согласно приложениям N 1, 2 и утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.09.2013 N 393 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта на 2014-2020 годы".

Приложением N 1 "Значения результатов регионального проекта" и приложением N 2 Перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия к Соглашению N 777-08-2019-102 (в редакции дополнительного соглашения от 06.06.2019 N 777-08-2019-102/1, действовавшей на дату совершения Минспортом Республики Мордовия платежных операций по нецелевому использованию бюджетных средств) результат регионального проекта установлен как "В спортивные школы олимпийского резерва, в том числе по хоккею, поставлено новое спортивное оборудование и инвентарь".

Перечнем основных мероприятий и мероприятий регионального проекта подпрограмм государственной программы Республики Мордовия "Развитие физической культуры и спорта" (мероприятие N 1.6 Регионального проекта 1 "Спорт - норма жизни" подпрограммы "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом"), являющегося приложением N 2 к Государственной программе Республики Мордовия N 393, предусмотрено основное мероприятие "Приобретение нового спортивного оборудования и инвентаря для спортивных школ олимпийского резерва в целях приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние".

19 апреля 2019 в рамках вышеуказанного Соглашения между Минспортом Республики Мордовия и ГАУ РМ "Ледовый дворец" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели N 1-2019/19 Д96 (далее - Соглашение N 1-2019/19 Д96), в соответствии с которым Главный распорядитель (Минспорта Республики Мордовия) обязуется предоставить Учреждению (ГАУ Республики Мордовия "Ледовый дворец") субсидию на иные цели в целях укрепление материально-технической базы Учреждения и (или) участия в реализации мероприятий, не включенных в государственное задание, в размере 25 510 204,08 рубля 08 коп., в том числе: 510 204,08 рубля 08 коп. (средства республиканского бюджета Республики Мордовия); 25 000 000,00 рубля (за счет субсидии из федерального бюджета), а Учреждение обязуется принять субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим Соглашением, а также обеспечить выполнение условий настоящего Соглашения (пункт 1.1.).

Целью предоставления субсидии является проведение мероприятий, не включенных в государственное задание (в рамках направления, определенного Соглашением от 9.02.2019 N 777-08-2019-102, совершенствование спортивной подготовки по хоккею в рамках договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.01.2019 N б/н между ГАУ РМ "Ледовый дворец" и ГБУ РМ "СШОР по хоккею".

Направлениями расходования субсидии является: приобретение спортивно-технологического оборудования (приобретение комплектов хоккейных односторонних бортов (17 шт.), ворота хоккейные профессиональные с сеткой (34 шт.), приобретение машины для заливки и уборки льда) (пункт 1.2.).

Минспортом Республики Мордовия платежными поручениями от 21.08.2019 N 147464, от 30.08.2019 N 204023, от 24.09.2019 N 332981 перечислены ГАУ РМ "Ледовый дворец" бюджетные ассигнования на приобретение спортивного оборудования по кодам бюджетной классификации расходов: Рп 1101; Цс 068Р552290; Bp 622; доп. код 19-Д96 в общей сумме 25 510,204 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета в сумме 25 000,00 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в сумме 510,204 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 15.1 статьи 1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" под спортивной подготовкой понимается тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

В ходе проверки установлено отсутствие программы спортивной подготовки по хоккею в ГАУ РМ "Ледовый дворец", в связи с чем УФК по Республике Мордовия пришло к выводу о том, что Минспортом Республики Мордовия перечислена субсидия на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние ГАУ РМ "Ледовый дворец", которое не осуществляет спортивную подготовку по хоккею и не является спортивной школой олимпийского резерва по хоккею. По мнению УФК по Республике Мордовия, это не соответствует цели предоставления субсидии, предусмотренной пунктом 1.2 Соглашения N 777-08-2019-102, и является нецелевым использованием средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25 510 204,00 рубля.

Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, УФК по Республике Мордовия не было принято во внимание, что в связи с отсутствием у ГБУ РМ "СШОР по хоккею" закрепленного недвижимого имущества 01.01.2019 между ГАУ РМ "Ледовый дворец" и ГБУ РМ "СШОР по хоккею" заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом согласно графику проведения тренировочных занятий.

Проведение закупочных процедур осуществлялось ГАУ РМ "Ледовый дворец" в соответствии с Перечнем спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минспорта Российской Федерации от 12.02.2019 N 102.

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 22.07.1996 N 25-3 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Мордовия", Положением о Минспорте Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.01.2019 N 23, и на основании ходатайств ГБУ РМ "СШОР по хоккею" от 19.09.2019 N 398 и ГАУ РМ "Ледовый дворец" от 18.09.2019 N 368 приказом Минспорта Республики Мордовия от 27.09.019 N 380 согласована безвозмездная передача особо ценного движимого имущества, принадлежащего ГАУ РМ "Ледовый дворец" в ГБУ РМ "СШОР" по хоккею".

По акту приема-передачи от 03.10.2019 ГАУ РМ "Ледовый дворец" передало в ГБУ РМ "СШОР по хоккею" приобретенное оборудование на общую сумму 25 510 204,00 рубля, которое до настоящего времени используется в целях совершенствования спортивной подготовки по хоккею.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что показатель результативности (результатов) использования вышеуказанной субсидии (количество организаций спортивной подготовки, в которые поставлены новые спортивные оборудование и инвентарь) достигнут, в связи с чем цели предоставления субсидии достигнуты, средства субсидии направлены на приобретение спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, которое безвозмездно передано в спортивную школу олимпийского резерва по хоккею, в связи с чем, ущерб федеральному бюджету не причинен.

Данная позиция согласуется с позицией, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2018 N 304-КГ18-20182 по делу N А67-4578/2017.

Довод УФК по Республике Мордовия о том, что согласно акту выездной проверки ГАУ РМ "Ледовый дворец" от 16.02.2021 комплекты хоккейных односторонних бортов (17 шт.) и ворота хоккейные профессиональные с сеткой (34 шт.), закупленные за счет средств субсидии на общую сумму 13 960 128,00 рубля, находятся на ответственном хранении в администрациях муниципальных районов Республики Мордовия и фактически не используются для целей совершенствования спортивной подготовки по хоккею, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку не подтверждает сам факт нецелевого расходования бюджетных средств, а может свидетельствовать только о неэффективности их использования.

Между тем в оспариваемом Представлении вопрос об эффективности или неэффективности использования средств субсидии не отражен.

Кроме того, вышеуказанной проверке (акт от 16.02.2021) подвергалась деятельность по использованию средств из федерального бюджета не Минспорта Республики Мордовия, а ГАУ РМ "Ледовый дворец".

В силу указанного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права и обоснованно признал, что пункт 1 представления Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 в части требования устранения нарушения (нецелевое использование средств межбюджетных трансфертов на общую сумму 25 510 204,00 рубля) путем возврата в доход федерального бюджета средств субсидии, использованных не по целевому назначению в общей сумме 25 000 000,00 рубля не соответствует закону.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм права.

Позиция УФК по Республике Мордовия о наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации для прекращения производство по делу, судом апелляционной инстанции признается ошибочной.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ установлено, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК РФ, а именно: заявление не подлежат рассмотрению в судах.

Каких либо доводов относительно того, что заявление Минспорта Республики Мордовия не подлежало рассмотрению в Арбитражном суде Республики Мордовия, в УФК по Республике Мордовия не приведено.

Доводы УФК по Республике Мордовия о том, что рассмотрение судом первой инстанции требования о признании недействительным п. 1 оспариваемого представления не обеспечивает защиту и восстановление прав заявителя, со ссылкой на уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 10.01.2022 N 07-04-04/09-6 и приказ "О бесспорном взыскании суммы средств, представленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" от 08.02.2022 N 53, судом апелляционной отклоняются, поскольку данные акты являются последствием принятия УФК по Республике Мордовия пункта 1 представления от 10.06.2021 N 09-12-06/24-5991 и не являются предметом спора по настоящему делу.

Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25 ноября 2021 года по делу N А39-7291/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья
М.Н.КАСТАЛЬСКАЯ

Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА