ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Определение от 22 июля 2019 г. N 303-ЭС19-10895
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу от 13.05.2019 Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю, казначейство) на решение Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2018 по делу N А51-15508/2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.04.2019 по тому же делу
по заявлению администрации Дальнегорского городского округа Приморского края (далее также - администрация) и Финансового управления администрации к Департаменту государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморского края (далее - Департамент) о признании незаконным уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 10.11.2017 N УВ 1-ВП/2017 на сумму 4 662 930 рублей, к Департаменту финансов Приморского края о признании недействительными приказов от 23.01.2018 NN 8 и 9 "О применении бюджетных мер принуждения к муниципальному образованию Дальнегорский городской округ", к УФК по Приморскому краю о признании незаконными действий по взысканию денежных средств в размере 4 662 930 рублей из бюджета Дальнегорского городского округа в бюджет Приморского края и об обязании возвратить денежные средства,
установила:
решением Арбитражного суда Приморского края от 13.11.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.04.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УФК по Приморскому краю ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не усматривается.
Как следует из судебных актов, по результатам проверки деятельности Управления образования администрации Дальнегорского городского округа Приморского края Департамент пришел к выводу о нецелевом использовании средств субвенций, предоставленных муниципальному образованию из краевого бюджета в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан в сфере образования, на общую сумму 4 662 930 рублей.
Данное нарушение департамент усмотрел в том, что денежные средства в указанной сумме были направлены на оплату труда вспомогательного персонала, не задействованного непосредственно в образовательной деятельности и не осуществляющего реализацию основных общеобразовательных программ. В адрес Управления образования администрации выдано представление от 09.11.2017 N 8/16-ВП/2017.
Также Департамент направил в Департамент финансов Приморского края уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 10.11.2017 N УВ 1-ВП/2017, которое явилось основанием для вынесения приказов от 23.01.2018 NN 8, 9 о применении бюджетных мер принуждения к муниципальному образованию Дальнегорский городской округ в виде бесспорного взыскания из местного бюджета в бюджет Приморского края суммы нарушения. Денежные средства взысканы УФК по Приморскому краю с лицевого счета бюджета Дальнегорского городского округа.
Удовлетворяя требования администрации, суды руководствовались статьями 269.2, 306.1, 306.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком осуществления внутреннего государственного финансового контроля, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 11.08.2014 N 304-па, Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения, утвержденного приказом Департамента финансов Приморского края от 06.03.2014 N 19.
Суды исходили из того, что представление Департамента от 09.11.2017 N 8/16-ВП/2017, вынесенное в адрес Управления образования администрации, признано не соответствующим действующему законодательству в рамках дела N А51-28960/2017. Основанием для этого явился установленный в ходе судебного разбирательства по указанному делу факт отсутствия в действиях Управления образования администрации вмененного ему бюджетного правонарушения. Отсутствие события и состава бюджетного правонарушения обусловливает незаконность вытекающих из него мер бюджетной ответственности, примененных к Дальнегорскому городскому округу обжалуемыми по настоящему делу решениями и действиями.
В кассационной жалобе УФК по Приморскому краю возражает против выводов судов, указывая на отсутствие преюдиции судебных актов по делу N А51-28969/2017, неподсудность суду требования об обжаловании уведомления о применении бюджетных мер принуждения, на законность действий казначейства по взысканию денежных средств на момент их совершения. Эти и другие доводы кассационной жалобы ранее заявлялись при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций. Изучение позиции судов, выраженной по заявленным доводам, не свидетельствует о существенном нарушении норм права, повлиявшем на исход судебного разбирательства, без устранения которого невозможно устранить нарушение прав заявителя.
Довод об отсутствии у казначейства полномочий по возврату в бюджет муниципального образования взысканных денежных средств на такое нарушение также не указывает. УФК по Приморскому краю не лишено возможности соблюсти правила о возврате излишне поступивших в доход краевого бюджета средств, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, в административном порядке.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА