Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 18 октября 2023 г. N ЗГ-3-26/13425
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение <...>, сообщает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок и правила совершения, а также причины прекращения действия доверенностей устанавливаются положениями раздела 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом применение доверенности в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в рамках Кодекса эти положения не нарушает.
Положениями статьи 188 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены основания прекращения действия доверенности. При этом приведенный в указанной статье перечень оснований, по которым доверенность прекращает свое действие, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Положениями Кодекса установлены возможность создания доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя (далее - электронная доверенность), - пунктом 3 статьи 29 Кодекса и полномочия ФНС России по утверждению формата и порядка направления электронной доверенности по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) - пунктом 5 статьи 80 Кодекса.
На основании вышеуказанных положений Кодекса издан приказ ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@ "Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи".
При этом электронная доверенность применяется как еще один способ создания (совершения) доверенностей, не оказывает влияния на процесс приема от уполномоченных представителей налогоплательщиков налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС, отличного от оказываемого доверенностями, совершенными на бумажных носителях, и не предполагает их отмену.
Внедрение электронной доверенности при осуществлении электронного документооборота с налоговыми органами также не предполагает оснований прекращения действия доверенностей, отличных от установленных в указанной выше статье Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обязанность, установленная Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" путем внесения изменений в пункт 3 статьи 29 Кодекса, вступающих в силу с 01.03.2024, в соответствии с которыми уполномоченный представитель, указанный в пункте 5.1 статьи 23 Кодекса, осуществляет свои полномочия на основании электронной доверенности, распространяется на доверенности, которые будут совершаться и применяться для подтверждения полномочий уполномоченных представителей после 01.03.2024.
При этом прекращение использования квалифицированных сертификатов сотрудников юридических лиц или замена квалифицированной электронной подписи уполномоченного представителя в рамках действующей доверенности не являются основаниями для прекращения действия доверенности.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Начальник Управления
электронного документооборота ФНС
Ф.В.НОВИКОВ