МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2023 г. № 02-06-05/109023
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 13.10.2023 по вопросу порядка отражения в бюджетном учете объектов, составляющих муниципальную казну, и сообщает.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении запрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц по вопросам применения нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности государственных финансов, а также федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что суть вопроса в обращении сводится к применению положений нормативных правовых актов при ведении организациями бюджетной сферы бухгалтерского учета (к вопросам профессионального суждения), обращаем внимание, что подобные вопросы следует направлять в виде запроса организации, оформленного надлежащим образом (на бланке организации), подписанного уполномоченным лицом, в адрес субъекта консолидации, принимающего отчетность от соответствующего субъекта учета.
Вместе с этим Департамент полагает возможным обратить внимание на следующее.
С 1 января 2023 года порядок признания (принятия к бюджетному учету) и оценки нефинансовых активов имущества казны определен положениями федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Государственная (муниципальная) казна", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2021 N 84н (далее - СГС "Казна", Стандарт), иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, в частности Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, с учетом их классификации при признании в одну из групп нефинансовых активов имущества казны, указанных в пункте 6 Стандарта.
Первоначальной стоимостью имущества, отнесенного согласно законодательству Российской Федерации к объектам недвижимого имущества и движимого имущества, составляющего казну, в том числе созданного хозяйственным способом, является сумма фактических затрат на их приобретение, создание, изготовление, увеличение первоначальной (балансовой) стоимости имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, в результате работ по достройке, реконструкции зданий (сооружений), в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения (пункт 8 СГС "Казна").
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Согласно пункту 10 СТС "Казна" земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка - по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости, - в условной оценке, один квадратный метр - 1 рубль.
Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступ всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Тексты нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности государственных финансов, размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.
Интернет-адрес сайта - http://www.minfin.gov.ru.
Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С. В. СИВЕЦ