Министерство финансов Российской Федерации в целях организации бюджетного процесса в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации обращает внимание главных распорядителей средств федерального бюджета, что при исполнении Федерального закона о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов необходимо учитывать следующее.
Согласно положениям статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходными обязательствами согласно Кодексу (статья 6) являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 Кодекса, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям статьи 6 Кодекса понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании вышеуказанных норм бюджетного законодательства Российской Федерации расходы федерального бюджета по софинансированию исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации или предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения осуществляются исключительно путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам).
Расходы по исполнению вышеуказанных расходных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, в том числе в связи с необходимостью приобретения основных средств, материальных запасов, автотранспорта, оборудования, лекарственных средств или иного имущества (далее — имущество), осуществляются в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Государственными (муниципальными) заказчиками на закупку указанного имущества являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления).
При этом на основании статьи 132 Кодекса, предусматривающей норму о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, определяющих условия предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемых на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), возникающих в связи с закупкой необходимого имущества, могут устанавливаться особые условия предоставления таких субсидий.
Так, в случае определения соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета единого перечня имущества и предъявления единых требований к нему главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении соответствующей субсидии может быть принято решение о включении в условия получения субъектом Российской Федерации субсидии положения о проведении централизованного размещения заказа для государственных нужд на право заключить государственные контракты на закупку соответствующего имущества (далее — централизованный заказ) государственными заказчиками — исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Централизованный заказ проводится с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Функции по размещению централизованного заказа могут осуществляться органом, уполномоченным на это главным распорядителем средств федерального бюджета (далее — уполномоченный орган), либо с привлечением специализированной организации. При этом право подписания государственного контракта на поставку имущества по итогам централизованного размещения заказа остается за государственными заказчиками на закупку указанного имущества — исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления).
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по исполнению вышеуказанных государственных контрактов осуществляются в порядке, установленном для исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих доставку имущества, и других документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с установленным финансовым органом субъекта Российской Федерации порядком.
Авансирование поставки имущества, работ и услуг, связанных с его поставкой, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно условиям заключенных государственных контрактов.
Учитывая вышеизложенное, расходы федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемых на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в том числе в связи с закупкой имущества, должны осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета по подразделу 1102 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)" раздела 1100 "Межбюджетные трансферты", и не могут осуществляться за счет ассигнований, предусмотренных по иным разделам классификации расходов бюджетов.
Государственные контракты на централизованную закупку и поставку имущества, предназначенного для последующей передачи соответствующим учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным учреждениям), ранее заключенные государственными заказчиками — федеральными органами исполнительной власти на срок, превышающий 2008 год, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств по иным разделам классификации расходов бюджетов, исполняются до их завершения (но не более трех лет, начиная с 2008 года).
Согласно положениям статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходными обязательствами согласно Кодексу (статья 6) являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 Кодекса, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям статьи 6 Кодекса понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании вышеуказанных норм бюджетного законодательства Российской Федерации расходы федерального бюджета по софинансированию исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации или предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения осуществляются исключительно путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам).
Расходы по исполнению вышеуказанных расходных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, в том числе в связи с необходимостью приобретения основных средств, материальных запасов, автотранспорта, оборудования, лекарственных средств или иного имущества (далее — имущество), осуществляются в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Государственными (муниципальными) заказчиками на закупку указанного имущества являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления).
При этом на основании статьи 132 Кодекса, предусматривающей норму о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, определяющих условия предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемых на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), возникающих в связи с закупкой необходимого имущества, могут устанавливаться особые условия предоставления таких субсидий.
Так, в случае определения соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета единого перечня имущества и предъявления единых требований к нему главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении соответствующей субсидии может быть принято решение о включении в условия получения субъектом Российской Федерации субсидии положения о проведении централизованного размещения заказа для государственных нужд на право заключить государственные контракты на закупку соответствующего имущества (далее — централизованный заказ) государственными заказчиками — исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Централизованный заказ проводится с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Функции по размещению централизованного заказа могут осуществляться органом, уполномоченным на это главным распорядителем средств федерального бюджета (далее — уполномоченный орган), либо с привлечением специализированной организации. При этом право подписания государственного контракта на поставку имущества по итогам централизованного размещения заказа остается за государственными заказчиками на закупку указанного имущества — исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления).
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по исполнению вышеуказанных государственных контрактов осуществляются в порядке, установленном для исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих доставку имущества, и других документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с установленным финансовым органом субъекта Российской Федерации порядком.
Авансирование поставки имущества, работ и услуг, связанных с его поставкой, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно условиям заключенных государственных контрактов.
Учитывая вышеизложенное, расходы федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемых на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в том числе в связи с закупкой имущества, должны осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета по подразделу 1102 "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)" раздела 1100 "Межбюджетные трансферты", и не могут осуществляться за счет ассигнований, предусмотренных по иным разделам классификации расходов бюджетов.
Государственные контракты на централизованную закупку и поставку имущества, предназначенного для последующей передачи соответствующим учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным учреждениям), ранее заключенные государственными заказчиками — федеральными органами исполнительной власти на срок, превышающий 2008 год, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств по иным разделам классификации расходов бюджетов, исполняются до их завершения (но не более трех лет, начиная с 2008 года).
Заместитель Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко