«О налогообложении грантов»
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает следующее.
1. По налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в связи с чем передача денежных средств у передающей стороны (грантодателей) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается стороны, получающей денежные средства (грантополучателей), то необходимо учитывать, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, в том случае если денежные средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), то данные средства не учитываются при определении налоговой базы и, соответственно, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость у стороны, их получающей.
Также на основании статьи 154 Кодекса не подлежат налогообложению денежные средства, полученные налогоплательщиками в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), которые в соответствии со статьей 149 Кодекса освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Кроме того, не подлежат налогообложению денежные средства (гранты), получаемые некоммерческими организациями на осуществление конкретных целевых программ и мероприятий, связанных с ведением ими основной уставной деятельности.
В то же время обращаем внимание на то, что вопрос применения льготного режима налогообложения по налогу на добавленную стоимость рассматривается в отношении каждой конкретной ситуации и решается в зависимости от обстоятельств, возникших у налогоплательщика в процессе осуществления им экономической либо иной хозяйственной деятельности.
2. По налогу на прибыль организаций.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
Данной главой Кодекса льготы по налогу на прибыль налогоплательщикам, в том числе организациям-грантодателям, не предусмотрены.
В то же время для организаций-грантополучателей предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, позволяющие не учитывать в составе доходов средства в виде полученных грантов.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 главы 25 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
Грантами в целях главы 25 Кодекса признаются денежные средства или иное имущество, в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям.
Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 № 923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов».
Таким образом, в целях налогообложения прибыли имущество, полученное от коммерческих организаций (российских и иностранных) и иностранных физических лиц, не является грантом для целей налогообложения.
Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
Грантополучатель в обязательном порядке предоставляет отчет о расходовании средств грантодателю.
Если полученный организацией грант не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных условий и нет иных оснований для отнесения его к целевому финансированию (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса) или к целевым поступлениям (пункт 2 статьи 251 Кодекса), он учитывается для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании пункта 8 статьи 250 Кодекса.
3. По налогу на доходы физических лиц.
Федеральным законом от 23.03.2007 № 38-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в пункт 6 статьи 217 Кодекса, которыми с 1 января 2008 г. исключены из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации не только международными и иностранными организациями, но также и российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по составлению и утверждению перечня российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (далее — Перечень).
При определении условий, при которых российская организация может претендовать на включение в Перечень, следует исходить из того, что российская организация должна обязательно иметь статус некоммерческой организации, гранты должны предоставляться на осуществление конкретных программ в области науки, образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований. Вместе с тем данные программы должны соответствовать национальным интересам Российской Федерации в области образования, искусства, культуры, науки, охраны окружающей среды, а также международным обязательствам и законодательству Российской Федерации.
При представлении грантодателем документов для рассмотрения вопроса о включении организации в вышеназванный Перечень в этих документах должны найти отражение следующие данные:
4. По единому социальному налогу.
Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом (далее — ЕСН) для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 238 Кодекса в налоговую базу в части суммы ЕСН, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.
Следовательно, при предоставлении грантов на основании договоров гражданско- правового характера на выполнение работ (оказание услуг), заключаемых с физическими лицами — грантополучателями, сумма гранта в части вознаграждения физическому лицу за выполненные работы (оказанные услуги) по такому договору подлежит налогообложению ЕСН в части, подлежащей зачислению в федеральны104й бюджет и фонды обязательного медицинского страхования (Федеральный и территориальные). ЕСН, подлежащий зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, с данных сумм не уплачивается.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, если получатель гранта произведет в связи с выполнением работ (оказанием услуг) по договору затраты, которые сможет подтвердить документально, то сумма гранта, возмещающая такие затраты, не будет облагаться ЕСН на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса.
1. По налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Операции по передаче денежных средств не относятся к операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в связи с чем передача денежных средств у передающей стороны (грантодателей) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается стороны, получающей денежные средства (грантополучателей), то необходимо учитывать, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Учитывая изложенное, в том случае если денежные средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав), то данные средства не учитываются при определении налоговой базы и, соответственно, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость у стороны, их получающей.
Также на основании статьи 154 Кодекса не подлежат налогообложению денежные средства, полученные налогоплательщиками в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), которые в соответствии со статьей 149 Кодекса освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Кроме того, не подлежат налогообложению денежные средства (гранты), получаемые некоммерческими организациями на осуществление конкретных целевых программ и мероприятий, связанных с ведением ими основной уставной деятельности.
В то же время обращаем внимание на то, что вопрос применения льготного режима налогообложения по налогу на добавленную стоимость рассматривается в отношении каждой конкретной ситуации и решается в зависимости от обстоятельств, возникших у налогоплательщика в процессе осуществления им экономической либо иной хозяйственной деятельности.
2. По налогу на прибыль организаций.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
Данной главой Кодекса льготы по налогу на прибыль налогоплательщикам, в том числе организациям-грантодателям, не предусмотрены.
В то же время для организаций-грантополучателей предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, позволяющие не учитывать в составе доходов средства в виде полученных грантов.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 главы 25 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
Грантами в целях главы 25 Кодекса признаются денежные средства или иное имущество, в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям.
Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 № 923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов».
Таким образом, в целях налогообложения прибыли имущество, полученное от коммерческих организаций (российских и иностранных) и иностранных физических лиц, не является грантом для целей налогообложения.
Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления — СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
Грантополучатель в обязательном порядке предоставляет отчет о расходовании средств грантодателю.
Если полученный организацией грант не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных условий и нет иных оснований для отнесения его к целевому финансированию (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса) или к целевым поступлениям (пункт 2 статьи 251 Кодекса), он учитывается для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании пункта 8 статьи 250 Кодекса.
3. По налогу на доходы физических лиц.
Федеральным законом от 23.03.2007 № 38-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в пункт 6 статьи 217 Кодекса, которыми с 1 января 2008 г. исключены из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации не только международными и иностранными организациями, но также и российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по составлению и утверждению перечня российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (далее — Перечень).
При определении условий, при которых российская организация может претендовать на включение в Перечень, следует исходить из того, что российская организация должна обязательно иметь статус некоммерческой организации, гранты должны предоставляться на осуществление конкретных программ в области науки, образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований. Вместе с тем данные программы должны соответствовать национальным интересам Российской Федерации в области образования, искусства, культуры, науки, охраны окружающей среды, а также международным обязательствам и законодательству Российской Федерации.
При представлении грантодателем документов для рассмотрения вопроса о включении организации в вышеназванный Перечень в этих документах должны найти отражение следующие данные:
- полное официальное наименование организации;
- вид организации (по учредительным документам);
- когда и кем образована данная организация и какие цели и задачи она преследует (по уставу);
- для какой цели выплачиваются гранты;
- данные о величине грантов;
- список получателей грантов за последние три года (при большом количестве получателей — количество выданных грантов);
- программа благотворительной деятельности или другие материалы, подтверждающие намерения грантодателя по поддержке науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации.
4. По единому социальному налогу.
Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом (далее — ЕСН) для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 238 Кодекса в налоговую базу в части суммы ЕСН, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.
Следовательно, при предоставлении грантов на основании договоров гражданско- правового характера на выполнение работ (оказание услуг), заключаемых с физическими лицами — грантополучателями, сумма гранта в части вознаграждения физическому лицу за выполненные работы (оказанные услуги) по такому договору подлежит налогообложению ЕСН в части, подлежащей зачислению в федеральны104й бюджет и фонды обязательного медицинского страхования (Федеральный и территориальные). ЕСН, подлежащий зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, с данных сумм не уплачивается.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, если получатель гранта произведет в связи с выполнением работ (оказанием услуг) по договору затраты, которые сможет подтвердить документально, то сумма гранта, возмещающая такие затраты, не будет облагаться ЕСН на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса.
Заместитель руководителя
Федеральной налоговой службы
Т.В. Шевцова
Федеральной налоговой службы
Т.В. Шевцова