ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 16 февраля 2024 г. № ПГ/01856-6-1
Вопрос: Работник работает в разъездном режиме, перемещаясь по регионам РФ железнодорожным и авиатранспортом. Работа оплачивается по сдельной системе, то есть по факту ее выполнения. Из-за непогоды несколько авиарейсов было задержано на срок более суток и по этой причине работу невозможно было выполнить в срок. Оплату не произвели, несмотря на то, что его вины не было. Правомерно ли это? Должен ли работодатель оплатить это время или ввести простой с оплатой?
Ответ: Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев обращение, зарегистрированное 29 января 2024 года, в пределах компетенции сообщает.
В силу абзаца восьмого части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязательными для включения в трудовой договор являются условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).
Трудовое законодательство не раскрывает понятия и не определяет, что следует понимать под разъездным характером работы. По нашему мнению, разъездной может считаться работа, при выполнении которой осуществляются регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории (участков), при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.
Согласно части первой статьи 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Порядок учета рабочего времени работников, которые в рамках разъездного характера работы регулярно выезжают на объекты, нормами трудового законодательства не закреплен.
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором (часть первая статьи 100 ТК РФ).
Таким образом, конкретный режим рабочего времени при разъездном характере работ должен быть отражен в правилах внутреннего трудового распорядка организации либо в трудовом договоре.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что согласно статье 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Таким образом, если в трудовом договоре с работником установлено, что служебные поездки осуществляются только по одному населенному пункту, то направление работника за его пределы будет являться служебной командировкой.
Под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (часть третья статьи 72.2 ТК РФ).
При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы (часть вторая статьи 150 ТК РФ).
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (часть вторая статьи 157 ТК РФ).
Настоящее письмо не является правовым актом.
Начальник Правового управления
Б. С. ГУДКО