ПРИКАЗ
от 27 декабря 2019 г. N 1657
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31, ст. 4466) и в целях методического обеспечения анализа осуществления внутреннего финансового аудита приказываю:
утвердить прилагаемую Методику проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 27 декабря 2019 г. N 1657
ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Настоящая Методика проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита (далее - Методика) предназначена для обеспечения проведения Федеральным казначейством предусмотренного пунктом 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101), внутреннего финансового аудита (далее - Анализ).
2. В Методике применяются термины, используемые в федеральных стандартах внутреннего финансового аудита, устанавливаемых Минфином России в соответствии с абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31, ст. 4466), в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
В Методике под главными администраторами бюджетных средств понимаются главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета.
3. Анализ проводится путем запроса органом Федерального казначейства с учетом положений абзаца второго пункта 4 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации информации и документов о выполнении главными администраторами бюджетных средств бюджетных полномочий по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - Запрос) и изучения полученной информации и документов.
4. Анализ проводится в отношении главных администраторов бюджетных средств, которыми являются главные администраторы средств федерального бюджета, главные администраторы средств бюджета субъекта Российской Федерации, главные администраторы средств местного бюджета.
5. Целью Анализа является подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита.
6. Задачами Анализа являются:
выявление лучших практик организации и осуществления внутреннего финансового аудита;
выявление типовых недостатков и (или) нарушений при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита, в том числе их причин и условий;
анализ результатов проведения главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита;
оценка осуществления внутреннего финансового аудита по итогам Анализа;
представление в Министерство финансов Российской Федерации информации и документов, необходимых для совершенствования нормативного и методического обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита.
7. Анализ проводится на основании следующих источников информации:
общедоступные сведения (размещенные на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), в том числе информация из единого портала бюджетной системы Российской Федерации;
сведения, содержащиеся в информационных системах Федерального казначейства и (или) Министерства финансов Российской Федерации (при наличии технической возможности их получения);
сведения, полученные от лиц, располагающих документами и фактическими данными, информацией, необходимой для проведения Анализа (например, от финансовых органов и (или) органов государственного (муниципального) финансового контроля);
информация и документы об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита, полученные от главных администраторов бюджетных средств.
8. Проведение Анализа состоит из следующих этапов:
мониторинг и анкетирование главных администраторов бюджетных средств;
планирование и проведение аналитического мероприятия;
составление и представление информации по результатам аналитического мероприятия (анкетирования).
9. Мониторинг главных администраторов бюджетных средств проводится в целях определения главных администраторов средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
10. Анкетирование главных администраторов бюджетных средств проводится на основании Запроса в целях получения информации и документов, характеризующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, согласно плановой заявке на проведение аналитического мероприятия (анкетирования) Министерства финансов Российской Федерации, содержащей перечень вопросов, подлежащих изучению (далее - плановая заявка).
Перечень информации и документов об организации и осуществлении главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, запрашиваемых в рамках анкетирования, определяется Федеральным казначейством.
11. Анкетирование в отношении главных администраторов бюджетных средств рекомендуется проводить ежегодно.
12. Обобщенная по результатам сбора и обработки результатов анкетирования (самооценки главных администраторов бюджетных средств) информация направляется в Министерство финансов Российской Федерации в составе аналитического отчета в соответствии с разделом III Методики.
Направляемая информация должна содержать основные выводы об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в главных администраторах бюджетных средств.
13. Проведение аналитического мероприятия подлежит ежегодному планированию.
Министерство финансов Российской Федерации ежегодно до 1 ноября года, предшествующего году, в котором проводится аналитическое мероприятие (анкетирование), формирует и направляет в Федеральное казначейство плановую заявку.
14 - 16. Утратили силу. - Приказ Минфина России от 01.12.2023 N 540.
17. Аналитическое мероприятие (анкетирование) проводится на основании плановой заявки до 1 октября текущего года путем:
направления органом Федерального казначейства Запроса;
изучения, анализа и обобщения полученных по Запросу информации и документов;
формирования аналитического отчета;
оценки осуществления внутреннего финансового аудита главными администраторами средств федерального бюджета по итогам Анализа в отчетном финансовом году в целях расчета показателей качества финансового менеджмента, характеризующих внутренний финансовый аудит в главных администраторах средств федерального бюджета.
18. Запрос формируется Федеральным казначейством в зависимости от перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе аналитического мероприятия (анкетирования).
Подготовка Запроса осуществляется с учетом положений федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, устанавливаемых Минфином России в соответствии с абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и иных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита.
19. Запрос может содержать:
перечень вопросов об организации и осуществлении главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита;
перечень вопросов об организационной структуре главных администраторов бюджетных средств;
перечень документов (их копий), которые главные администраторы бюджетных средств обязаны представить в Федеральное казначейство.
В целях проведения Анализа могут быть запрошены иная информация и документы, которые необходимы в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях организации и осуществления внутреннего финансового аудита, а также проведения Анализа.
аналитического мероприятия (анкетирования)
20. По результатам проведения аналитического мероприятия (анкетирования) Федеральное казначейство формирует аналитический отчет.
21. Аналитический отчет должен содержать:
обобщенную информацию о проведенном аналитическом мероприятии (анкетировании);
информацию о выявленных лучших практиках организации и осуществления внутреннего финансового аудита (при наличии);
информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита (при наличии), об их причинах и условиях, в том числе о типовых недостатках и (или) нарушениях (при наличии), а также о результатах оценки состояния внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств;
обобщенную информацию о рекомендациях главным администраторам бюджетных средств по результатам проведения аналитического мероприятия (анкетирования).
22. Федеральное казначейство в течение 10 рабочих дней после окончания аналитического мероприятия (анкетирования) направляет в Министерство финансов Российской Федерации аналитический отчет.
23. Федеральное казначейство:
направляет в Министерство финансов Российской Федерации в срок до 15 мая текущего финансового года оценки осуществления внутреннего финансового аудита, полученные главными администраторами средств федерального бюджета по итогам Анализа в отчетном финансовом году, необходимые для расчета показателей качества финансового менеджмента, характеризующих внутренний финансовый аудит в главных администраторах средств федерального бюджета;
в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления внутреннего финансового аудита проводит рабочие встречи и консультации с главными администраторами средств федерального бюджета.
24. Федеральное казначейство после окончания аналитического мероприятия (анкетирования) в целях подготовки предложений по совершенствованию осуществления внутреннего финансового аудита проводит рабочие встречи и консультации с главными администраторами средств бюджета субъекта Российской Федерации, главными администраторами средств местного бюджета, осуществляющими деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.