Определение Верховного Суда РФ от 11.06.2019 N 308-ЭС19-7814 по делу N А53-16543/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о возмещении ущерба, причиненного РФ.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку ущерб, причиненный РФ, возник в связи с ненадлежащим выполнением департаментом своих обязательств по муниципальным контрактам (за счет средств федерального бюджета оплачены расходы, которые не являются непредвиденными, и работы, объем, качество и соответствие фактической стоимости которых не проверены).
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 июня 2019 г. N 308-ЭС19-7814
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Департамента социального развития города Азова на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.09.2018, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2019 по делу N А53-16543/2018
по иску Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление, истец) к Департаменту социального развития города Азова (далее - департамент) о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации в сумме 14 431 274 рублей 25 копеек,
установил:
решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.09.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2019, требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Департамент, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить судебные акты.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, управлением в отношении департамента проведена выездная плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Строительство и реконструкция спортивных объектов, а также поставка, монтаж, демонтаж строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных соревнований" Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 (далее - подпрограмма) за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам проверки вынесено предписание от 08.08.2017 N 58-23-09/23-107 о возврате в срок до 10.11.2017 в доход федерального бюджета 14 431 274 рублей 25 копеек.
Неисполнение предписания послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суды трех инстанций, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание установленные обстоятельства, пришли к выводу о доказанности заявителем наличия совокупности обстоятельств для удовлетворения требования о взыскании имущественного ущерба.
Судебные инстанции установили, что департамент заключил с ГБУК РО "Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник" муниципальный контракт от 04.02.2016 N 4, которым предусмотрено проведение научно-исследовательских археологических работ, включающих охранно-спасательные раскопки объекта археологического наследия. Работы по обратной засыпке грунта на общую сумму 6 940 275 рублей выполнены ООО "Лейма" и оплачены за счет статьи "Непредвиденные расходы". Вместе с тем, из содержания муниципального контракта следует, что проведение археологических раскопок включает в себя, в том числе, работы по выемке и обратной засыпке грунта.
Таким образом, суды указали, что необходимость проведения археологических изысканий и осуществления раскопок определена на стадии разработки проектной документации спорного объекта, оплата работ не относится к непредвиденным расходам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Приведенные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, по существу, основаны на ином применении положений законодательства к установленным фактическим обстоятельствам спора, в связи с чем не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать Департаменту социального развития города Азова в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
М.К.АНТОНОВА