МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 мая 2024 г. № 02-06-08/41605

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо от 3 апреля 2024 г. (далее - Письмо) и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России не уполномочен давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.

Вместе с тем Департамент полагает необходимым отметить следующее.

Единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается положениями федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н).

Согласно пункту 36 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Показатели, представляющие активы, к которым относятся основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы, права пользования активами, биологические активы, иные нефинансовые активы и финансовые активы, приводятся в бухгалтерском балансе обособленно от обязательств и финансового результата (пункт 8 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 260н (далее - СГС "Представление отчетности")).

Также пунктом 26 СГС "Представление отчетности", пунктом 13 Инструкции N 191н установлено, что активы и обязательства в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (далее - Баланс (ф. 0503130)) представляются с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные).

Единые критерии классификации актива в качестве краткосрочного (оборотного) актива определены пунктом 27 СГС "Представление отчетности" и применяются для всех категорий активов, включая нефинансовые активы. Так, одним из критериев отнесения актива к краткосрочному (оборотному) является его возможность его потребления в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Согласно пункту 6 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", утвержденного приказом Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 181н (далее - СГС "Нематериальные активы"), к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющие материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

К объектам нематериальных активов относится в том числе нематериальный актив с неопределенным сроком полезного использования - объект нематериальных активов, в отношении которого срок полезного использования не может быть определен и документально подтвержден.

В каждом отчетном периоде (ежегодно) проводится анализ возможности установления срока полезного использования по всем объектам, входящим в подгруппу "нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования" (пункт 35 СГС "Нематериальные активы").

Учитывая обязательное ежегодное проведение анализа возможности установления срока полезного использования по объектам нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования, до момента установления срока полезного использования по вышеуказанным объектам нематериальных активов такие объекты следует классифицировать как краткосрочные (оборотные) активы с раскрытием соответствующей информации по строке 100 Баланса (ф. 0503130).

Директор Департамента

бюджетной методологии

С. В. РОМАНОВ