УТВЕРЖДЕНА
постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2
СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
2024 |
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ................................................................. 3
II. БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА..................................................................................... 5
Большие вызовы для общества, государства и науки............................ 5
Возможности научно-технологического развития Союзного государства............................................................................................... 7
III. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА ....10
IV. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЮЗНОГО
ГОСУДАРСТВА................................................................................... 11
Принципы научно-технологического развития Союзного государства............................................................................................. 11
V. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ И
РЕЗУЛЬТАТЫ...................................................................................... 16
Основные этапы реализации Стратегии................................................ 16
Результаты реализации Стратегии........................................................ 17
VI. ОСНОВНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ............ 18
VII. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ...................... 19
Управление реализацией Стратегией.................................................... 19
Мониторинг реализации Стратегии...................................................... 20
1. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, обеспечивающим формирование единого научнотехнологического пространства Союзного государства.
2. Настоящей Стратегией определяются цель и основные задачи научнотехнологического развития Союзного государства, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления, а также ожидаемые результаты реализации Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Союзного государства на долгосрочный период.
3. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение безопасности, укрепление научно-технологического суверенитета, решение социально- политических и социально-экономических задач государств-участников Договора о создании Союзного государства, включающих в себя проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационно-хозяйственных и других работ, увязанных по исполнителям, ресурсам и срокам их осуществления.
4. В настоящей Стратегии используются следующие основные определения и понятия:
а) научно-технологическое развитие Союзного государства — создание и использование прорывных технологий и производства высокотехнологичной продукции в интересах социально- экономического роста Союзного государства;
б) большие вызовы — объективно требующая реакции совокупность проблем и угроз устойчивого социально-экономического развития Союзного государства;
в) единое научно-технологическое пространство Союзного государства —
кадровый потенциал, исследовательско-технологическая
инфраструктура, а также комплекс законодательных, нормативных, организационных и финансовых механизмов, направленных на обеспечение научно-технологического развития Союзного государства;
г) цифровая экономика — социально-экономическая система, основанная
на цифровых технологиях, охватывающих все области экономической, финансовой, производственной, научно-технологической деятельности;
д) природоподобные технологии — технологии, воспроизводящие системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в естественный природный ресурсооборот;
е) исследовательская инфраструктура — инфраструктура, включающая,
в том числе уникальные научные установки класса мегасайенс и информационно-измерительные комплексы, позволяющая осуществлять исследования и разработки на мировом уровне;
ж) установки мегасайенс — уникальные (единичные) мультидисциплинарные установки и комплексы установок, позволяющие получать принципиально новые знания о фундаментальных структуре и свойствах материального мира и обеспечивающие тем самым создание принципиально новых технологий во всех сферах человеческой деятельности.
5. Правовую основу настоящей Стратегии составляют международные договоры Российской Федерации, Республики Беларусь, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, Совета Министров Союзного государства в сфере реализации научно-технологической политики, социально- экономического развития и национальной безопасности.
6. Настоящая Стратегия разработана с учетом Указа Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 декабря 2015 г. № 623), Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на
7. Положения настоящей Стратегии должны учитываться при реализации следующих документов: Постановление Совета Министров Союзного государства № 7 от 11 октября 2000 г. «О Порядке разработки и реализации программ Союзного государства и Перечне совместных программ, подпрограмм, проектов и мероприятий», Постановление Совета Министров Союзного государства от 10 февраля 2017 г. № 5 «О порядке разработки и реализации проектов Союзного государства»,
Постановление Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 г. № 19 «Об основных направлениях формирования единого научнотехнологического пространства Союзного государства».
8. Для реализации настоящей Стратегии необходима консолидация усилий органов Союзного государства, федеральных органов государственной власти Российской Федерации и республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, научнообразовательного и предпринимательского сообществ, институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально- экономического развития Союзного государства.
II. БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Большие вызовы для общества, государства и науки
9. Большие вызовы, определяющие стратегические ориентиры научнотехнологического развития Союзного государства, формируются на основе «Больших вызовов», сформулированных в Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации, и положений Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на
10. Большие вызовы создают существенные риски устойчивого развития Союзного государства и определяют основополагающие приоритеты научно-технологического развития Союзного государства.
11. Настоящая Стратегия определяет наиболее значимые для устойчивого научно-технологического развития Союзного государства большие вызовы:
а) обеспечение стабильного экономического роста в условиях неблагоприятной геополитической ситуации;
б) обеспечение продовольственной безопасности и формирования системы полного цикла воспроизводства продовольственной продукции в условиях ограничений доступа к мировым рынкам семян и племенной продукции (материалу), а также к высокотехнологической агропромышленной технике;
в) обеспечение энергетической безопасности и формирование сбалансированной диверсифицированной энергосистемы полного жизненного цикла на базе новых, в том числе природоподобных энерготехнологий, включая ядерную энергетику;
г) обеспечение биобезопасности, в том числе предупреждения, выявления и противодействия существующим, возникающим и потенциально возможным инфекциям;
д) обеспечение информационной безопасности, в первую очередь в целях защиты государств — участников Договора о создании Союзного государства от внутренних и внешних угроз.
Приоритеты и перспективы научно-технологического развития
Союзного государства
12. Приоритеты научно-технологического развития Союзного государства соответствуют приоритетам, определённым в Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации, и приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021 — 2025 годы, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2020 г. № 156.
13. В ближайшие
— развитие природоподобных технологий, основанных на воспроизведении систем и процессов живой природы;
— переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, создание систем обработки больших объёмов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, развитие экономики в рамках цифровых технологий общего назначения;
— разработки по созданию перспективных конструкционных и функциональных материалов и технологий, в том числе аддитивных технологий;
— переход к новой экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, в том числе природоподобной, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии, развитие атомной энергетики, а также развитие «зеленых» технологий и инноваций в поддержку низкоуглеродного будущего;
— переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счёт рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных), развития генетических технологий, профилактики антибиотикорезистентности, развитие ядерной медицины;
— переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального
6
применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание с использованием генетических технологий безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания, продовольственную безопасность;
— противодействие биогенным, техногенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;
— возможность эффективного ответа общества на большие вызовы с учётом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.
Возможности научно-технологического развития Союзного государства
14. Научно-технологическое развитие Союзного государства будет
осуществляться по сценарию достижения лидерства по ключевым научнотехнологическим направлениям, обеспечивающим устойчивое социально- экономическое развитие и безопасность государств — участников Договора о создании Союзного государства.
Для реализации этого сценария необходимо построение единой научно-технологической и инновационной системы Союзного государства, основанной на механизмах и инфраструктурных элементах, обеспечивающих объединение распределенной исследовательской инфраструктуры класса мегасайенс в соответствии с п. 15 настоящей Стратегии.
15. В Российской Федерации создана и развивается исследовательская инфраструктура класса мегасайенс, на базе которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования по всем важнейшим направлениям развития науки, техники и технологий.
Создан уникальный, не имеющий прямых аналогов в мире, центр конвергентных наук и технологий — Курчатовский комплекс НБИКС-природоподобных технологий. В этом центре проводятся на мировом уровне исследования и разработки по всему спектру природоподобных (конвергентных) НБИКС-наук и технологий.
В рамках Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры создаётся качественно новая экспериментальная база мегасайенс, в частности:
— принципиально новый перспективный источник синхротронного излучения «СИЛА», превосходящий по техническим характеристикам действующие и проектируемые международные источники
синхротронного излучения, сочетающий возможности синхротронного источника излучения и лазера на свободных электронах;
— 25 исследовательских станций Международного центра нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора «ПИК»;
— прототип импульсного источника нейтронов на основе реакции испарительно-скалывающего типа;
— модернизированный Курчатовский специализированный источник синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов»;
— источник синхротронного излучения поколения 4+ (ЦКП «СКИФ»);
— уникальная научная установка класса мегасайенс («РИФ»);
— новейший российский научно-образовательный медицинский центр ядерной медицины;
— единая цифровая платформа для хранения, обработки и анализа экспериментальных данных с интегрированной в неё унифицированной системой управления экспериментом;
Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий, реализуемая с 2019 года, позволит создать базовый инструментарий для воспроизведения систем и процессов живой природы.
В рамках этой программы создаются объекты исследовательской инфраструктуры мирового уровня в области развития генетических технологий, включая геномную фабрику, Национальную базу генетической информации, Национальные биоресурсные центры, составляющие основу обеспечения технологической независимости и биобезопасности.
В Российской Федерации с 2021 года реализуется комплексная программа «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» (КП РТТН). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.04.2022 № 202 КП РТТН продлена до 2030 года.
Программа управляется по стандарту национальных проектов и включает в себя 5 федеральных проектов, направленных на разработку технологий и создание современной экспериментально-стендовой базы двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом, разработку технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий, разработку новых материалов и технологий для перспективных энергетических систем и проектирование и строительство референтных энергоблоков атомных электростанций, в том числе атомных станций малой мощности. Исполнителями КП РТТН являются предприятия и организации Госкорпорации «Росатом», НИЦ «Курчатовский институт», институты Российской академии наук, подведомственные Минобрнауки России организации и другие структуры.
КП РТТН затрагивает как перспективы атомной энергетики, так и широкий спектр смежных отраслей: термоядерные исследования с параллельным выходом на новые технологии для медицины, космоса, машиностроения; химические и радиохимические технологии, робототехнику, материаловедение, теплотехнику, тепло- и гидродинамику, создание автоматизированных систем управления и моделирования.
В Республике Беларусь с целью реализации государственной научно-технической политики выполняются государственные, отраслевые и региональные научно-технические программы.
Указанные программы разрабатываются для решения наиболее значимых народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных проблем. Указанные программы выступают связующим звеном между субъектами научной и научно-технической деятельности и отраслями реального сектора экономики, выполняются с пятилетней циклической периодичностью.
Разрабатываемые в рамках программ инновации основываются на новейших отечественных и зарубежных научных достижениях, результатах, полученных при выполнении государственных программ научных исследований, и к началу освоения в производстве должны соответствовать требованиям экологической безопасности и международных стандартов, по своим технико-экономическим характеристикам соответствовать лучшим мировым аналогам или превышать их, быть конкурентоспособными, расширять экспортные возможности производителей вновь освоенной продукции, созданной на основе разработанных инноваций.
Основным инструментом реализации государственной политики в сфере инновационной деятельности является государственная программа инновационного развития, утверждаемая Президентом Республики Беларусь. В указанную госпрограмму включены проекты по созданию в различных регионах Республики Беларусь новых высокотехнологичных производств. При отборе приоритет отдается проектам, основанным на технологиях V и VI технологических укладов.
В 2019 году в Республике Беларусь разработан Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2021 — 2025 годы и на период до 2040 года, на основе результатов которого сформированы комплексные ’’проекты будущего«, которые должны стать точками роста экономики и предусматривают организацию уникальных производств с высоким экономическим потенциалом, создание и развитие новых научных и инженерных школ в области высоких технологий, повышение качества жизни населения.
Большое внимание в Республике Беларусь уделяется развитию инновационной инфраструктуры. В настоящее время созданная сеть охватывает все областные центры и крупнейшие районные центры.
16. Важное значение для ускорения научно-технологического развития Союзного государства имеет расширение международного научного сотрудничества, прежде всего, со странами, готовыми проводить самостоятельную научно-техническую политику (страны СНГ, БРИКС, ШОС, ЕАЭС).
III. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
17. Целью научно-технологического развития Союзного государства является обеспечение независимости и конкурентоспособности государств — участников Договора о создании Союзного государства за счёт формирования эффективной системы наращивания и наиболее полного использования их интеллектуального потенциала.
18. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
а) формирование единого научно-технологического и образовательного пространства Союзного государства;
б) создание механизмов и инфраструктурных элементов, обеспечивающих функционирование единой исследовательской инфраструктуры класса мегасайенс Союзного государства, как базового структурообразующего элемента единого научнотехнологического пространства Союзного государства;
в) формирование и реализация единой программы научнотехнологического развития Союзного государства;
г) гармонизация нормативной правовой базы в сфере науки и образования и формирование единого правового поля Союзного государства в этой области;
д) создание единой инновационной системы Союзного государства.
19. Настоящая Стратегия определяет следующие направления научнотехнологического развития Союзного государства:
а) ядерные технологии, новая, в том числе природоподобная энергетика, развитие атомной энергетики, атомные станции малой мощности, включая передвижные АЭС;
б) сельское хозяйство и аквакультура, генетика и биотехнологии, биобезопасность, включая продовольственную;
в) высокотехнологичная медицина, персонифицированная медицина, биомедицина, ядерная медицина;
г) цифровые технологии, искусственный интеллект, большие данные, информационная безопасность;
д) исследовательские инфраструктуры, проекты класса мегасайенс;
е) новые конструкционные и многофункциональные материалы, аддитивные технологии, материаловедение и химические исследования;
ж) инновационные технологии в микроэлектронике;
з) культурное наследие и социогуманитарные исследования, противодействие социокультурным угрозам;
и) инновационное машиностроение, машиностроительное оборудование и технологии, интеллектуальное приборостроение.
20. Направления научно-технологического развития Союзного государства актуализируются с учётом текущей геополитической повестки и изменений трендов научно-технологического развития государств — участников Договора о создании Союзного государства.
IV. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Принципы научно-технологического развития Союзного государства
21. Основополагающими принципами научно-технологического развития Союзного государства являются:
— свобода научного и технического творчества: предоставление
возможности научным коллективам и организациям, другим участникам научно-технической деятельности выбирать и сочетать направления, формы взаимодействия, методы решения исследовательских,
технологических задач при одновременном повышении их ответственности за результативность своей деятельности и значимость полученных результатов для развития экономики и общества;
— системность поддержки: обеспечение полного цикла получения новых
знаний, разработки качественно новых технологий, создания
инновационных, прорывных продуктов и услуг, формирования новых рынков, а также занятие устойчивого положения на них;
— концентрация ресурсов: сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов на поддержке исследований и разработок, создании продуктов и услуг, необходимых для ответа на большие вызовы, стоящие перед Союзным государством;
— рациональный баланс: государственная поддержка исследований
и разработок, направленных на решение как значимых задач в рамках приоритетов научно-технологического развития Союзного государства, так и задач, инициированных исследователями и обусловленных внутренней логикой развития науки, государственная и общественная поддержка фундаментальных исследований как инструмента долгосрочного развития Союзного государства;
— открытость: эффективное взаимодействие организаций, выполняющих НИОКР, участников исследований и разработок с представителями бизнес-сообщества, общества и государства, а также исходя из национальных интересов с международным сообществом;
— адресность поддержки и справедливая конкуренция: использование публичных механизмов для обеспечения доступа к государственным инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам наиболее результативных исследовательских коллективов, иных субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Основные направления научно-технологического развития Союзного государства
22. Кадры и человеческий капитал. Создание возможностей для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала государств — участников Договора о создании Союзного государства достигаются путем:
а) долгосрочного планирования и регулярной актуализации приоритетных научных, научно-технических проектов и (или) программ, позволяющих формировать конкурентоспособные коллективы, объединяющие исследователей, разработчиков и предпринимателей;
б) усиления роли репутационных механизмов в признании научной квалификации и заслуг исследователей, повышения авторитета учёных в обществе;
в) развития современной системы научно-технического творчества детей и молодёжи;
г) привлечения молодых ученых и специалистов в области научной, научно-технической и инновационной деятельности в соответствии с направлениями научно-технологического развития, представленными в настоящей Стратегии;
д) создания конкурентной среды, открытой для привлечения к работе в государствах — участниках Договора о создании Союзного государства учёных мирового класса и молодых талантливых исследователей, имеющих научные результаты высокого уровня, а также создания новых исследовательских групп, ориентированных в том числе на конвергенцию областей знаний и сфер деятельности;
е) реализации в том числе с привлечением частных инвестиций и средств бюджетов всех уровней государств — участников Договора о создании Союзного государства инновационных проектов по созданию при ведущих научных и образовательных организациях
социальной, прежде всего жилищной, инфраструктуры, необходимой для обеспечения целевой мобильности участников научнотехнологического развития;
ж) развития механизмов материального стимулирования создания востребованных экономикой передовых результатов исследований и разработок.
23. Инфраструктура и среда. Создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности и лучшим практикам государств — участников Договора о создании Союзного государства, обеспечивается путем:
а) развития за счет средств бюджетов всех уровней государств — участников Договора о создании Союзного государства, а также частных инвестиций инфраструктуры и поддержки функционирования центров коллективного пользования научнотехнологическим оборудованием, экспериментального производства и инжиниринга;
б) поддержки создания и развития механизмов и инфраструктурных элементов, обеспечивающих функционирование единой исследовательской инфраструктуры класса «мегасайенс» Союзного государства;
в) доступа исследовательских групп к национальным и международным информационным ресурсам;
г) отказа от излишней бюрократизации, а также упрощения процедур закупок материалов и образцов для исследований и разработок;
д) участия российских и белорусских учёных и исследовательских групп в международных проектах, обеспечивающих доступ к новым компетенциям и (или) ресурсам организации исходя из национальных интересов государств — участников Договора о создании Союзного государства;
е) развития сетевых форм организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе исследовательских, инженерно-производственных консорциумов, кластерных форм развития высокотехнологичного бизнеса;
ж) поддержки отдельных территорий (регионов) с высокой концентрацией исследований, разработок, инновационной инфраструктуры, производства и их связи с другими субъектами государств — участников Договора о создании Союзного государства в части, касающейся трансфера технологий, продуктов и услуг.
24. Взаимодействие и кооперация. Формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, повышение
восприимчивости экономики и общества к инновациям, развитие
наукоёмкого бизнеса достигаются путём:
а) создания условий, обеспечивающих взаимовлияние науки и общества посредством привлечения общества к формированию запросов на результаты исследовательской деятельности;
б) формирования инструментов поддержки трансляционных
исследований и организации системы технологического трансфера, охраны, управления и защиты интеллектуальной собственности, обеспечивающих быстрый переход результатов исследований в стадию практического применения;
в) системной поддержки взаимодействия крупных компаний и органов
государственной власти государств — участников Договора
о создании Союзного государства с малыми и средними инновационными, научными и образовательными организациями, а также их вовлечения в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков;
г) создания системы государственной поддержки национальных компаний, обеспечивающей их технологический прорыв и занятие устойчивого положения на новых, формирующихся рынках;
д) реализации информационной политики, направленной на развитие
технологической культуры, инновационной восприимчивости
населения и популяризацию значимых результатов в области науки, технологий и инноваций, достижений выдающихся учёных, инженеров, предпринимателей, их роли в обеспечении социально- экономического развития государств — участников Договора о создании Союзного государства.
е) использования общественных опросов и интервью с заинтересованными сторонами для оценки новых технологий и изучения текущего мнения.
25. Управление и инвестиции. Формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечение повышения инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок достигаются путём:
а) гармонизации государственной научной, научно-технической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики, в том числе посредством создания эффективных механизмов последовательной реализации, корректировки и актуализации приоритетов научно-технологического развития государств — участников Договора о создании Союзного государства;
б) перехода распорядителей бюджетных средств к модели «квалифицированного заказчика», что предполагает создание
системы формирования и выполнения стратегически значимых проектов, приёмки научно-технических результатов и оценки результата их использования;
в) ориентации государственных заказчиков на закупку наукоёмкой и инновационной продукции, созданной на основе технологий государств — участников Договора о создании Союзного государства;
г) расширения доступа негосударственных компаний к участию в перспективных, коммерчески привлекательных научных и научно-технических проектах и (или) программах с государственным участием и создания гибких механизмов адаптации к изменениям рыночных условий на всех стадиях реализации этих проектов и (или) программ;
д) развития инструментов возвратного, посевного и венчурного финансирования для создания и (или) модернизации производств, основанных на использовании технологий государств — участников Договора о создании Союзного государства, а также создания субъектами предпринимательской деятельности, кредитно- финансовыми структурами и физическими лицами условий для осуществления инвестиций в сферу исследований и разработок;
е) развития системы научно-технологического прогнозирования, анализа мировых тенденций развития науки, а также повышения качества экспертизы для принятия эффективных решений в области научного, научно-технологического и социально-экономического развития, государственного управления, рационального использования всех видов ресурсов;
ж) перехода к современным моделям статистического наблюдения, анализа и оценки экономической и социальной эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности, новых отраслей и рынков.
26. Сотрудничество и интеграция. Международное научно-техническое сотрудничество и международная интеграция в области исследований и технологий, позволяющие защитить идентичность научной сферы и государственные интересы государств — участников Договора о создании Союзного государства в условиях интернационализации науки и повысить эффективность науки государств — участников Договора о создании Союзного государства за счёт взаимовыгодного международного взаимодействия, достигаются путём:
а) определения целей и формата взаимодействия, в первую очередь, с дружественными иностранными государствами в зависимости от уровня их технологического развития и инновационного потенциала;
б) формирования и продвижения актуальной научной повестки государств — участников Договора о создании Союзного государства на международной арене, повышения уровня участия России и Беларуси в международных системах научно-технической экспертизы и прогнозирования;
в) локализации на территории государств — участников Договора о создании Союзного государства крупных международных научных проектов в целях решения проблем, связанных с большими вызовами, а также направленных на оперативное замещение товаров критического импорта;
г) развития механизма научной дипломатии как разновидности публичной дипломатии;
д) реализации скоординированных мер поддержки, обеспечивающих выход научных, образовательных организаций и производственных компаний государств — участников Договора о создании Союзного государства на глобальные рынки знаний и технологий, а также проактивного участия России и Беларуси в разработке технологических стандартов и научно-образовательных форматов, способствующих повышению её роли в формировании новых рынков.
V. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ Основные этапы реализации Стратегии
27. Исходя из масштаба вызовов, состояния и перспектив фундаментальных и прикладных научных исследований, реализация Стратегии научнотехнологического развития Союзного государства осуществляется в несколько этапов.
28. На первом этапе реализации Стратегии:
а) создаются организационные, финансовые и законодательные механизмы, обеспечивающие гармонизацию научной, научно- технической, инновационной, промышленной, экономической и социальной политики и готовность государств — участников Договора о создании Союзного государства к ответам на большие вызовы;
б) начинается разработка механизмов и инфраструктурных элементов, обеспечивающих функционирование единой исследовательской инфраструктуры класса мегасайенс Союзного государства;
в) осуществляется запуск научных проектов, которые направлены на получение новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития, и основаны в том числе на конвергенции
16
различных направлений исследований, включая гуманитарные и социальные;
г) начинается реализация научно-технических проектов и (или) программ в рамках приоритетов научно-технологического развития Союзного государства, определённых в Стратегии;
д) формируется целостная система устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития Союзного государства;
е) создаются условия, необходимые для роста инвестиционной
привлекательности научной, научно-технической
и инновационной деятельности.
29. На втором этапе реализации Стратегии:
а) формируются принципиально новые научно-технологические решения в интересах экономического развития Союзного государства, основанные в том числе на природоподобных технологиях;
б) реализуются меры, направленные на стимулирование перехода к стадии активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и к масштабному созданию новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих на большие вызовы;
в) обеспечивается увеличение объёма экспорта технологий и высокотехнологичной продукции и поддержки компаний Союзного государства при выходе на глобальный рынок.
30. Разработка планов реализации Стратегии для каждого последующего этапа осуществляется на этапе, предшествующем текущему.
Результаты реализации Стратегии
31. Реализация Стратегии должна изменить роль науки и технологий в развитии общества, экономики и государства и привести к следующим результатам:
а) обеспечить готовность Союзного государства к существующим и возникающим большим вызовам на основе генерации и применения новых знаний и эффективного использования человеческого потенциала;
б) повысить качество жизни населения, обеспечить безопасность Союзного государства и укрепление позиций России и Беларуси в глобальном рейтинге уровня жизни за счёт создания на основе передовых научных исследований востребованных продуктов, товаров и услуг;
в) обеспечить технологическое обновление традиционных для России и Беларуси отраслей экономики и увеличение доли продукции новых высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте;
г) обеспечить продвижение разработанных в Союзном государстве технологий и инновационных продуктов на новые рынки, рост доходов от экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности и, как следствие, усиление влияния и конкурентоспособности государств — участников Договора о создании Союзного государства в мире;
д) создать эффективную систему организации исследований и разработок, обеспечивающую высокую результативность и востребованность в социально-экономической сфере исследований и разработок, рост инвестиций в исследования и разработки и увеличение доли частных инвестиций во внутренних затратах на исследования и разработки, привлекательность работы в государствах — участниках Договора о создании Союзного государства для наиболее перспективных исследователей и повышение роли науки Союзного государства в мире;
е) обеспечить рост влияния науки на технологическую культуру в Союзном государстве, повышение степени понимания политических, экономических, культурных, информационных и иных происходящих в современном обществе процессов и воздействующих на них разнообразных природных и социальных факторов, а также обеспечить повышение степени организации общественных отношений и содействовать предупреждению социальных конфликтов.
В результате реализации Стратегии сфера науки, технологий и инноваций должна функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой Союзного государства и обеспечивающая его независимость и конкурентоспособность.
VI. ОСНОВНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
32. В процессе реализации настоящей Стратегии могут возникнуть следующие риски, ставящие под угрозу достижение её цели и задач:
а) нестабильная геополитическая ситуация в мире, которая может потребовать пересмотр и переориентацию базовых принципов научно-технологического развития Союзного государства;
б) усиление действующих и введение новых политических и экономических санкций в отношении государств — участников Договора о создании Союзного государства;
в) экономические риски реализации Стратегии, включающие, в том
числе незапланированное увеличение стоимости объектов исследовательской инфраструктуры, превышение
запланированного уровня инфляции и глобальный экономический кризис;
г) технические и технологические риски реализации Стратегии, связанные с ограничением доступа к мировому рынку высокотехнологичной продукции;
д) использование неэффективных механизмов управления и организации процесса реализации положений настоящей Стратегии и выполнения отдельных научно-технологических проектов и (или) программ;
е) отсутствие в общественном сознании представлений о необходимости развития и внедрения прорывных технологий и их важности для социально-экономического развития государств — участников Договора о создании Союзного государства.
VII. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Управление реализацией Стратегией
33. Реализация настоящей Стратегии осуществляется органами Союзного государства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, республиканскими органами государственного управления и иными организациями, государственными академиями наук, научными и образовательными организациями, научными и научно- техническими фондами, предпринимательским сообществом, государственными корпорациями и компаниями с государственным участием государств — участников Договора о создании Союзного государства.
34. Обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется Комиссией по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства.
Головной научной организацией по реализации Стратегии с российской стороны является НИЦ «Курчатовский институт», с белорусской — Национальная академия наук Беларуси.
35. В целях достижения результатов по определенным настоящей Стратегией направлениям научно-технологического развития Союзного государства Советом Министров Союзного государства утверждаются комплексные проекты и (или) программы полного научно-исследовательского и инновационного цикла.
36. Реализация настоящей Стратегии осуществляется на основе Плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года, включающего перечень мер и задач, направленных на выполнение положений настоящей Стратегии и утверждаемого Советом Министров Союзного государства.
Формирование Плана мероприятий по реализации Стратегии научнотехнологического развития Союзного государства на период до 2035 года осуществляется головными научными организациями по реализации Стратегии.
37. Контроль за выполнением Плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года осуществляется Советом Министров Союзного государства.
Мониторинг реализации Стратегии
38. Мониторинг реализации настоящей Стратегии и выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года осуществляется Постоянным Комитетом Союзного государства.
Перечень целевых индикаторов и показателей, характеризующий уровень достижения результатов реализации настоящей Стратегии и подлежащих мониторингу, устанавливается Советом Министров Союзного государства.
39. Результаты мониторинга реализации настоящей Стратегии и выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года направляются на регулярной основе в Совет Министров Союзного государства в виде информационно-аналитического отчёта.
40. По результатам рассмотрения информационно-аналитического отчёта Совет Министров Союзного государства представляет Высшему Государственному Совету Союзного государства доклад о ходе научнотехнологического развития Союзного государства.