АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2022 г. N Ф06-25786/2022

Дело N А55-26580/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Савкиной М.А.,

судей Гильмановой Э.Г., Мельниковой Н.Ю.,

при участии представителя:

ответчика - Поповой Е.В., доверенность от 30.12.2021,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022

по делу N А55-26580/2021

по исковому заявлению Министерства промышленности и торговли Самарской области (ИНН 6316136993, ОГРН 1086315010693), г. Самара к Администрации городского округа Тольятти (ИНН 6320001741), г. Тольятти, Самарская область,

третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Национальный оператор общественного транспорта" (лизингодатель), Управление казначейства по Самарской области, о взыскании,

установил:

Министерство промышленности и торговли Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Администрации городского округа Тольятти (далее - Администрация г.о. Тольятти, ответчик) части субсидии в размере 260 000 000 руб. в доход бюджета Самарской области (возврате в бюджет Самарской области субсидии).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: ООО "Национальный оператор общественного транспорта" (лизингодатель), Управление федерального казначейства по Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой. Считает, что принятые судебные акты являются незаконными и подлежат отмене, поскольку приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе, по существу которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по иску Министерства промышленности и торговли Самарской области к Администрации городского округа Тольятти об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании части субсидий в доход бюджета Самарской области отменить полностью. Принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования Министерства промышленности и торговли Самарской области к Администрации городского округа Тольятти о взыскании части субсидии в размере 260 000 000 рублей в доход бюджета Самарской области удовлетворить в полном объеме.

Рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя Министерства.

ООО "Национальный оператор общественного транспорта" представлен отзыв, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене. Просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Также просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя ООО "Национальный оператор общественного транспорта".

Рассмотрев кассационную жалобу, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов, в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, в соответствии с реализуемой на территории Самарской области Государственной программой Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 12.09.2014 N 568, Министерство заключило с Администрацией г.о. Тольятти соглашение от 27.10.2015 N 26 о предоставлении в 2015 году субсидии бюджету городского округа Тольятти для софинансирования расходных обязательств городского округа Тольятти, связанных с реализацией мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники автобусами и техникой для жилищно-коммунального хозяйства, работающими на газомоторном топливе, произведенными на территории государств - участников Единого экономического пространства (далее - Соглашение N 26).

В соответствии с Соглашением N 26 бюджету городского округа Тольятти (далее - г. Тольятти) из бюджета Самарской области предоставлены субсидии на приобретение автобусов, работающих на компримированном природном газе, для предприятий и организаций пассажирского транспорта Самарской области (пункты 1.1 и 1.3 Соглашения), всего на сумму 264 000 000 рублей.

Министерство в обоснование заявленных требований ссылается на то, что из условий Соглашения субсидия предоставлялась с условием приобретения газомоторной техники в установленный срок, однако, при расходовании субсидии газомоторная техника была приобретена не в собственность, а взята в пользование на условиях финансовой аренды (лизинга), в то время как предмет Соглашения не содержит условия о закупке услуг лизинга (финансовой аренды). Согласно доводам истца оплата обязательств по Контракту вышла за пределы сроков, установленных Правилами N 1027 и Соглашением N 26, что является нарушением пункта 3 статьи 242 БК РФ (бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря), а также пункта 3 статьи 219 БК РФ (получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств).

Министерство указывает, что во исполнение государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328, Федерального закона от 01.12.2014 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 утверждены Правила предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Правила N 1027). Пунктом 2 Правил N 1027 предусмотрено, что данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий на закупку газомоторной техники. В частности Правила N 1027 не предусматривают закупку услуг лизинга (финансовой аренды) либо софинансирование закупки таких услуг по решению муниципального органа, а предусматривают только лишь закупку газомоторной техники, то есть движимого имущества. Предметом же Контракта являются именно услуги по финансовой аренде.

Пунктами 16 и 17 Правил N 1027 предусмотрены сроки приобретения газомоторной техники, согласно которым с использованием средств субсидии на указанные цели за 2015 год (согласно федеральному закону о федеральном бюджете на 2015 год) - газомоторная техника должна быть приобретена в течение 250 дней со дня перечисления субсидии (то есть - не выходя за пределы 2016 года), вместе с тем, факт приобретения ответчиком газомоторной техники (переход права собственности) не наступил, что является прямым нарушением пунктов 16 и 17 Правил N 1027, на основании которого заключено соглашение с ответчиком, Администрацией г. Тольятти.

В связи с исполнением государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 Управлением Федерального казначейства по Самарской области (далее - УФК по СО) в соответствии с приказом УФК СО от 04.08.2017 N 289 была проведена камеральная проверка использования министерством промышленности и торговли Самарской области средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектам РФ на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (Госпрограмма).

В ходе проверки выявлены нарушения БК РФ и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, которые нашли отражение в акте проверки от 22.09.2017 N 42-21-11/к и соответственно в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения от 10.11.2017 года N 07-04-04/09-2085.

По результатам проверки Федеральным казначейством было направлено в Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 10.11.2017 года N 07-04-04/09-2085 в отношении Правительства Самарской области (министерства промышленности и технологий Самарской области), которое, в свою очередь, явилось основанием для издания Минфина России приказа от 05.12.2017 N 1098 "О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета" (далее - приказ N 1098).

На основании указанного приказа N 1098 со счета Министерства было произведено списание средств в сумме 269 619 939 рублей 64 коп.

Министерство обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 10.11.2017 года N 07-04-04/09-2085, вынесенного УФК РФ в отношении Правительства Самарской области (министерства промышленности и технологий Самарской области). Однако, суд не принял доводы Министерства во внимание и 31.01.2019 решением судьи Самарского Арбитражного суда А.А. Медведева по делу N А55-12548/2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Вынесенное решение оставлено без изменений апелляционной и кассационной инстанциями. Таким образом, судебными инстанциями подтвержден вывод о нецелевом расходовании бюджетных средств.

Согласно позиции истца из приведенных выше положений БК РФ, нарушения предельных сроков приобретения газомоторной техники, установленных Правилами N 1027 и Соглашения N 26, судебного решения по делу N А55-12548/2018, следует прийти к выводу, что предоставленные ответчику средства в размере 260 000 000 рублей использовались нецелевым образом.

01.02.2021 Министерство обратилось в адрес ответчика с претензий N 126 о возврате части субсидии в размере 260 000 000 рублей в бюджет Самарской области, которую ответчик отклонил.

Поскольку требования Министерства не были удовлетворены, и субсидия не возвращена в доход областного бюджета, данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Судебными инстанциями из материалов дела установлено, что согласно реализуемой на территории Самарской области Государственной программой Самарской области "Развитие рынка газомоторного топлива в Самарской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 12.09.2014 N 568, Министерство промышленности и технологий Самарской области заключило с Администрацией г.о. Тольятти соглашение от 27.10.2015 N 26 о предоставлении в 2015 году субсидии бюджету городского округа Тольятти для софинансирования расходных обязательств городского округа Тольятти, связанных с реализацией мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники автобусами и техникой для жилищно-коммунального хозяйства, работающими на газомоторном топливе, произведенными на территории государств - участников Единого экономического пространства.

В соответствии с Соглашением N 26 бюджету городского округа Тольятти из бюджета Самарской области предоставлены субсидии на приобретение автобусов, работающих на компримированном природном газе, для предприятий и организаций пассажирского транспорта Самарской области (пункты 1.1 и 1.3 Соглашения), всего на сумму 264 000 000 рублей, в том числе: субсидия из федерального бюджета составляет 150 000 000 рублей 00 копеек; субсидия из бюджета Самарской области составляет 114 000 000 рублей 00 копеек.

Во исполнение соглашения из бюджета Самарской области была предоставлена субсидия в размере 264 000 000 руб. бюджету городского округа Тольятти и зачислена на счет Администрации: 23.12.2015 - 150 000 000 руб. (платежное поручение N 473165 от 23.12.2015) и 24.12.2015 - 114 000 000 руб. (платежное поручение N 375 от 23.12.2015).

В указанных платежных поручениях в сокращенной форме установлено назначение платежа - субсидия бюджету городского округа Тольятти для софинансирования расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий в целях обновления парка автомобилей и техники ЖКХ на газомоторном топливе, соглашение 26 от 27.10.2015.

Соглашение о предоставлении субсидий заключено министерством на основании п. 11 Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в Самарской области в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники автобусами и техникой для жилищно-коммунального хозяйства, работающими на газомоторном топливе, произведенными на территории государств - участников единого экономического пространства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.09.2014 N 568 (далее - Порядок).

Пунктом 13 Порядка предусмотрен порядок возврата субсидии в случае ее нецелевого использования.

Вышеуказанные положения соответствуют ст. ст. 242 и 306.4 БК РФ.

К условиям расходования субсидии в соответствии с пунктом 9 Порядка также относится представление в министерство отчетов об использовании субсидии и достижении значения показателя результативности, определяемого как отношение количества газомоторной техники, приобретенной в рамках мероприятий по обновлению парка (по категориям) до 01.08.2015 в рамках субсидий, полученных в 2014 году, а с 2015 года - по истечении срока, установленного соглашением к количеству транспортных средств, установленному соглашением.

Условия о достижении показателя результативности использования субсидии Порядок не содержит. При этом вышеуказанный порядок, а также БК РФ предусматривают лишь два случая возврата субсидии: в случае неиспользования субсидии в срок; в случае нецелевого использования субсидии.

В соответствии с п. 3 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ.

Согласно пункту 1.3 Соглашения N 26 г. Тольятти принимает субсидию и обеспечивает ее целевое использование в полном объеме.

Перечень приобретаемой газомоторной техники указан в приложении N 1 к Соглашению N 26 (пункт 1.1 Соглашения).

Пунктом 2.2. Соглашения установлены условия перечисления субсидии, одним из которых является получение от городского округа Тольятти заверенной копии договора поставки (купли-продажи) газомоторной техники на условиях финансовой аренды (лизинга).

Согласно пункту 3.3.1 Соглашения N 26 муниципальное образование г. Тольятти обязалось принять субсидию, обеспечить ее целевое использование в полном объеме, а также достижение значения показателя результативности предоставления субсидии.

Приложением N 1 к Соглашению N 26 установлено количество и марка автобусов, подлежащих закупке с использованием субсидии, всего 60 единицы, и сумма субсидии в размере 260 000 000 рублей.

Администрацией г. Тольятти (в лице Департамента транспорта городского округа Тольятти) во исполнение Соглашения N 26 заключен контракт на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) 60 автобусов, работающих на газомоторном топливе, для нужд городского округа Тольятти от 11.12.2015 N 0842300004015000653-0124583-01 (далее - Контракт) с ООО "Национальный оператор общественного транспорта" (ООО "НООТ).

Контрактом был предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга (автобусы) Лизингополучателю (Администрации) от Лизингодателя (ООО "НООТ") после выплаты лизинговых платежей и выкупной стоимости.

Полученная Администрацией субсидия (264 000 000 руб.) была перечислена ООО "НООТ" в 2015 году, средства бюджета городского округа Тольятти перечислялись в течение 2015 - 2020 годов.

Пунктом 3.3.9 Соглашения установлено, что городской округ Тольятти обязуется возвратить субсидию в областной бюджет в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего письменного требования министерства в случае нецелевого использования субсидии, а также непредставления отчетов об использовании субсидии и достижении значения показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных п. 2.3.2 настоящего Соглашения.

В соответствии с пунктом 1.5. Соглашения определен показатель результативности предоставления субсидии.

Показателем результативности предоставления субсидии является отношение количества газомоторной техники, фактически приобретенной в рамках реализации мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники, по состоянию на 05.05.2016, к количеству газомоторной техники, планируемой к приобретению городским округом Самара в рамках реализации мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники, и указанных в приложении 1 к настоящему Соглашению (далее - показатель результативности предоставления субсидии) (п. 1.5. Соглашения).

Пунктом 4.3 Соглашения N 26 установлен срок достижения значения показателя результативности предоставления субсидии не позднее 05.05.2016, а также методика расчета размера субсидии, подлежащей возврату из бюджета города в областной бюджет в случае недостижения на указанную дату значения показателя результативности предоставления субсидии.

В рамках исполнения пункта 2.3.2. Соглашения, Администрация в установленные сроки предоставляла в Министерство отчеты об осуществлении расходов бюджета городского округа Тольятти, связанных с осуществлением мероприятий по обновлению парка газомоторной техники по соглашению от 27.10.2015 N 26, и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на отчетную дату (далее - Отчеты). Отчеты были приняты Министерством без замечаний.

Так, 26.05.2016 заместителем председателя Правительства Самарской области - министром промышленности и технологий Самарской области был утвержден отчет об осуществлении расходов бюджета городского округа Тольятти, связанных с осуществлением мероприятий по обновлению парка газомоторной техники по соглашению от 27.10.2015 N 26, и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на 05.05.2016.

При этом, как отмечено судами, камеральная проверка УФК по Самарской области была проведена в отношении истца и касалась правомерности использования средств субсидии, предоставленных из федерального бюджета бюджету Самарской области, а не Администрации городского округа Тольятти.

Кроме того, 29.03.2017 в отношении Администрации Счетной палатой Самарской области было проведено контрольное мероприятие "Комплексная проверка городского округа Тольятти за 2015 год и истекший период 2016 года", составлен акт контрольного мероприятия "Комплексная проверка городского округа Тольятти за 2015 год и истекший период 2016 года" (далее - акт проверки от 29.03.2017). Целями контрольного мероприятия были определены: проверка соблюдения органами местного самоуправления условий получения межбюджетных трансфертов, проверка законности, результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета. Проверяемый период деятельности: 2015 год и истекший период 2016 года.

Акт проверки от 29.03.2017, в части проверки использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета (в части расходов некапитального характера) - предоставление субсидии бюджету г.о. Тольятти в целях софинансирования расходных обязательств г.о. Тольятти, связанных с реализацией мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники автобусами и техникой для жилищно-коммунального хозяйства, работающими на газомоторном топливе, произведенными на территории государств - участников Единого экономического пространства не содержит информации о нарушениях действующего законодательства РФ, следовательно, какие-либо нарушения в предоставлении и использовании вышеуказанной субсидии контрольным органом не установлены.

В соответствии с Постановлением администрации городского округа Тольятти от 06.11.2020 N 3354-П/1 "О приеме движимого имущества в состав муниципальной собственности городского округа Тольятти" автобусы в количестве 60 единиц были приняты в муниципальную собственность и закреплены на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 3" (МП "ТПАТП N 3).

Решением постоянной комиссии по контролю, общественной безопасности и соблюдению депутатской этики Думы городского округа Тольятти N 307 от 19.05.2017 нарушения использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета (в части некапитального характера) также не установлены.

Предоставленная сумма субсидии использована в установленный Соглашением срок в соответствии с ее целевым назначением.

Согласно пункта 2.2 Соглашения N 26 субсидия перечисляется городскому округу Тольятти в течение пяти дней с момента получения от городского округа Тольятти в том числе документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств городского округа Тольятти, связанных с реализацией мероприятий по оказанию содействия организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях обновления парка автомобильной техники автобусами и техникой для жилищно-коммунального хозяйства, работающими на газомоторном топливе, произведенными на территории государств - участников Единого экономического пространства (заверенная копия договора поставки (купли-продажи) газомоторной техники на условиях финансовой аренды (лизинга).

Кроме того, пунктом 6.2. Соглашения установлен срок действия Соглашения до 31.12.2020. Данное условие предполагало долгосрочное исполнение обязательств.

В совокупности вышеуказанные пункты Соглашения указывают на согласование Министерством использования субсидии путем заключения договора на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу), а также на долгосрочность обязательств, по причине оплаты лизинговых платежей.

Заключение договора (контракта) на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу), предусматривающего выкуп движимого имущества, в данном случае автобусов, работающих на газомоторном топливе, относится к реализации мероприятий по закупке газомоторной техники, тем более прямо допускалось и предполагалось п. 2.2 соглашения N 26.

Судами первой и апелляционной инстанций также принято во внимание, что проект Соглашения о предоставлении субсидии, содержащий, в том числе, и условия приобретения газомоторной техники на условиях лизинга, готовился самим истцом - Министерством, условия предоставления субсидии определялись Министерством промышленности и торговли Самарской области, а у ответчика отсутствовала возможность вносить какие-либо изменения в проект Соглашения и влиять на его условия и процедуру заключения.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в их взаимосвязи и совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что Администрация добросовестно исполнила условия Соглашения, в соответствии с его целями, сроками, своевременно предоставляла Отчеты по установленной Соглашением форме, с приложением необходимых документов, достигла показателей результативности, учитывая, что автобусы, приобретенные за счет средств предоставленной субсидии, приняты в муниципальную собственность, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что основания для возврата субсидии в размере 260 000 000 руб., установленные БК РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ, в рассматриваемом случае отсутствуют.

Обстоятельства, установленные судебными актами в рамках дела N А55-12548/2018 и выводы судов по указанному делу, правомерно не приняты во внимание судами первой и апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствуют о наличии оснований для взыскания спорной субсидии с Администрации г.о. Тольятти.

Обстоятельства неэффективного использования субсидии в рамках данного дела рассматривалось только лишь в части правоотношений, возникших между заявителем и УФК по Самарской области в части обоснованности использования бюджетных средств (федерального бюджета) со стороны заявителя по условиям соглашения N 15412.1615173.20.13 от 18.08.2014 на закупку газомоторной техники, заключенного между Минпромторгом России и Правительством Самарской области, участниками которого ответчик - Администрация г.о. Тольятти не являлась, как и не являлась согласно данного соглашения получателем субсидии.

Согласно постановлению арбитражного суда кассационной инстанции по делу N А55-12548/2018 получателем субсидии по соглашению N 15412.1615173.20.13 от 18.08.2014 указано Правительство Самарской области, а исполнителем соглашения - Министерство промышленности и технологий Самарской области. Поскольку средства подлежали зачислению на счет указанного министерства. Предметом соглашения N 15412.1615173.20.13 от 18.08.2014 являлось предоставление в соответствии с Порядком N 1027 за счет средств федерального бюджета субсидии бюджету Самарской области.

Министерство в обоснование своих требований ссылается на Правила N 1027, однако данные Правила, в том числе и порядок возврата субсидии, применяется к субъектам РФ, то есть к высшему исполнительному органу власти Самарской области и не распространяется на органы местного самоуправления, являющимися получателями субсидии по иному порядку (в данном случае по порядку, утвержденному Постановлением N 568).

Неправомерные действия Министерства по нецелевому использованию средств федерального бюджета, не могут являться в данном случае основанием для возврата субсидии добросовестному получателю субсидии из бюджета Самарской области - ответчику по делу.

Также ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.

Суды первой и апелляционной инстанций руководствуясь статьями 196, 200 ГК РФ пришли к выводу об истечении срока исковой давности для обращения истца в арбитражный суд.

При этом, суды указали, что 26.05.2016 заместителем председателя Правительства Самарской области - министром промышленности и технологий Самарской области был утвержден отчет об осуществлении расходов бюджета городского округа Тольятти, связанных с осуществлением мероприятий по обновлению парка газомоторной техники по соглашению от 27.10.2015 N 26, и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по состоянию на 05.05.2016.

Следовательно, 26.05.2016 Министерством было принято решение о достижении показателя результативности предоставления субсидии.

С указанной даты Министерство, выполняющее контрольные функции должно было узнать (установить) о не достижении показателя результативности субсидии и предпринять установленные Соглашением действия к возврату субсидии.

Таким образом, общий срок исковой давности, в данном случае, истек 26.05.2019, иск предъявлен Министерством в Арбитражный суд Самарской области - 06.09.2021, т.е. с нарушением срока исковой давности, установленного ГК РФ.

Между тем, судебными инстанциями не учтено, что пунктом 6.2. Соглашения установлен срок действия Соглашения до 31.12.2020. Данное соглашение не расторгалось и недействительными не признано. Иск предъявлен Министерством в Арбитражный суд Самарской области - 06.09.2021, т.е. в пределах установленного законом трехгодичный срок. Следовательно, срок исковой давности для обращения в арбитражный суд истцом не пропущен.

Однако неправильный вывод суда первой инстанции об истечении срока исковой давности для обращения истца в арбитражный суд в рассматриваемой ситуации не повлек принятию по делу незаконного судебного решения.

С учетом изложенного, правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.

При рассмотрении настоящего спора суд исследовал и оценил все представленные сторонами доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, с достаточной полнотой выяснил имеющие существенное значение для дела обстоятельства; изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда с учетом установленных обстоятельств и по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, которые создали бы препятствия к установлению объективных фактических обстоятельств по делу и которые могли повлиять на исход рассмотрения дела, заявителем в кассационной жалобе не приведено и судом кассационной инстанции не установлено, вследствие чего основания к отмене в кассационном порядке обжалуемых судебных актов в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2022 по делу N А55-26580/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

М.А.САВКИНА

Судьи

Э.Г.ГИЛЬМАНОВА

Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА