МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 2024 г. № 03-07-07/53307
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 10 апреля 2024 г., и по вопросам применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций медицинской организацией, оказывающей медицинские услуги на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, сообщает.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС, оказываемые медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги, перечисленные в указанном подпункте, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
Пунктом 6 статьи 149 Кодекса установлено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В целях лицензирования приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н утвержден классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Таким образом, медицинские услуги, поименованные в вышеуказанном подпункте 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, оказываемые медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, освобождаются от налогообложения НДС при наличии соответствующей лицензии.
Что касается налога на прибыль организаций, то на основании положений пункта 1 статьи 284.1 Кодекса организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении ряда условий, установленных данной статьей Кодекса.
Таким условием, в частности, является наличие в штате указанной организации в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода не менее 50 процентов медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста (подпункт 3 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса).
Учитывая изложенное, организация, осуществляющая медицинскую деятельность, при определении данного критерия для целей применения вышеуказанной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций вправе учитывать только медицинских работников, имеющих сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста.
Одновременно сообщаем, что регулирование вопросов, связанных с утверждением номенклатуры должностей медицинских работников, а также с наличием у медицинского персонала сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, относится к компетенции Минздрава России.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н. А. КУЗЬМИНА