МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 2 августа 2024 г. N Д-5-08/66@

 

О ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ ИЗ САЛЬДО ЕНС

 

Федеральной налоговой службой в дополнение к письму от 14.03.2023 N КЧ-4-8/2882@ в связи с обращениями территориальных налоговых органов по вопросу исключения из совокупной обязанности налогоплательщика задолженности по пеням, начисленным на недоимку, в отношении которой установлен пропуск срока взыскания, сообщается следующее.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 7 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым истек срок их взыскания, до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм.

Согласно пункту 1 статьи 75 Кодекса обязанность налогоплательщика по уплате пени возникает в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Как неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации, пеня является дополнительным платежом, выполняющим функцию компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 381-О-П, от 17.02.2015 N 422-О).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.02.2015 N 422-О, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.

Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пропуск налоговым органом срока взыскания сумм налога влечет утрату возможности взыскания соответствующих пеней. Соответственно, в случае исключения из совокупной обязанности сумм налогов, по которым истек срок их взыскания, исключению также подлежат суммы начисленных пеней.

В целях формирования единой правоприменительной практики по вопросу исключения из совокупной обязанности налогоплательщика задолженности по пеням, начисленным на недоимку, в отношении которой установлен пропуск срока взыскания, необходимо руководствоваться следующим:

- в случае, если задолженность по налогу, по которому установлен пропуск срока взыскания, исключена из совокупной обязанности налогоплательщика в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 Кодекса, задолженность по пеням, начисленным на данную недоимку, подлежит исключению из сальдо ЕНС до даты вступления в законную силу судебного акта о восстановлении пропущенного срока либо судебного акта о взыскании таких сумм;

- в случае, если в отношении задолженности по налогу судом принят акт, вступивший в законную силу, о восстановлении пропущенного срока взыскания либо о взыскании таких сумм, задолженность по пеням, начисленным на данную недоимку, выведенная из сальдо ЕНС в режим "Просроченная задолженность", подлежит восстановлению в совокупной обязанности налогоплательщика с учетом суммы восстановленного налога;

- в случае, если в отношении задолженности по налогу судом принят акт, вступивший в законную силу, об утрате возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании таких сумм, задолженность по налогу, а также соответствующие пени, выведенные из сальдо ЕНС в режим "Просроченная задолженность", признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса.

ВАЖНО! В целях реализации подходов, изложенных в настоящем письме, в отношении сумм пеней, начисленных до внедрения ЕНС (до 01.01.2023), необходимо осуществить расчет сумм доконвертационных пеней (алгоритм расчета прилагается) и сформировать заявку на перенос задолженности по таким пеням из сальдо ЕНС в режим "Просроченная задолженность" с использованием штатного функционала, размещенного на промышленном контуре АИС "Налог-3" <1>.

--------------------------------

<1> Налоговое администрирование/Урегулирование задолженности (ЕНС)/Пропуск сроков взыскания/Ввод заявки.

 

Порядок формирования заявки на вывод просроченной задолженности по пеням из сальдо ЕНС доведен письмом ФНС России от 14.03.2023 N КЧ-4-8/2882@ <2>.

--------------------------------

<2> Уточненный алгоритм работы с режимом "Просроченная задолженность" в части пеней направлен письмом ФНС России от 08.05.2024 N 8-1-03/0145@.

 

В отношении задолженности по пеням, начисленным после внедрения ЕНС (после 01.01.2023), реализован алгоритм автоматизированного уменьшения пеней штатным функционалом АИС "Налог-3".

Вышеуказанную информацию необходимо довести до подведомственных налоговых органов и обеспечить ее единообразное применение.

Одновременно поручается обеспечить надлежащее качество судебного представительства, направление в суд достоверного расчета сумм задолженности по налогам, пеням, штрафам, подлежащей взысканию, а также ходатайства о восстановлении пропущенных сроков взыскания при их пропуске налоговым органом по уважительной причине.

МИ ФНС России по управлению долгом поручается организовать мониторинг обоснованности формирования и утверждения налоговыми органами заявок на пропуск сроков взыскания задолженности.

Обо всех выявленных нарушениях, связанных с исполнением изложенных в настоящем письме поручений, необходимо незамедлительно сообщать в Управление по работе с задолженностью.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

В.В.БАЦИЕВ