ВОПРОС: Федеральная налоговая служба просит дать разъяснения действующего законодательства по вопросу исчисления земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода.

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

В силу статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Обратную силу могут иметь акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение (пункт 4 статьи 5 Кодекса).

Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 27.12.2007 № 2173 для целей налогообложения утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения по земельно-оценочным и муниципальным районам области по состоянию на 1 января 2006 года. В постановлении указано, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликовано постановление 28.12.2007).

Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2007 № 729-а «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области» с учетом изменений, внесенных постановлениями от 21.02.2008 № 52-п и от 23.04.2008 № 177п, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области по состоянию на 1 января 2008 года. В постановлении указано, что оно вступает в силу через 10 дней с момента опубликования.

Постановлениями Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 355 и от 29.12.2007 № 356 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января 2006 года и земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2007 года. В постановлениях указано, что они вступают в силу с 01.01.2008.

По мнению ФНС России, постановление Правительства Ярославской области от 24.12.2007 № 729-а с учетом внесенных в него изменений, также как и постановления Главы администрации Волгоградской области от 27.12.2007 № 2173, Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 355 и от 29.12.2007 № 356 противоречат нормам статьи 5 Кодекса, в этой связи могут распространяться на отношения, которые возникнут с 1 января 2009 года.

Учитывая изложенное, ФНС России просит разъяснить, следует ли применять утвержденную указанными выше постановлениями кадастровую стоимость земельных участков с 1 января 2008 года. В связи с утверждением постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 355 кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января 2006 года и постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 356 кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2007 года ФНС России просит разъяснить, должно ли Управление Роснедвижимости по Ленинградской области представить в 2008 году сведения в налоговые органы о кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января 2006 года и кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по состоянию на 1 января 2007 года.

При этом следует иметь в виду, что Управлением Роснедвижимости по Ленинградской области представлены в 2008 году сведения о кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2008 года.

ОТВЕТ:
В Минфине России рассмотрено ваше письмо от 1 сентября 2008 г. № 3-3-05/388 по вопросу о применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей исчисления земельного налога и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

При этом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение вышеназванных постановлений Правительства Российской Федерации, регулируют земельные отношения и в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к актам, содержащим нормы земельного права.

Между тем отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в статье 2 Кодекса. К таким отношениям относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Кодексом.
Кроме того, статьей 4 Кодекса органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях предоставлено право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

В статье 5 Кодекса определены особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, которые распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

На основании изложенного считаем, что поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах, и, следовательно, на них не распространяются нормы статьи 5 Кодекса. Данная позиция отражена также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. № 18-Г02-12.

Вместе с тем при применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения необходимо учитывать предусмотренные статьей 396 Кодекса обязанность органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, и право налогоплательщиков получать сведения о кадастровой стоимости земель по состоянию на 1 января календарного года до 1 марта этого года.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание складывающуюся судебно-арбитражную практику (в частности, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. № 17854/07, постановление ФАС Поволжского округа от 11 сентября 2007 г. № А12-12852/06), полагаем, что при определении налоговой базы за текущий налоговый период по земельному налогу налоговым органам следует применять кадастровую стоимость земельных участков, сведения о которой были предоставлены до 1 марта текущего налогового периода.

С.Д. Шаталов