ВОПРОС: Организация сдала налоговые декларации за 2007 г. в установленный срок. Они были приняты налоговым органом, о чем имеются отметки. После камеральной проверки налоговый орган уведомил организацию о необходимости сдавать декларации на бланках нового образца, в связи с чем будет наложен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ за несвоевременную подачу деклараций. Правомерно ли такое требование налогового органа, а также наложение штрафа?
ОТВЕТ: Департамент налоговой и таможенно- тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам об истребовании налоговой декларации (расчета) и о привлечении к ответственности в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) за непредставление налоговой декларации (расчета) и сообщает следующее.
Пункт 3 ст. 80 Кодекса закрепляет за налогоплательщиком обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно (абз. 5 п. 3 ст. 80 Кодекса).
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (абз. 2 п. 4 ст. 80 Кодекса).
Налоговая декларация (расчет), представленная налогоплательщиком (его представителем) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке, не принимается, о чем должностное лицо налогового органа информирует налогоплательщика (его представителя) в устной форме, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя, либо соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом (п. п. 133 и 134 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменном виде) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиках сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н).
В случае отказа в приеме налоговой декларации (расчета) на основании ее несоответствия установленной форме (установленному формату) налоговая декларация (расчет) не признается представленной в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.
Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является налоговым правонарушением, совершение которого влечет привлечение налогоплательщика к ответственности в соответствие со ст. 119 Кодекса.
В том случае, если налогоплательщик считает, что действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают его права, он вправе обжаловать такие действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. ст. 137 и 138 Кодекса). При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 Кодекса.
Из судебной практики по аналогичным делам (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.05.2008 № Ф09-3430/08-С2, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.10.2007 № Ф03-А24/07-2/3246) следует, что в случае, если по результатам налоговой проверки установлено, что налоговая декларация (расчет), представленная по отмененной форме, содержала те же сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога, что и налоговая декларация (расчет), представленная по установленной форме (установленному формату), то вопрос о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение в соответствии со ст. 119 Кодекса может быть разрешен в пользу налогоплательщика.
Данная позиция основана на том, что Кодексом не предусмотрена ответственность за представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в установленный срок по форме, утвержденной ранее, но измененной в установленном законодательством о налогах и сборах порядке до момента представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
ОТВЕТ: Департамент налоговой и таможенно- тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам об истребовании налоговой декларации (расчета) и о привлечении к ответственности в соответствии со ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) за непредставление налоговой декларации (расчета) и сообщает следующее.
Пункт 3 ст. 80 Кодекса закрепляет за налогоплательщиком обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно (абз. 5 п. 3 ст. 80 Кодекса).
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (абз. 2 п. 4 ст. 80 Кодекса).
Налоговая декларация (расчет), представленная налогоплательщиком (его представителем) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке, не принимается, о чем должностное лицо налогового органа информирует налогоплательщика (его представителя) в устной форме, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя, либо соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом (п. п. 133 и 134 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменном виде) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиках сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н).
В случае отказа в приеме налоговой декларации (расчета) на основании ее несоответствия установленной форме (установленному формату) налоговая декларация (расчет) не признается представленной в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.
Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является налоговым правонарушением, совершение которого влечет привлечение налогоплательщика к ответственности в соответствие со ст. 119 Кодекса.
В том случае, если налогоплательщик считает, что действия или бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают его права, он вправе обжаловать такие действия или бездействие в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. ст. 137 и 138 Кодекса). При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 Кодекса.
Из судебной практики по аналогичным делам (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.05.2008 № Ф09-3430/08-С2, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.10.2007 № Ф03-А24/07-2/3246) следует, что в случае, если по результатам налоговой проверки установлено, что налоговая декларация (расчет), представленная по отмененной форме, содержала те же сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога, что и налоговая декларация (расчет), представленная по установленной форме (установленному формату), то вопрос о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение в соответствии со ст. 119 Кодекса может быть разрешен в пользу налогоплательщика.
Данная позиция основана на том, что Кодексом не предусмотрена ответственность за представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в установленный срок по форме, утвержденной ранее, но измененной в установленном законодательством о налогах и сборах порядке до момента представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Заместитель директораДепартамента налоговойи таможенно-тарифной политики С.В. Разгулин