МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 ноября 2019 г. N 1031
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31, ст. 4466) и в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета мониторинга качества финансового менеджмента, приказываю:
утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Г.СИЛУАНОВ
Утверждены
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 14.11.2019 N 1031
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31, ст. 4466) в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), а также главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренного пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101).
2. Методические рекомендации направлены на оказание финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) и главным администраторам бюджетных средств, которые проводят мониторинг качества финансового менеджмента, содействия по вопросам проведения мониторинга качества финансового менеджмента, разработки порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренного пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также определения случаев и порядка передачи полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
3. Методические рекомендации не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм, носят рекомендательный характер и могут учитываться при проведении мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе могут быть использованы при подготовке нормативных правовых актов и ведомственных (внутренних) актов, определяющих порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
4. В настоящих Методических рекомендациях:
под финансовым менеджментом понимается организация и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее - администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий;
под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
под операцией (действием) по выполнению бюджетной процедуры понимается одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры;
под значением показателя качества финансового менеджмента понимается величина, характеризующая результат выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
под целевым значением показателя качества финансового менеджмента понимается целевой ориентир значения показателя качества финансового менеджмента, достижение которого свидетельствует о высоком качестве финансового менеджмента. Качество финансового менеджмента определяется по результатам проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
под мониторингом качества финансового менеджмента понимается проводимый субъектом мониторинга анализ и оценка исполнения объектом мониторинга бюджетных полномочий, в том числе результатов выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
под субъектом мониторинга понимается финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) и главный администратор бюджетных средств, которые проводят мониторинг качества финансового менеджмента;
под объектом мониторинга понимается главный администратор средств соответствующего бюджета, подведомственный ему администратор бюджетных средств, в отношении которых проводится мониторинг качества финансового менеджмента;
под главным администратором средств соответствующего бюджета понимаются органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, органы местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, и иные организации, которые в обязательном порядке осуществляют бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, а также могут осуществлять бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со статьями 158, 160.1 и 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 16, ст. 1825). В частности, в отношении территориального органа федерального органа исполнительной власти, являющегося главным администратором доходов бюджета субъекта Российской Федерации и не являющегося главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации не проводит мониторинг качества финансового менеджмента;
под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.
5. Мониторинг качества финансового менеджмента во исполнение требований пункта 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проводится:
1) финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке в отношении главных администраторов средств соответствующего бюджета;
2) главным администратором бюджетных средств в установленном им порядке в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств.
6. Мониторинг качества финансового менеджмента проводится в целях:
определения качества финансового менеджмента объектов мониторинга;
предупреждения, выявления и пресечения бюджетных нарушений, определенных статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101);
выявления объектами мониторинга бюджетных рисков;
подготовки и реализации объектами мониторинга мер, направленных на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, повышение качества финансового менеджмента, в том числе на достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
7. Представленные Методические рекомендации носят обобщенный характер, и каждый субъект мониторинга исходя из особенностей осуществления бюджетных полномочий объектами мониторинга и в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать в том числе:
1) вид правового акта, которым устанавливается порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
2) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, в частности, дополнять, исключать и (или) уточнять приведенные в Методических рекомендациях показатели качества финансового менеджмента, формулы и подходы (критерии), используемые для их расчета и анализа, а также устанавливать целевые значения показателей качества финансового менеджмента;
3) правила формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга, в частности, определять источники информации, сроки предоставления необходимых сведений и формы этих сведений, особенности взаимодействия субъектов и объектов мониторинга при обмене информацией;
4) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, в частности, определять форму и содержание этого отчета, периодичность и особенности его публикации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также способы использования информации, содержащейся в отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента;
5) иные положения, необходимые для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, в частности, определять случаи и порядок передачи полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
8. Субъект мониторинга при подготовке порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента вправе руководствоваться Порядком проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 112н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 августа 2020 г., регистрационный N 59471) (далее - Порядок проведения мониторинга КФМ), а также Формой сведений о качестве финансового менеджмента для целей размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и Порядком формирования федеральными органами исполнительной власти сведений о качестве финансового менеджмента для целей размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 июля 2018 г. N 158н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 октября 2018 г., регистрационный N 52366) (далее - приказ N 158н).
9. Мониторинг качества финансового менеджмента рекомендуется проводить на основании бюджетной отчетности объектов мониторинга, общедоступных (размещенных на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") сведений (в том числе информации из Единого портала бюджетной системы Российской Федерации), а также сведений, содержащихся в информационных системах субъекта мониторинга, и необходимой для расчета показателей качества финансового менеджмента информации, представляемой объектами мониторинга (далее - источники информации).
10. Мониторинг качества финансового менеджмента может состоять из годового мониторинга качества финансового менеджмента и (или) мониторинга качества финансового менеджмента, проводимого с иной периодичностью, в частности, за полугодие, ежеквартально, ежемесячно.
Периодичность и сроки проведения мониторинга качества финансового менеджмента устанавливаются субъектом мониторинга самостоятельно.
11. Мониторинг качества финансового менеджмента рекомендуется проводить с учетом результатов внешней проверки контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) годовой бюджетной отчетности главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (в части информации о выявленных в объектах мониторинга бюджетных нарушениях).
12. Результатом проведения мониторинга качества финансового менеджмента является отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.
II. Расчет и анализ значений показателей качества
финансового менеджмента
13. При проведении мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга рекомендуется рассчитывать с использованием данных из источников информации по каждому объекту мониторинга:
целевые значения показателей качества финансового менеджмента;
значения показателей качества финансового менеджмента, характеризующие результаты выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе характеризующие качество управления расходами и доходами бюджета, ведения учета и составления бюджетной отчетности, организации и осуществления внутреннего финансового аудита), а также управление активами, осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
отклонения значений показателей качества финансового менеджмента от целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
итоговую оценку качества финансового менеджмента.
14. При расчете целевых значений показателей качества финансового менеджмента и итоговой оценки качества финансового менеджмента рекомендуется руководствоваться подходами (формулами), указанными в приложении N 1 к Порядку проведения мониторинга КФМ.
15. При расчете значений показателей качества финансового менеджмента рекомендуется руководствоваться подходами (формулами), указанными в приложениях NN 2 - 6 к Порядку проведения мониторинга КФМ, а также направлениями мониторинга качества финансового менеджмента, указанными в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
16. При проведении мониторинга качества финансового менеджмента рекомендуется применять показатели качества финансового менеджмента, отражающие наличие фактов бюджетных нарушений, выявляемых органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении объектов мониторинга, а также отражающие исполнение представлений и предписаний органов государственного (муниципального) финансового контроля.
III. Формирование и представление отчета о результатах
мониторинга качества финансового менеджмента, реализация
результатов его проведения
17. На основании расчета показателей качества финансового менеджмента субъекту мониторинга рекомендуется сформировать отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента и пояснительную записку к нему (при необходимости).
В отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга рекомендуется указывать следующие сведения:
а) целевые значения показателей качества финансового менеджмента;
б) значения итоговой оценки качества финансового менеджмента по объектам мониторинга и значения показателей качества финансового менеджмента, используемых для ее расчета;
в) перечень показателей качества финансового менеджмента, значения оценок по которым отклоняются от их целевых значений в отрицательную сторону, по каждому объекту мониторинга;
г) рейтинг качества финансового менеджмента объектов мониторинга (например, сформированный по четырем группам: высокое, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное качество финансового менеджмента).
18. Субъекту мониторинга рекомендуется направлять отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента объектам мониторинга и (или) публиковать его на официальном сайте субъекта мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
19. Субъект мониторинга при определении формы отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента вправе руководствоваться подготавливаемым в соответствии с Порядком проведения мониторинга КФМ Отчетом Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета <1>.
--------------------------------
<1> Отчет Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета размещается на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.minfin.ru): Минфин России/Деятельность/Бюджет/Качество финансового менеджмента в государственном секторе/Результаты мониторинга.
20. На основании отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента объектам мониторинга рекомендуется формировать сведения о качестве финансового менеджмента, в том числе содержащие информацию о ходе реализации мер, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
21. Объектам мониторинга рекомендуется размещать сведения о качестве финансового менеджмента на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не реже одного раза в год после проведения годового мониторинга качества финансового менеджмента.
Форму сведений о качестве финансового менеджмента и порядок их формирования для целей размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекомендуется составлять с учетом положений приказа N 158н.
22. При составлении сведений о качестве финансового менеджмента рекомендуется указывать причины недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента (например, если значение показателя качества финансового менеджмента отклоняется от целевого значения в отрицательную сторону более чем на 25%), а также данные о планируемых (исполняемых) мероприятиях, направленных на обеспечение достижения целевого значения соответствующего показателя.
23. Мероприятия объекта мониторинга, направленные на обеспечение достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, могут содержать, в частности:
разработку, актуализацию правовых актов, регламентирующих осуществление финансового менеджмента;
установление (изменение) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) сотрудников обязанностей и полномочий по выполнению бюджетных процедур, в том числе по осуществлению внутреннего финансового контроля;
совершенствование информационного взаимодействия между структурными подразделениями (сотрудниками), осуществляемого при выполнении бюджетных процедур;
закупку и введение в эксплуатацию оборудования, средств автоматизации, направленных на повышение качества информационного взаимодействия и сокращение сроков подготовки документов;
проверку соответствия квалификации руководителей структурных подразделений и сотрудников, осуществляющих процедуры в рамках финансового менеджмента, установленным квалификационным требованиям, организацию повышения квалификации и проведения переподготовки;
разработку, актуализацию правовых актов о материальном стимулировании (дисциплинарной ответственности) должностных лиц за добросовестное (недобросовестное) исполнение обязанностей при осуществлении бюджетных процедур;
меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, предупреждению бюджетных нарушений.
IV. Передача полномочий по проведению мониторинга качества
финансового менеджмента
24. В соответствии с пунктом 8 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный администратор средств соответствующего бюджета вправе внести на рассмотрение финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) предложение о передаче полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств и по согласованию с финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) передать этому финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом) указанные полномочия.
25. Согласование передачи полномочий главного администратора средств соответствующего бюджета по проведению мониторинга качества финансового менеджмента в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств (далее - передача полномочий) может быть оформлено одним из следующих способов:
а) подписание соглашения между финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) и главным администратором средств соответствующего бюджета о передаче полномочий;
б) оформление служебных писем о согласовании передачи полномочий, в том числе их визирование (подписание) руководителем главного администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия, и руководителем финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом), принимающего полномочия;
в) оформление документа с грифом (листом) согласования или протокола о передаче полномочий.
26. Согласование передачи полномочий может содержать, в частности:
а) дату и срок передачи полномочий, а также порядок отмены (изменения) решения о передаче полномочий;
б) особенности представления информации, необходимой для проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
в) особенности расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента;
г) особенности представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента и использования информации, содержащейся в отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по проведению мониторинга качества
финансового менеджмента,
утвержденным приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 14.11.2019 N 1031
НАПРАВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Наименование направления
Комментарий
Качество управления расходами бюджета
Неправомерное использование бюджетных средств, в том числе нецелевое использование бюджетных средств
Значение показателя характеризует степень соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, в части исполнения бюджета, а также надежности внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.
Ориентиром является недопущение неправомерного использования средств бюджета.
Несоблюдение правил планирования закупок
Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга в сфере закупок.
Несоблюдением правил планирования закупок является включение в план закупок необоснованных объектов закупок, начальных (максимальных) цен контрактов; несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки); нарушение порядка (сроков) проведения или непроведение обязательного общественного обсуждения закупок; нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок.
Ориентиром является недопущение несоблюдения правил планирования закупок.
Нарушение требований к формированию и представлению документов, необходимых для планирования и исполнения бюджета
Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.
Ориентиром является недопущение нарушений.
Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет
Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.
Ориентиром является недопущение нарушений.
Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг
Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.
Ориентиром является недопущение нарушений.
Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств бюджета
Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.
Ориентиром является недопущение нарушений.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись, бюджетную смету
Объем изменений показателей сводной бюджетной росписи (бюджетной росписи), бюджетной сметы в количественном и суммовом выражении характеризует качество планирования расходов объектом мониторинга.
Качество подготовки обоснований бюджетных ассигнований при формировании проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Значение показателя характеризует качество подготовки объектом мониторинга обоснований бюджетных ассигнований, представляемых в финансовый орган, включая их соответствие бюджетному законодательству Российской Федерации, правовым основаниям возникновения расходных обязательств публично-правового образования, правилам формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований.
Отклонение плановых и фактических показателей при кассовом планировании
Значение показателя характеризует качество прогнозирования исполнения расходов в текущем финансовом году, а также риски появления кассовых разрывов в текущем финансовом году за счет ненадлежащего кассового прогнозирования расходов бюджета.
Равномерность осуществления кассовых расходов бюджета
Значение показателя характеризует равномерность исполнения расходов бюджета в отчетном периоде, а также качество контроля за равномерностью исполнения расходов бюджета подведомственными объекту мониторинга участниками бюджетного процесса.
Доля неиспользованных на конец года бюджетных ассигнований
Значение показателя характеризует качество планирования и исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью (бюджетной росписью), бюджетной сметой. Анализ структуры исполнения (неисполнения) бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью (бюджетной росписью), бюджетной сметой в целом и (или) по отдельным показателям (видам расходов).
Ориентиром является снижение объема неисполненных на конец года бюджетных ассигнований.
Эффективность управления кредиторской задолженностью и дебиторской задолженностью
Негативным считается факт наличия и увеличения объема просроченной кредиторской задолженности и дебиторской задолженности.
Своевременность принятия бюджетных обязательств (по видам расходов)
Значение показателя характеризует риски неисполнения бюджетных ассигнований в отчетном периоде, а также качество контроля за своевременностью принятия бюджетных обязательств подведомственными объекту мониторинга участниками бюджетного процесса.
Нарушение правил, условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий
Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга в отношении расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Ориентиром является недопущение нарушений.
Анализ показателей, характеризующих объем незавершенного строительства
Увеличение или сохранение объемов незавершенного строительства на конец отчетного периода при условии сохранения уровня бюджетных инвестиций свидетельствует о необходимости принятия мер, направленных на снижение объема незавершенного строительства.
Ориентиром является устойчивая динамика снижения объема незавершенного строительства, в том числе при условии сохранения (не увеличения) уровня бюджетных инвестиций.
Нарушение условий формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов
Значение показателя характеризует качество финансовой дисциплины, а также надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.
Ориентиром является недопущение нарушений.
Анализ формирования и (или) финансового обеспечения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)
Значение показателя характеризует качество планирования расходов на предоставление субсидий, равномерность предоставления субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), а также качество контроля объекта мониторинга за его подведомственными учреждениями, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений.
Анализ планирования и (или) исполнения расходов на предоставление субсидий на иные цели
Значение показателя позволяет оценить полноту, достаточность и равномерность предоставления субсидий на иные цели подведомственным объекту мониторинга бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых осуществляются функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, а также риски нарушения условий предоставления субсидий на иные цели.
Качество правовой базы, обеспечивающей предоставление средств из бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг
Значение показателя характеризует соответствие нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление средств из бюджета, общим требованиям к этим нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам.
Иски о возмещении ущерба и (или) вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) объекта мониторинга либо его должностных лиц, в том числе с учетом категорий исков, установленных субъектом мониторинга
Значение показателя характеризует деятельность по правовой защите объекта мониторинга при предъявлении к нему исков о возмещении ущерба и (или) вреда от незаконных действий или бездействия объекта мониторинга или его должностных лиц (в количественном и (или) денежном выражении).
Иски о взыскании задолженности, в том числе с учетом категорий исков, установленных субъектом мониторинга
Значение показателя характеризует деятельность по правовой защите объекта мониторинга при предъявлении к нему исков о взыскании задолженности (в количественном и (или) денежном выражении).
Иски по денежным обязательствам получателей средств бюджета, в том числе с учетом категорий исков, установленных субъектом мониторинга
Значение показателя характеризует работу администраторов бюджетных средств, подведомственных объекту мониторинга, в области правовой защиты при предъявлении к ним исков о взыскании по принятым ими денежным обязательствам (в количественном и (или) денежном выражении).
Факт приостановления операций по расходованию средств подведомственных объекту мониторинга администраторов бюджетных средств в связи с нарушением процедур исполнения судебных актов свидетельствует о низком качестве финансового менеджмента.
Качество управления доходами и источниками финансирования дефицита бюджета
Качество правовой базы главного администратора (администратора) доходов бюджета и главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета
Значение показателя характеризует соответствие общим требованиям к правовым актам, регулирующим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета.
Качество планирования поступлений доходов
Негативно расценивается как недовыполнение прогноза поступлений доходов бюджета, так и значительное перевыполнение плана по доходам в отчетном периоде.
Управление дебиторской задолженностью по доходам
Значение показателя характеризует состояние дебиторской задолженности и управление этой задолженностью, в том числе выполнение мер по повышению качества управления дебиторской задолженностью, а также показатель позволяет оценить риски возникновения просроченной дебиторской задолженности.
Качество управления просроченной дебиторской задолженностью по платежам в бюджет
Значение показателя характеризует качество администрирования доходов бюджета в отчетном периоде. Негативным считается наличие и рост просроченной дебиторской задолженности по платежам в бюджет.
Качество управления источниками финансирования дефицита бюджета
Значение показателя характеризует качество исполнения бюджетных полномочий, предусмотренных статьей 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Качество ведения учета и составления бюджетной отчетности
Нарушение порядка формирования и представления бюджетной отчетности
Значение показателя характеризует надежность внутреннего финансового контроля объекта мониторинга.
Ориентиром является отсутствие фактов нарушений порядка формирования и представления сводной, консолидированной бюджетной отчетности, выявленных по результатам проверки, в том числе проведенной органами государственного (муниципального) финансового контроля.
Нарушение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств
Значение показателя характеризует качество проведения объектом мониторинга инвентаризации активов и обязательств.
Ориентиром является отсутствие фактов нарушений порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, выявленных по результатам проверки, в том числе проведенной органами государственного (муниципального) финансового контроля.
Степень достоверности бюджетной отчетности
Степень достоверности бюджетной отчетности, определенная по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, проведенной в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Качество организации и осуществления внутреннего финансового аудита
Качество организации внутреннего финансового аудита
Наличие у объектов мониторинга и соответствие их ведомственных (внутренних) актов, обеспечивающих осуществление внутреннего финансового аудита, положениям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
Наличие решения руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита.
Выполнение установленных требований является положительным фактором, способствующим повышению качества финансового менеджмента.
Качество планирования и проведения аудиторских мероприятий, реализации результатов проведения аудиторских мероприятий
Оценка плана проведения аудиторских мероприятий, программ аудиторских мероприятий, заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий, годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита на предмет их соответствия требованиям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
Ориентиром является осуществление субъектом внутреннего финансового аудита деятельности, предусмотренной пунктом 1 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и направленной на выявление бюджетных рисков, подготовку предложений и рекомендаций по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
Выполнение установленных требований является положительным фактором, способствующим повышению качества финансового менеджмента.
Качество управления активами
Недостачи и хищения
Негативно расценивается наличие фактов недостач и хищений государственной (муниципальной) собственности, выявленных по результатам проверки, в том числе проведенной органами государственного (муниципального) финансового контроля.
Нарушения при управлении и распоряжении собственностью
Негативно расценивается наличие фактов нарушений при управлении и распоряжении государственной (муниципальной) собственностью, выявленных по результатам проверки, в том числе проведенной органами государственного (муниципального) финансового контроля.
Эффективность расходов на содержание недвижимого имущества
Негативно расценивается факт значительного превышения расходов объекта мониторинга на содержание недвижимого имущества над средним значением таких расходов, рассчитанным по всем объектам мониторинга.
Качество управления недвижимым имуществом, переданным в аренду
Показатель характеризует эффективность управления недвижимым имуществом, переданным объектом мониторинга в аренду.
Негативно расценивается заниженная (завышенная) сумма арендной платы по отношению к среднему значению стоимости аренды 1 кв. м аналогичного недвижимого имущества.
Качество исполнения бюджетных процедур во взаимосвязи с выявленными бюджетными нарушениями
Исполнение представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля
Значение показателя характеризует наличие фактов и качество исполнения представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля в части выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе характеризующих качество управления расходами и доходами бюджета, ведения учета и составления бюджетной отчетности, организации и осуществления внутреннего финансового аудита), а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Ориентиром является отсутствие неисполненных представлений, устранение выявленных нарушений.
Исполнение предписаний органов государственного (муниципального) финансового контроля
Значение показателя характеризует наличие фактов и качество исполнения предписаний органов государственного (муниципального) финансового контроля в части выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе характеризующих качество управления расходами и доходами бюджета, ведения учета и составления бюджетной отчетности, организации и осуществления внутреннего финансового аудита), а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Ориентиром является отсутствие неисполненных предписаний, устранение выявленных нарушений.
Исполнение представлений об устранении нарушений, в том числе бюджетных нарушений, направленных органами прокуратуры
Значение показателя характеризует наличие фактов нарушений у объекта мониторинга, а также полноту и своевременность устранения этих нарушений по результатам проверок, проведенных органами прокуратуры.