Вопрос: О туристическом налоге и необходимости отражения его суммы в кассовом чеке.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 октября 2024 г. N 03-05-08/96119
В Департаменте налоговой политики рассмотрены письма от 02.08.2024 и от 19.09.2024 о туристическом налоге и сообщается следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2025 дополняется новой главой 33.1, регламентирующей порядок налогообложения туристическим налогом.
Согласно статье 418.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 176-ФЗ (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками туристического налога признаются организации, оказывающие услуги, признаваемые объектом налогообложения.
Статьей 418.3 Налогового кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения по туристическому налогу признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц (далее - услуга по временному проживанию) в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, налогоплательщиком туристического налога будет признаваться организация, оказывающая услуги по временному проживанию в средствах размещения, включенных в реестр классифицированных средств размещения.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 674018-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", предусматривающий создание единого реестра объектов классификации в сфере туристской деятельности, включающего в себя реестр классифицированных средств размещения.
Вопросы, касающиеся формирования реестра классифицированных средств размещения, в том числе определения средств размещения, подлежащих классификации, относятся к компетенции Минэкономразвития России.
В соответствии со статьей 418.4 Налогового кодекса налоговая база по туристическому налогу определяется как стоимость оказываемой услуги по временному проживанию без учета сумм туристического налога и налога на добавленную стоимость.
Вопрос о порядке налогообложения комплексных услуг, в состав которых входят помимо услуг по временному проживанию и иные услуги (питание, лечение и т.п.), в настоящее время прорабатывается.
Согласно пункту 1 статьи 418.7 Налогового кодекса сумма туристического налога исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу. При этом в случае, если исчисленная сумма налога менее суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма туристического налога определяется в размере минимального налога.
Полагаем, что в случае если стоимость услуги по временному проживанию равна нулю (например, в случае размещения командированных лиц без взимания платы за временное проживание), то сумма налога, исчисленная исходя из такой налоговой базы, также равна нулю, что меньше минимального налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 418.7 Налогового кодекса, и, следовательно, сумма туристического налога должна определяться в размере минимального налога.
На основании пункта 2 статьи 418.7 Налогового кодекса общая сумма туристического налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных в соответствии с пунктом 1 статьи 418.7 Налогового кодекса по услугам, оказанным за налоговый период во всех средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику, расположенных на территории муниципального образования.
Таким образом, сумма туристического налога рассчитывается в течение того налогового периода, в котором осуществлялся полный расчет с лицом, приобретающим услугу по временному проживанию (например, с работодателем в случае полной оплаты стоимости услуги за работника), вне зависимости от даты фактического получения услуги в средстве размещения.
На основании положений пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса в расчетных документах сумма туристического налога выделяется отдельной строкой.
Из положений пункта 1 статьи 418.4 и пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса следует, что сумма туристического налога является частью стоимости услуги по временному проживанию и подлежит выделению в расчетных документах лица, приобретающего услугу.
Согласно статье 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" кассовый чек представляет собой первичный учетный документ.
Учитывая изложенное, отражение суммы туристического налога в кассовом чеке не требуется.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ