Вопрос: Об определении мощности автотранспортных средств, имеющих несколько двигателей, в целях исчисления транспортного налога.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 октября 2024 г. N 03-05-06-04/100520

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение об определении мощности автотранспортных средств, имеющих несколько двигателей, и сообщает, что вопросы, связанные с порядком оформления технической документации на транспортное средство, в том числе с проверкой корректности отражения его отдельных характеристик в регистрационных документах, не относятся к компетенции Минфина России.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 Кодекса), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На основании пункта 1 статьи 362 Кодекса для исчисления транспортного налога определение налоговыми органами налоговой базы в отношении автотранспортного средства, имеющего несколько двигателей, осуществляется исходя из содержания сведений о мощности двигателей, представленных в составе формы в порядке информационного взаимодействия с органами ГИБДД МВД России.

С помощью совокупной мощности указанных двигателей осуществляются привод транспортных средств в движение, их длительный пробег и перемещение в пространстве, то есть использование транспортных средств по прямому назначению, следовательно, в таком случае за основу налоговой базы не может приниматься мощность какого-либо одного из двигателей.

В противном случае произвольное изъятие из комплектности и конструкции гибридного транспортного средства любого из двигателей и, соответственно, части мощности для целей налогообложения привело бы к потере индивидуально-определенного характера технических параметров транспортных средств и вмешательству в деятельность и право производителя, выпустившего продукцию именно с такими параметрами, и нарушению технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, на соответствие требованиям которого указанная продукция была проверена и выпущена в оборот.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Решении от 01.06.2023 N АКПИ23-240 пришел к выводу, что при определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении транспортного средства следует учитывать номинальную мощность всех двигателей, обеспечивающих единовременный или поочередный привод транспортного средства, указанную в паспорте транспортного средства и сведениях, представляемых регистрационными органами.

Заместитель директора Департамента

Р.А.ЛЫКОВ