ПРИКАЗ
от 10 декабря 2024 г. N 546
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
(МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ДОХОДОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, МЕСТНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
В соответствии с абзацем тридцать девятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях методического обеспечения деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проверок исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).
Министр
А.Г.СИЛУАНОВ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 10.12.2024 N 546
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
(МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ ДОХОДОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА (БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, МЕСТНОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
1. Методические рекомендации по проведению органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) проверок исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения единого подхода к проведению органами контроля проверок исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), а также обследований, назначенных в рамках указанных проверок (далее соответственно - проверка, обследование), оформлению результатов проверок в актах и оформлению результатов обследований в заключениях в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235 (далее - Стандарт N 1235).
2. Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи органам контроля, не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят рекомендательный, разъяснительный характер.
3. Методические рекомендации могут применяться органами контроля при формировании ведомственных стандартов, утверждаемых органами контроля в соответствии с пунктом 19 Стандарта N 1235.
4. Методические рекомендации могут применяться органами контроля при проведении проверок, обследований и оформлении их результатов.
5. Методические рекомендации могут применяться органами контроля при проведении проверок, обследований при администрировании главными администраторами (администраторами) доходов бюджета следующих установленных статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) видов доходов бюджетов:
1) налоговых доходов <1>;
--------------------------------
<1> Пункт 2 статьи 41 БК РФ.
2) неналоговых доходов <2>;
--------------------------------
<2> Пункт 3 статьи 41 БК РФ.
3) безвозмездных поступлений <3>.
--------------------------------
<3> Пункт 4 статьи 41 БК РФ.
6. Для целей Методических рекомендаций соблюдение объектами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объект контроля) требований бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых (правовых) актов, связанных с исполнением бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета (далее - правовые акты по администрированию доходов бюджета), и соответствие положений правовых актов по администрированию доходов бюджета требованиям законодательства Российской Федерации рекомендуется рассматривать как предмет внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - предмет контроля).
7. Методические рекомендации могут применяться при проведении проверки, обследования в отношении следующих объектов контроля:
1) главный администратор доходов бюджета <4>;
--------------------------------
<4> Абзац пятьдесят второй статьи 6 БК РФ.
2) администратор доходов бюджета <5>.
--------------------------------
<5> Абзац пятьдесят третий статьи 6 БК РФ.
быть изучены в ходе проведения проверки, обследования
8. Формирование должностными лицами органа контроля перечня основных вопросов, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования, рекомендуется осуществлять по результатам подготовки к проведению проверки, обследования в соответствии с пунктами 3, 4 и 11 Стандарта N 1235.
9. В ходе подготовки к проведению проверки, обследования должностным лицам органа контроля рекомендуется провести изучение и анализ:
закона (решения) о бюджете бюджетной системы Российской Федерации;
прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, и (или) субъекта Российской Федерации, и (или) муниципального образования;
бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, и (или) бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, и (или) бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период в случае, если представительный орган муниципального образования принял решение о его формировании в соответствии с требованиями БК РФ;
прогноза основных характеристик консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период, либо утвержденный среднесрочный финансовый план;
перечня главных администраторов доходов бюджета <6>;
перечня и реестра источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <7>, в том числе общих требований к составу информации, порядку формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации <8>, реестра источников доходов Российской Федерации <9>, реестра источников доходов федерального бюджета <10>, реестров источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестров источников доходов местных бюджетов <11> и реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов <12> (далее соответственно - перечень источников доходов, реестр источников доходов, при совместном упоминании - перечень и реестр источников доходов);
--------------------------------
<6> Пункт 3.2 статьи 160.1 БК РФ.
<7> Статья 47.1 БК РФ.
<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 868 "О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации".
<9> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2019 г. N 115н "О Порядке формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2019 г., регистрационный N 56445), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 2 июня 2023 г. N 85н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2023 г., регистрационный N 74138), от 11 апреля 2024 г. N 41н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2024 г., регистрационный N 78193).
<10> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 303н "О Порядке формирования и ведения реестра источников доходов федерального бюджета" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53592), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 апреля 2024 г. N 41н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2024 г., регистрационный N 78193).
<11> В соответствии с пунктом 7 статьи 47.1 БК РФ реестры источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестры источников доходов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и реестры источников доходов местных бюджетов формируются и ведутся в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и местной администрацией.
<12> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 302н "О Порядке формирования и ведения реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53605), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 апреля 2024 г. N 41н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 мая 2024 г., регистрационный N 78193).
методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет, разрабатываемой и утверждаемой главными администраторами доходов бюджета в соответствии с общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 <13> (далее - Общие требования N 574).
--------------------------------
<13> Пункт 1 статьи 160.1 БК РФ.
10. Перечень основных вопросов, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования, целесообразно определять на основе результатов изучения и анализа, предусмотренных пунктом 9 Методических рекомендаций, с учетом темы проверки, обследования, предмета контроля, при этом рекомендуется учитывать, что в рамках своей деятельности объекты контроля могут осуществлять бюджетные полномочия как главного администратора доходов бюджета, так и администратора доходов бюджета.
11. К основным вопросам, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования в отношении главного администратора (администратора) доходов бюджета, рекомендуется относить:
1) соблюдение при реализации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета положений правовых актов по администрированию доходов бюджета;
2) соответствие положений правовых актов по администрированию доходов бюджета требованиям законодательства Российской Федерации.
Перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки, обследования, рекомендуется формировать в зависимости от объекта контроля, указанного в пункте 7 Методических рекомендаций.
12. В ходе проведения проверки контрольные действия, указанные в пункте 19 Стандарта N 1235 (далее - контрольные действия), рекомендуется осуществлять для подтверждения (оценки) выполнения объектом контроля бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета, установленных статьей 160.1 БК РФ.
13. При проведении проверки в отношении главного администратора доходов бюджета рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки):
1) осуществления бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета в соответствии с положениями пункта 4 статьи 160.1 БК РФ;
2) формирования перечня администраторов доходов бюджета, подведомственных главному администратору доходов бюджета, в том числе наличия (полноты) правовых актов о наделении бюджетными полномочиями администраторов доходов бюджета в соответствии с общими требованиями к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 г. N 1569;
3) представления сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета, и соблюдения порядка формирования прогноза поступления доходов бюджета, установленного:
для главных администраторов доходов федерального бюджета приказами Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2020 г. N 269н "Об утверждении порядка формирования и представления федеральными органами государственной власти (государственными органами), Центральным банком Российской Федерации, осуществляющими бюджетные полномочия главных администраторов доходов федерального бюджета, прогноза поступления доходов федерального бюджета" <14> и от 24 января 2022 г. N 8н "Об утверждении Порядка формирования и представления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также форм представления обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" <15>;
--------------------------------
<14> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2020 г., регистрационный N 61535.
<15> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2022 г., регистрационный N 68456, с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2022 г. N 188н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2023 г., регистрационный N 72039).
для главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) нормативными правовыми актами, регулирующими порядок формирования и представления органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления), осуществляющими бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета, прогноза поступления доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) (при наличии).
При проведении проверок в отношении главных администраторов доходов федерального бюджета рекомендуется в рамках контрольных действий осуществлять подтверждение (оценку) представления указанными главными администраторами доходов сведений, необходимых для составления формирования прогноза поступлений доходов федерального бюджета в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет";
4) представления сведений для составления и ведения кассового плана;
5) формирования и представления бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н <16> (далее - Инструкция N 191н);
--------------------------------
<16> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., регистрационный N 19693), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 191н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2012 г., регистрационный N 23229), от 26 октября 2012 г. N 138н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 г., регистрационный N 26253), от 19 декабря 2014 г. N 157н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный N 35856), от 26 августа 2015 г. N 135н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный N 38821), от 31 декабря 2015 г. N 229н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2016 г., регистрационный N 41312), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 2 ноября 2017 г. N 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 декабря 2017 г., регистрационный N 49101), от 7 марта 2018 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2018 г., регистрационный N 50573), от 30 ноября 2018 г. N 244н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 декабря 2018 г., регистрационный N 53200), от 28 февраля 2019 г. N 31н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2019 г., регистрационный N 54342), от 16 мая 2019 г. N 72н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный N 54911), от 20 августа 2019 г. N 131н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2019 г., регистрационный N 56184), от 31 января 2020 г. N 13н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 марта 2020 г., регистрационный N 57697), от 7 апреля 2020 г. N 59н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2020 г., регистрационный N 58213), от 12 мая 2020 г. N 88н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2020 г., регистрационный N 58478), от 2 июля 2020 г. N 131н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2020 г., регистрационный N 60185), от 29 октября 2020 г. N 250н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2020 г., регистрационный N 61192), от 16 декабря 2020 г. N 311н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2021 г., регистрационный N 62487), от 11 июня 2021 г. N 82н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2021 г., регистрационный N 64576), от 21 декабря 2021 г. N 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2022 г., регистрационный N 67099), от 14 июня 2022 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2022 г., регистрационный N 69340), от 9 декабря 2022 г. N 186н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2023 г., регистрационный N 72289), от 23 мая 2023 г. N 75н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2023 г., регистрационный N 74152), от 7 ноября 2023 г. N 180н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2024 г., регистрационный N 76862), от 7 марта 2024 г. N 21н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 апреля 2024 г. N 77809).
6) представления для включения в перечень источников доходов сведений о закрепленных за главным администратором доходов бюджета источниках доходов в соответствии с Правилами формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 868, и Порядком формирования, согласования и включения информации в перечень источников доходов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 187н <17>;
--------------------------------
<17> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 187н "Об утверждении Порядка формирования, согласования и включения информации в перечень источников доходов Российской Федерации, структуры уникального номера реестровой записи источника дохода бюджета бюджетной системы Российской Федерации, структуры уникального номера реестровой записи группы источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, структуры идентификационного кода источника дохода бюджета бюджетной системы Российской Федерации, структуры идентификационного кода группы источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2023 г., регистрационный N 72598).
7) представления для включения в реестр источников доходов сведений о закрепленных за главным администратором доходов бюджета источниках доходов в соответствии с общими требованиями к составу информации, порядку формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации, реестра источников доходов федерального бюджета, реестров источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестров источников доходов местных бюджетов и реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 868;
8) утверждения методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с Общими требованиями N 574 в части подтверждения (оценки) обоснованности планирования объемов поступлений доходов бюджета главным администратором доходов бюджета, в том числе в части поступлений в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет, доходов от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Рекомендуется провести оценку (анализ) договоров аренды имущества, в том числе расторгнутых, кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
9) полноты и соответствия перечня администрируемых доходов бюджета, закрепленных соответствующими правовыми актами за главным администратором доходов бюджета, сведениям об администрируемых доходах бюджета в перечне и реестре источников доходов и методиках прогнозирования поступлений доходов в бюджет;
10) обеспечения организации работы в части направления информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее соответственно - ГИС ГМП, Закон N 210-ФЗ);
11) обеспечения организации работы по осуществлению бюджетных полномочий администратора доходов бюджета подведомственными ему администраторами доходов бюджета.
14. При проведении проверки в отношении администратора доходов бюджета рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки):
1) осуществления бюджетных полномочий администратора доходов бюджета в соответствии с правовыми актами по администрированию доходов бюджета, в том числе в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета;
2) осуществления начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
3) полноты поступления администрируемых доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании закона (решения) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, кассового плана на текущий финансовый год, информации на основании данных первичных (сводных) учетных документов, а также правильности и своевременности отражения на счетах бюджетного учета фактов хозяйственной жизни администратора доходов бюджета;
4) правильности формирования учетной политики, в том числе установления порядка проведения инвентаризации активов и обязательств (в части данных учета доходов бюджета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета), графика документооборота и правилам документооборота, связанных с осуществлением бюджетных полномочий администратора доходов бюджета;
5) правильности ведения регистров бухгалтерского учета и оформления первичных учетных (сводных) документов, в том числе соблюдение требований обязательного применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов <18>;
--------------------------------
<18> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный N 37519), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 17 ноября 2017 г. N 194н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2017 г., регистрационный N 49282), от 15 июня 2020 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2020 г., регистрационный N 59882).
6) правильности применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации;
7) правильности применения счетов бюджетного учета;
8) своевременности отражения на счетах бюджетного учета доходов бюджета;
9) осуществления сверки данных бюджетного учета администрируемых доходов бюджета с соответствующим территориальным органом Федерального казначейства <19>;
--------------------------------
<19> Пункт 57 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 198н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 января 2023 г., регистрационный N 72192), с изменениями внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2023 г. N 110н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2023 г., регистрационный N 74542).
10) осуществления взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним;
11) соответствия регламентов реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним общим требованиям к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 сентября 2024 г. N 139н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним" <20> (далее - Общие требования N 139н);
--------------------------------
<20> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2024 г., регистрационный N 79878.
12) принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеням и штрафам по ним, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы в соответствии с требованиями статьи 40.1 БК РФ и в соответствии с Общими требованиями к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. N 137н <21>, и Порядком казначейского обслуживания, утвержденным приказом Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. N 21н (далее - Порядок N 21н) <22>;
--------------------------------
<21> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2021 г., регистрационный N 65582, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. N 163н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2022 г., регистрационный N 71788), от 16 октября 2023 г. N 165н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2023 г., регистрационный N 75948), от 23 августа 2024 г. N 117н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 сентября 2024 г., регистрационный N 79524).
<22> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июля 2020 г., регистрационный N 58914, с изменениями, внесенными приказами Федерального казначейства от 28 июня 2021 г. N 23н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2021 г., регистрационный N 64462), от 13 октября 2021 г. N 29н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2021 г., регистрационный N 65906), от 29 апреля 2022 г. N 13н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 мая 2022 г., регистрационный N 68566), от 29 июля 2022 г. N 19н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 сентября 2022 г., регистрационный N 69902), от 28 декабря 2022 г. N 37н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2023 г., регистрационный N 72131).
13) формирования и представления главному администратору доходов бюджета сведений и бюджетной отчетности администратора доходов бюджета, в том числе в части:
своевременности, достоверности и полноты представления бюджетной отчетности администратора доходов бюджета требованиям, установленным Инструкцией N 191н;
соответствия данных бюджетной отчетности администратора доходов бюджета данным бюджетного учета;
соответствия форм бюджетной отчетности администратора доходов бюджета формам и требованиям по их составлению, установленным Инструкцией N 191н;
соответствия отражения на основании первичных учетных документов фактов хозяйственной жизни администратора доходов бюджета в бюджетной отчетности администратора доходов бюджета;
14) принятия решений о зачете (уточнении) платежей в доход бюджета в соответствии с Порядком N 21н;
15) предоставления не позднее дня осуществления начисления суммы, подлежащей оплате, информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в ГИС ГМП в соответствии с порядком, установленным Законом N 210-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
16) принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, о ее списании (восстановлении), в том числе обоснованности списания (восстановления) безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными статьей 47.2 БК РФ, и Общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393;
17) осуществления реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, в том числе:
оценки задолженности по доходам бюджета (причины ее образования), в том числе анализа динамики дебиторской задолженности по видам администрируемых доходов в разрезе показателей, отраженных на счетах бюджетного учета, а также в структуре показателей аналитического учета (по контрагентам, дате возникновения), в том числе сомнительной задолженности <23>;
--------------------------------
<23> Пункт 11 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 февраля 2018 г. N 32н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2018 г., регистрационный N 51122), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. N 236н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2020 г., регистрационный N 57307).
оценки проводимых (принятых) мер по взысканию (ликвидации) задолженности по доходам бюджета, в том числе установления регламента реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разрабатываемого в соответствии с Общими требованиями N 139н.
15. При проведении проверки исполнения главными администраторами (администраторами) доходов бюджета бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета в части подтверждения (оценки) осуществления бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности рекомендуется учитывать договоры (соглашения), регламентирующие передачу иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности (при наличии).
16. По результатам проведения проверки оформляется акт в соответствии с разделом IV Стандарта N 1235 по форме согласно приложению N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" <24> (далее - Приказ N 340н).
--------------------------------
<24> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2021 г., регистрационный N 63713.
17. По результатам проведения проверки, исходя из объектов контроля, указанных в пункте 7 Методических рекомендаций, в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в:
1) нарушении (несоблюдении) главным администратором (администратором) доходов бюджета правовых актов по администрированию доходов бюджета;
2) несоответствии перечня администрируемых доходов бюджета, закрепленных соответствующими правовыми актами за главным администратором доходов бюджета, сведениям об администрируемых доходах бюджета в перечне и реестре источников доходов и методиках прогнозирования поступлений доходов в бюджет;
3) несоблюдении главным администратором доходов бюджета сроков направления информации, ненаправлении информации, направлении неполной и (или) недостоверной информации при формировании сведений для включения в перечень и реестр источников доходов;
4) нарушении при планировании (прогнозировании) главным администратором доходов бюджета поступлений доходов в бюджет, в том числе:
завышении (занижении) показателей прогноза поступлений доходов в бюджет;
отсутствии методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет;
несоответствии методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет Общим требованиям N 574;
5) нарушении при исполнении главным администратором (администратором) доходов бюджета бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета договоров (соглашений), регламентирующих передачу иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности (при наличии);
6) нарушении при осуществлении начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, в том числе:
нарушении при администрировании доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности (за исключением имущества бюджетных учреждений, автономных учреждений, унитарных предприятий) <25>;
--------------------------------
<25> Рекомендуется отражать информацию в случае выявленных нарушений при администрировании доходов бюджета от арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества, при администрировании доходов бюджета от средств, получаемых от передачи имущества в залог, в доверительное управление, при администрировании доходов бюджета в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям.
нарушении при администрировании доходов бюджета от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), за исключением движимого имущества бюджетных учреждений, автономных учреждений, имущества унитарных предприятий <26>;
--------------------------------
<26> Рекомендуется отражать информацию в случае выявленных нарушений при администрировании доходов бюджета порядка и сроков перечисления в доход бюджета средств от продажи земельных участков, недвижимого имущества, движимого имущества.
нарушении при администрировании доходов бюджета от реализации инвестиционных контрактов;
нарушении при администрировании доходов бюджета от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, и компенсации затрат государства <27>;
--------------------------------
<27> Рекомендуется отражать информацию в случае выявленных нарушений при установлении размера платы за оказание платных услуг (работ), нарушений порядка и сроков перечисления в доход бюджета средств от оказания платных услуг, нарушений порядка использования доходов от оказания платных услуг.
нарушении при администрировании доходов бюджета от применения мер ответственности <28>;
--------------------------------
<28> Рекомендуется отражать информацию в случае выявленных нарушений при администрировании доходов бюджета от применения мер административной ответственности, при администрировании доходов бюджета от применения бюджетных мер принуждения, при администрировании доходов бюджета от иных сумм принудительного изъятия нарушений, выразившихся в отсутствии предъявления требований по возмещению ущерба государству, муниципальному образованию, государственному (муниципальному) учреждению.
нарушении при администрировании доходов бюджета от части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в том числе порядка и сроков зачисления в бюджет части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
7) нарушении при ведении бюджетного учета, составлении и представлении бюджетной отчетности, в том числе:
несвоевременном отражении доходов бюджета в бюджетном учете;
неправильном применении счетов бюджетного учета при отражении доходов бюджета;
списании сомнительной и (или) нереальной к взысканию дебиторской задолженности с балансового учета без отражения показателей на забалансовых счетах бюджетного учета;
искажении данных бюджетной отчетности вследствие неправильного отражения доходов бюджета на счетах бюджетного учета;
неотражении в бюджетной отчетности просроченной дебиторской задолженности по доходам бюджета;
неотражении на счетах санкционирования прогнозных показателей доходов бюджета и их изменений;
непроведении инвентаризации активов и обязательств (в части данных учета доходов бюджета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета), а также проведении указанной инвентаризации с нарушением Общих требований к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренных приложением N 1 к федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н <29>;
--------------------------------
<29> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 мая 2018 г., регистрационный N 51123, с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный N 57414), от 30 сентября 2021 г. N 143н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 ноября 2021 г., регистрационный N 65713), от 13 сентября 2023 г. N 144н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2023 г., регистрационный N 76440).
неотражении и (или) неправильном отражении результатов инвентаризации доходов бюджета;
8) нарушении при администрировании платежей в бюджет, не уплаченных в установленный срок, в том числе:
при перечислении в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет;
при принятии решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и ее списании (восстановлении);
9) нарушении порядка применения главным администратором (администратором) доходов бюджета кодов бюджетной классификации Российской Федерации при администрировании доходов бюджета.
18. В случае наличия у объекта контроля дебиторской задолженности по доходам бюджета рекомендуется в акте также отразить информацию:
об объеме дебиторской задолженности по видам доходов бюджета;
о причинах образования дебиторской задолженности по доходам бюджета, реализованных (нереализованных) мер по обеспечению взыскания дебиторской задолженности по доходам бюджета;
о наличии (отсутствии) регламента реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним в соответствии с Общими требованиями N 139н;
о наличии (отсутствии) у главного администратора доходов бюджета порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;
о нарушении требований к отражению в бюджетной отчетности сведений о дебиторской задолженности по доходам бюджета, установленных Инструкцией N 191н;
о результатах проведения инвентаризации расчетов с должниками, включая сверку данных по доходам бюджета на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в ГИС ГМП, в том числе в целях оценки ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам бюджета, признания задолженности по доходам бюджета сомнительной, о наличии актов сверки расчетов с дебиторами по доходам бюджета;
о своевременном составлении первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности по доходам бюджета или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также передачи документов для отражения в бюджетном учете структурному подразделению (сотруднику) администратора доходов бюджета, составляющего ведение бюджетного учета (централизованной бухгалтерии);
о мероприятиях по урегулированию дебиторской задолженности по доходам бюджета в досудебном порядке, в том числе о наличии (отсутствии) информации о направлении требования должнику о погашении образовавшейся задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования), претензии должнику о погашении образовавшейся задолженности в досудебном порядке в установленный законом или договором (контрактом) срок досудебного урегулирования в случае, когда претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен процессуальным законодательством Российской Федерации, договором (контрактом);
о наличии (отсутствии) сведений о взыскании с должника денежных средств в рамках исполнительного производства;
о наличии (отсутствии) сведений о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве;
о мероприятиях по принудительному взысканию дебиторской задолженности по доходам бюджета (в том числе информации о подготовке необходимых материалов и документов, а также подачи искового заявления в суд, обеспечения принятия исчерпывающих мер по обжалованию актов государственных органов и должностных лиц, судебных актов о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований при наличии к тому оснований, направлении исполнительных документов на исполнение в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации);
о содержании и динамике имеющейся у администратора доходов бюджета дебиторской задолженности по доходам бюджета в разрезе показателей, отраженных на балансовых счетах бюджетного учета;
о наличии безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам бюджета, а также мерах, принятых к ее сокращению.
19. В случае выявления в ходе проверки нарушений рекомендуется сформулировать аналитические выводы и предложения об отрицательных и (или) положительных тенденциях при администрировании доходов бюджета, управлении дебиторской задолженностью по доходам бюджета объектом контроля с указанием достаточности мер, принимаемых к ее сокращению (обратить внимание на организацию объектом контроля работы с должниками по доходам бюджета, в том числе по направлению им претензий и (или) подаче искового заявления в суд, включению их в реестр кредиторов в рамках процедур банкротства).
в заключении
20. При проведении обследования в рамках проведения проверки объектов контроля, указанных в пункте 7 Методических рекомендаций, рекомендуется проводить исследования, осмотры, инвентаризации и другие действия для определения состояния сферы деятельности указанных объектов контроля, связанной с осуществлением полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета (далее - сфера деятельности объекта контроля).
21. Действия, указанные в пункте 20 Методических рекомендаций, проводимые в ходе проведения обследования, могут быть направлены на анализ и оценку состояния сферы деятельности объекта контроля, в том числе:
нормативного правового регулирования сферы деятельности объекта контроля;
реализации сферы деятельности объекта контроля;
финансово-хозяйственного состояния сферы деятельности объекта контроля.
22. По результатам проведения обследования оформляется заключение в соответствии с разделом IV Стандарта N 1235 и по форме согласно приложению N 2 к Приказу N 340н.