МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 декабря 2024 г. N 547
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
(МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И (ИЛИ) ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУБСИДИЙ НА ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
ЗАДАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В РАМКАХ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
(МУНИЦИПАЛЬНОГО) СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ОКАЗАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ,
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ ПУНКТА 1
СТАТЬИ 78.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИЗ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЮДЖЕТНЫМ И АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, И (ИЛИ) ИХ
ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И БУХГАЛТЕРСКОЙ
(ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
В соответствии с абзацем тридцать девятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях методического обеспечения деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отношении предоставления и (или) использования субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предоставленных в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, и (или) их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Министр
А.Г.СИЛУАНОВ
Утверждены
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 10.12.2024 N 547
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
(МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И (ИЛИ) ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУБСИДИЙ НА ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
ЗАДАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В РАМКАХ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
(МУНИЦИПАЛЬНОГО) СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ОКАЗАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ,
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ ПУНКТА 1
СТАТЬИ 78.1 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИЗ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЮДЖЕТНЫМ И АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, И (ИЛИ) ИХ
ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И БУХГАЛТЕРСКОЙ
(ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отношении предоставления и (или) использования субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предоставленных в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, и (или) их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее соответственно - Субсидии, Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения единого подхода к проведению органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) проверок предоставления и (или) использования Субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, а также обследований, назначенных в рамках указанных проверок (далее соответственно - проверка, обследование), оформлению результатов проверок в актах, оформлению результатов обследований в заключениях в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235 (далее - Стандарт N 1235), реализации результатов проверок в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 1095 (далее - Стандарт N 1095).
2. Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи органам контроля, не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят рекомендательный, разъяснительный характер.
3. Методические рекомендации могут применяться органами контроля при формировании ведомственных стандартов, утверждаемых органами контроля в соответствии с пунктом 19 Стандарта N 1235.
4. Положения Методических рекомендаций могут применяться при проведении проверок, обследований, оформлении и реализации их результатов.
5. Для целей Методических рекомендаций соблюдение объектами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) порядка предоставления и (или) использования Субсидии (соблюдение порядка и условий, определенных соглашением о предоставлении Субсидии (далее - Соглашение), рекомендуется рассматривать как предмет внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - предмет контроля).
6. Методические рекомендации могут применяться при проведении проверки, обследования в отношении следующих объектов контроля:
1) главные распорядители бюджетных средств - органы государственной власти, государственные органы (органы местного самоуправления), осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя бюджетных и автономных учреждений (далее - Учредители);
2) государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения (далее - Учреждения).
II. Формирование перечня основных вопросов, которые могут
быть изучены в ходе проведения проверки, обследования
7. Формирование должностными лицами органа контроля перечня основных вопросов, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования, рекомендуется осуществлять по результатам подготовки к проведению проверки, обследования в соответствии с пунктами 3, 4 и 11 Стандарта N 1235.
8. В ходе подготовки к проведению проверки, обследования должностным лицам органа контроля рекомендуется провести изучение и анализ:
бюджетного законодательства Российской Федерации, порядка формирования государственного (муниципального) задания на оказание федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее - государственное (муниципальное) задание) <1> и порядка финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания <2>, установленных соответственно Правительством Российской Федерации <3>, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (далее соответственно - Порядок формирования государственного (муниципального) задания, Порядок финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, при совместном упоминании - Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания) <4>, Соглашений;
--------------------------------
<1> Пункт 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
федеральных законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов и устава, которыми определяются предмет и цели деятельности Учреждения (далее - учредительные документы).
9. Перечень основных вопросов, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования <5>, целесообразно определять на основе результатов изучения и анализа, предусмотренных пунктом 8 Методических рекомендаций, с учетом темы проверки, обследования, предмета контроля.
--------------------------------
<5> В соответствии с пунктом 12 Стандарта N 1235 перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения проверки, обследования, указывается в решении о назначении проверки, обследования.
10. К основным вопросам, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования в отношении Учредителей, рекомендуется в том числе относить соблюдение при предоставлении Субсидии:
1) бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания;
2) порядка и условий, определенных Соглашением.
11. К основным вопросам, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования в отношении Учреждений, рекомендуется в том числе относить соблюдение при использовании Субсидии:
1) Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания;
2) порядка и условий, определенных Соглашением;
3) законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) требований к бухгалтерскому учету, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, установленных законодательством Российской Федерации.
III. Проведение проверки в отношении Субсидии
12. В ходе проведения проверки контрольные действия, указанные в пункте 19 Стандарта N 1235 (далее - контрольные действия), рекомендуется осуществлять с учетом подходов и особенностей, установленных методическими рекомендациями по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий <6> (далее - рекомендации по оценке действий объекта контроля).
--------------------------------
<6> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 532 "Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий".
13. Помимо установленных рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей при проведении проверки в отношении Учредителя также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки):
1) соответствия государственного (муниципального) задания требованиям к его формированию, установленным статьей 69.2 БК РФ и Порядком формирования государственного (муниципального) задания, в том числе в части:
содержания государственного (муниципального) задания и его формы;
включения в государственное (муниципальное) задание государственных (муниципальных) услуг (работ), включенных в:
общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее - общероссийские перечни) <7>;
--------------------------------
<7> Формирование, ведение и утверждение общероссийских перечней осуществляется в соответствии с Правилами формирования, ведения и утверждения общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1043.
федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенных в общероссийские перечни, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - федеральные перечни) <8>;
--------------------------------
<8> Формирование, ведение и утверждение федеральных перечней осуществляется в соответствии с Правилами формирования, ведения и утверждения федеральных перечней (классификаторов) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1043.
региональные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские перечни, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных им полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - региональные перечни) <9>;
--------------------------------
<9> В соответствии с пунктом 3 статьи 69.2 БК РФ формирование, ведение и утверждение регионального перечня осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
включения государственных (муниципальных) услуг (работ) из общероссийских перечней, федеральных перечней и региональных перечней в государственное (муниципальное) задание в части соответствия информации о типе Учреждения, которое вправе оказывать государственную (муниципальную) услугу (выполнять работу);
соответствия включенных в государственное (муниципальное) задание государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Учреждением, основным видам деятельности Учреждения, предусмотренным учредительными документами;
отображения допустимых (возможных) отклонений в процентах (абсолютных величинах) от установленных в государственном (муниципальном) задании значений показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законом, в отношении отдельной государственной (муниципальной) услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного (муниципального) задания или его части (далее - допустимое (возможное) отклонение), в случае если правовым актом Учредителя установлен порядок определения и применения значений допустимых (возможных) отклонений;
соблюдения сроков формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания, установленных Порядком формирования государственного (муниципального) задания, в том числе при создании, реорганизации, изменении типа или изменении подведомственности Учреждения;
соблюдения установленных Порядком формирования государственного (муниципального) задания требований к распределению показателей объема государственных (муниципальных) услуг (работ), содержащихся в государственном (муниципальном) задании, между обособленными подразделениями Учреждения или внесение изменений в указанные показатели;
соблюдения требований к размещению информации о государственном (муниципальном) задании, изменениях к нему, отчете о выполнении государственного (муниципального) задания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке <10> и Порядке формирования государственного (муниципального) задания;
--------------------------------
<10> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 октября 2011 г., регистрационный N 22013) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 201н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2016 г., регистрационный N 40678).
2) соответствия государственного (муниципального) задания требованиям, установленным пунктом 4 статьи 69.2 БК РФ, и требованиям Порядка финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе в части:
порядка расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, установленного Порядком финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
Особое внимание рекомендуется обращать на осуществление Учредителем расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания Учреждению, оказывающему услуги (выполняющему работы) в рамках установленного государственного (муниципального) задания за плату.
В случае если федеральное бюджетное или автономное учреждение оказывает услуги (выполняет работы) в рамках установленного государственного задания, по которым в соответствии с федеральными законами предусмотрено взимание платы, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанный на основе нормативных затрат, подлежит уменьшению на объем доходов от иной приносящей доход деятельности, исходя из объема государственной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и размера платы (цены, тарифа), установленного в государственном задании, Учредителем с учетом положений, установленных федеральными законами <11>;
--------------------------------
<11> Пункт 36 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение).
расчета и утверждения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ, в том числе в части их соответствия:
общим требованиям, предусмотренным абзацем вторым пункта 4 статьи 69.2 БК РФ;
положениям Порядка финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
Особое внимание рекомендуется обращать на расчет и применение в отношении Учреждений корректирующих коэффициентов, в том числе в случаях наличия у Учреждения обособленных подразделений;
3) осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) задания Учреждением;
4) отклонения фактических расходов на оказание единицы государственной (муниципальной) услуги (выполнение работы) от нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги (выполнение работы) в проверяемом периоде по одноименным услугам (работам), оказываемым (выполняемым) Учреждениями, находящимися в ведении Учредителя;
5) соответствия изменений объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания в течение срока его выполнения Порядку финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания;
6) осуществления контроля за возвратом Учреждением Субсидии в объеме, соответствующем показателям государственного (муниципального) задания, характеризующим объем неоказанных услуг (невыполненных работ) (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным;
7) наличия в Соглашении условий, которые необходимо предусмотреть в соответствии с Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания;
8) соблюдения ограничений годового размера Субсидии, подлежащего перечислению в порядке (с соблюдением графика) и сроки перечисления Субсидии <12>, определенные Соглашением, в части своевременности и полноты перечисления средств Субсидии, установленных:
--------------------------------
<12> Для федеральных бюджетных и автономных учреждений пунктом 44 Положения установлено, что Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
для федеральных бюджетных и автономных учреждений в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания <13> и Соглашением, которое заключено в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2023 г. N 28н "Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" <14>;
--------------------------------
<13> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".
<14> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2023 г., регистрационный N 72787.
для бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о предоставлении Субсидий <15> и (или) Соглашением, заключенным в соответствии с типовой формой соглашения (в случае если Порядком финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания предусмотрено утверждение типовой формы соглашения);
--------------------------------
для муниципальных бюджетных и автономных учреждений в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации о предоставлении Субсидий <16> и (или) Соглашением, заключенным в соответствии с типовой формой соглашения (в случае если Порядком финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания предусмотрено утверждение типовой формы соглашения);
--------------------------------
9) отсутствия фактов предоставления Субсидий с нарушением условий их предоставления;
10) направления Учреждению претензии о невыполнении обязательств, установленных Соглашением (в случае если типовой формой соглашения и (или) Порядком финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания предусмотрено направление указанной претензии);
11) направления Учреждению расчета объема Субсидии, подлежащей возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в случае недостижения на основании представленного Учреждением отчета о выполнении государственного (муниципального) задания (с учетом допустимых (возможных) отклонений) показателей, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).
14. При проведении проверки в отношении Учредителя рекомендуется провести анализ соблюдения требований к формированию, ведению и утверждению общероссийских перечней, федеральных перечней, региональных перечней, а также актуализации субъектами Российской Федерации региональных перечней и уточнения нормативных правовых актов высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок формирования, ведения и утверждения указанных перечней, в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 8 мая 2024 г. N 02-15-08/43009).
15. Помимо установленных рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей, при проведении проверки в отношении Учреждений также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки):
1) соблюдения Учреждениями:
достижения установленных показателей государственного (муниципального) задания;
сроков и полноты представления отчетности Учреждением о выполнении государственного (муниципального) задания и иной отчетности, предусмотренной Соглашением, а также информации и документов, необходимых для осуществления Учредителем контроля за соблюдением Учреждением порядка и условий, определенных Соглашением;
требований к порядку финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) обособленными подразделениями Учреждения (в случае их наличия) (для федеральных бюджетных и автономных учреждений такой порядок устанавливается правовым актом федерального государственного учреждения, создавшего обособленное подразделение <17>);
--------------------------------
<17> Пункт 40 Положения.
2) осуществления раздельного бухгалтерского учета фактов финансово-хозяйственной жизни по видам деятельности в разрезе каждой оказываемой услуги (выполняемой работы) в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н <18>, приказа Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н <19> и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н <20>;
--------------------------------
<18> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 г. N 134н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 г., регистрационный N 26060), от 29 августа 2014 г. N 89н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 г., регистрационный N 34361), от 6 августа 2015 г. N 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 г., регистрационный N 38719), от 1 марта 2016 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 г., регистрационный N 41570), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 27 сентября 2017 г. N 148н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 октября 2017 г., регистрационный N 48573), от 31 марта 2018 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный N 50910), от 28 декабря 2018 г. N 298н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53597), от 14 сентября 2020 г. N 198н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2020 г., регистрационный N 60238), от 21 декабря 2022 г. N 192н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2023 г., регистрационный N 72978), от 27 апреля 2023 г. N 56н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июня 2023 г., регистрационный N 73932).
<19> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный N 19669) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 227н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2016 г., регистрационный N 41121), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 29 ноября 2017 г. N 212н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2017 г., регистрационный N 49437), от 31 марта 2018 г. N 66н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2018 г., регистрационный N 50908), от 28 декабря 2018 г. N 299н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53600), от 30 октября 2020 г. N 253н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2020 г., регистрационный N 61370), от 27 апреля 2023 г. N 57н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2023 г., регистрационный N 73657).
<20> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19713) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 228н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 марта 2016 г., регистрационный N 41373), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 19 декабря 2017 г. N 238н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2018 г., регистрационный N 49669), от 31 марта 2018 г. N 67н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2018 г., регистрационный N 50923), от 28 декабря 2018 г. N 300н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2019 г., регистрационный N 53601), от 30 октября 2020 г. N 256н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2020 г., регистрационный N 61365), от 5 мая 2023 г. N 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2023 г., регистрационный N 73760).
3) установленных предельных цен (тарифов) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо соответствия установленных предельных цен (тарифов) на оплату услуг физическими или юридическими лицами порядку установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
4) обоснованности расчета стоимости оказываемой Учреждением единицы государственной (муниципальной) услуги (выполняемой работы) в проверяемом периоде по сравнению с показателями предыдущих отчетных периодов;
5) причин отклонения плановых и фактических показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) государственной (муниципальной) услуги (работы), в проверяемом периоде;
6) соответствия оказанных физическим и юридическим лицам услуг (выполненных работ) требованиям к оказанию этих услуг (выполнению работ), установленным законодательством Российской Федерации;
7) осуществления расходов за счет средств Субсидий в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;
8) достоверности отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
9) соответствия бухгалтерской отчетности Учреждения установленным Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н <21>, формам бухгалтерской отчетности, а также требованиям по ее составлению;
--------------------------------
<21> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный N 20558 с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный N 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный N 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный N 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный N 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный N 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный N 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный N 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный N 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный N 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный N 56918), от 30 января 2020 г. N 11н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2020 г., регистрационный N 58191), от 6 апреля 2020 г. N 53н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2020 г., регистрационный N 58170), от 30 июня 2020 г. N 127н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 сентября 2020 г., регистрационный N 60060), от 30 ноября 2020 г. N 292н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2021 г., регистрационный N 62387), от 11 июня 2021 г. N 81н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июля 2021 г., регистрационный N 64305), от 2 ноября 2021 г. N 170н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2021 г., регистрационный N 66232), от 20 мая 2022 г. N 78н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2022 г., регистрационный N 68970), от 1 декабря 2022 г. N 183н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2023 г., регистрационный N 72342), от 22 мая 2023 г. N 74н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2023 г., регистрационный N 74001), от 13 октября 2023 г. N 164н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 ноября 2023 г., регистрационный N 76025).
10) исполнения порядка и условий, установленных Соглашением, в том числе в части возврата Субсидии в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
IV. Оформление результатов проверки в акте
16. По результатам проведения проверки оформляется акт в соответствии с разделом IV Стандарта N 1235 и по форме согласно приложению N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" <22> (далее - Приказ N 340н).
--------------------------------
<22> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2021 г., регистрационный N 63713.
17. Отражение в акте информации о результатах проверки рекомендуется осуществлять с учетом подходов и особенностей, установленных рекомендациями по оценке действий объекта контроля.
18. По результатам проведения проверки в отношении Учредителя в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в:
1) несоблюдении Порядка формирования государственного (муниципального) задания в части:
несоответствия государственного (муниципального) задания прогнозируемой потребности в соответствующей государственной (муниципальной) услуге (работе);
несоответствия государственного (муниципального) задания показателям фактического выполнения Учреждением государственного (муниципального) задания в отчетном и текущем финансовых годах;
включения в государственное (муниципальное) задание государственных (муниципальных) услуг (работ), не относящихся к видам деятельности, указанным в учредительных документах Учреждения;
включения в государственное (муниципальное) задание государственных (муниципальных) услуг (работ), не включенных в общероссийские перечни, федеральные перечни, региональные перечни;
2) отсутствии в государственном (муниципальном) задании положений, включение которых обязательно в соответствии с требованиями статьи 69.2 БК РФ и Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе отсутствии в доведенном до Учреждения государственном (муниципальном) задании:
показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
порядка контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условий и порядка досрочного прекращения выполнения государственного (муниципального) задания;
требований к отчету о выполнении государственного (муниципального) задания;
категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями услуг;
порядка оказания услуг;
предельных цен (тарифов) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядка установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
3) нарушении порядка определения нормативных затрат на оказание Учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);
4) нарушении требований к форме государственного (муниципального) задания;
5) нарушении порядка внесения изменений в государственное (муниципальное) задание;
6) нарушении сроков формирования, утверждения и доведения до Учреждения государственного (муниципального) задания, внесения в него изменений;
7) несоблюдении порядка и (или) условий предоставления Субсидии, установленных Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания и (или) Соглашением, в части:
предоставления Учредителем Субсидии юридическим лицам, не являющимся Учреждениями, или Учреждениям, не являющимся получателями Субсидии в соответствии с правовыми актами, регулирующими порядок предоставления Субсидии;
предоставления Субсидии на оказание услуг (выполнение работ), не предусмотренных государственным (муниципальным) заданием;
предоставления Субсидии Учреждению при отсутствии заключенного Соглашения на дату перечисления средств Субсидии;
предоставления Субсидии Учреждению сверх предусмотренных законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью объемов бюджетных ассигнований;
отсутствия в Соглашении условий, которые необходимо предусмотреть в соответствии с Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания;
несоблюдения порядка, графика перечисления Субсидии Учреждению, в том числе своевременности и полноты ее перечисления;
несоблюдения ограничений по долям годового размера Субсидии, подлежащей перечислению Учреждению в определенные сроки;
предоставления Субсидии Учреждению при невыполнении условий ее предоставления, установленных Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания и (или) Соглашением;
нарушения изменений объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания в течение срока его выполнения без внесения соответствующих изменений в показатели государственного (муниципального) задания за исключением случаев, установленных Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания;
8) необоснованном расчете объема средств Субсидии, подлежащих возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в случае недостижения показателей, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы);
9) отсутствии направления Учреждению претензии о невыполнении обязательств, установленных Соглашением (в случае если типовой формой соглашения и (или) Порядком финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания предусмотрено направление указанной претензии);
10) отсутствии контроля со стороны Учредителя за соблюдением условий, установленных при предоставлении Субсидий Учреждениям;
11) отсутствии мер, принятых Учредителем по результатам выявления нарушений в ходе контроля за использованием средств Субсидии Учреждением;
12) неподтверждении факта проверки предварительного отчета о выполнении государственного (муниципального) задания, в случае если Учредителем установлено соответствующее требование, в целях принятия Учредителем решения о перечислении Учреждению платежа, завершающего выплату Субсидии (выявления нарушений, недостоверных сведений по результатам оценки Учредителем предварительного отчета о выполнении государственного (муниципального) задания при перечислении им завершающего платежа);
13) несоответствии учредительных документов Учреждения осуществляемым видам деятельности Учреждения, а также законодательству Российской Федерации;
14) существенном превышении нормативов (более чем в 2 раза), а также фактических и кассовых расходов на оказание единицы государственной (муниципальной) услуги (выполнение работы) Учреждением по сравнению со средним значением указанных показателей по Учреждениям, подведомственным Учредителю и оказывающим одни и те же услуги (выполняющим работы) (при наличии);
15) существенном (более чем в 2 раза) увеличении стоимости единицы услуги (работы) Учреждения по сравнению с показателями прошлых периодов (при наличии).
19. В случае если в ходе проведения проверки в отношении Учредителя установлено несоблюдение требований к формированию, ведению и утверждению общероссийских перечней, федеральных перечней, региональных перечней, а также актуализации субъектами Российской Федерации региональных перечней и уточнения нормативных правовых актов высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок формирования, ведения и утверждения указанных перечней в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 8 мая 2024 г. N 02-15-08/43009), рекомендуется отразить указанную информацию в акте и направить информационное письмо уполномоченному на ведение указанных перечней органу государственной власти.
20. По результатам проведения проверки в отношении Учреждения в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в:
1) расходовании средств Субсидий на оплату товаров (работ, услуг), не связанных с выполнением государственного (муниципального) задания;
2) несоблюдении порядка, условий использования средств Субсидии, определенных Соглашением, в части:
недостижения Учреждением установленных Соглашением показателей, характеризующих качество и (или) объем государственной (муниципальной) услуги (работы);
несоответствия показателей отчетности Учреждения о выполнении государственного (муниципального) задания требованиям, предусмотренным Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания и (или) Соглашением, несвоевременного представления, неполного представления, непредставления Учреждением указанной отчетности, а также информации и документов, необходимых для осуществления контроля за использованием средств Субсидии Учредителем;
3) неосуществления Учреждением раздельного бухгалтерского учета фактов финансово-хозяйственной жизни по видам деятельности в разрезе каждой оказываемой услуги (выполняемой работы);
4) сокрытия Учреждением отклонений плановых и фактических показателей, характеризующих качество и (или) объем государственной (муниципальной) услуги (работы) в проверяемом периоде;
5) нарушения Учреждением порядка установления предельных цен (тарифов) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе.
V. Проведение обследований в отношении Субсидий, оформление
их результатов
21. При проведении обследования в рамках проведения проверки объектов контроля, указанных в пункте 6 Методических рекомендаций, рекомендуется проводить исследования, осмотры, инвентаризации и другие действия для определения состояния сферы деятельности указанных объектов контроля, связанной с предоставлением и (или) использованием Субсидии (далее - сфера деятельности объекта контроля).
22. Действия, указанные в пункте 21 Методических рекомендаций, проводимые в ходе проведения обследования, могут быть направлены на:
1) анализ и оценку состояния сферы деятельности объекта контроля, указанного в подпункте 1 пункта 6 Методических рекомендаций, в том числе:
нормативного правового регулирования сферы деятельности объекта контроля;
реализации сферы деятельности объекта контроля;
2) анализ и оценку состояния сферы деятельности объекта контроля, указанного в подпункте 2 пункта 6 Методических рекомендаций, в том числе финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
23. По результатам проведения обследования оформляется заключение в соответствии с требованиями раздела IV Стандарта N 1235 и по форме согласно приложению N 2 к Приказу N 340н, в котором отражается информация с учетом подходов и особенностей, установленных рекомендациями по оценке действий объекта контроля.
VI. Реализация результатов проверки
24. Реализация результатов проверки осуществляется в соответствии со Стандартом N 1095.
25. Реализация результатов проверки может предусматривать подготовку органами контроля документов для применения мер ответственности, соответствующих выявленным нарушениям, в том числе:
1) в случае нарушения Учредителем условий предоставления Субсидии, установленных Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания и (или) Соглашением, органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);
2) в случае нарушения Учреждением условий предоставления Субсидии, установленных Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания и (или) Соглашением, органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 КоАП;
3) в случае нарушения Учредителем Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии со статьей 15.15.15 КоАП;
4) в случае невыполнения Учреждением государственного (муниципального) задания органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии со статьей 15.15.5-1 КоАП.
26. Выявленные по результатам проверки нарушения, которые подлежат устранению объектами контроля, отражаются органами контроля в представлениях, направляемых объектам контроля <23>.
--------------------------------
27. Выявленные по результатам проверки нарушения, в случае невозможности их устранения либо их неустранения в установленный в представлении срок при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения, отражаются органами контроля в предписаниях, которые содержат обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию <24>.
--------------------------------
28. В случае выявления органами контроля обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого органа (должностного лица), такие материалы направляются в указанный орган для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <25>.
--------------------------------
<25> Пункт 7 Стандарта N 1095.