ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2024 г. по делу N 28/06/105-694/2024
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "К" (далее - Заявитель) на действия Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "С"
(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов
для оргтехники для нужд Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172100006824000004) (далее - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно направившего проект государственного контракта Заявителю с применением понижающего 15-процентного коэффициента, предусмотренного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.03.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 20.03.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 26.02.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 725 231, 72 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет,
КБК - 43801059090090020242;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 05.03.2024;
6) на участие в Аукционе подано 13 заявок от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 05.03.2024;
8) ценовые предложения подавали 11 участников Аукциона;
9) дата подведения итогов - 06.03.2024;
10) по результатам рассмотрения заявок заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта в размере 992 008, 14 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно направлен проект государственного контракта Заявителю с применением понижающего 15-процентного коэффициента, предусмотренного Приказом N 126н.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложениях к Приказу N 126н (далее - Приложения).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1 Приказа N 126н, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 Приказа N 126н и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
В силу пункта 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с Законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка расходных материалов для оргтехники для нужд Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, при этом установлен код позиции товара 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода".
Указанный код товара содержится в пункте 174 приложения N 1 Приказа N 126н, в связи с чем Заказчиком в Извещении установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Приказом N 126н.
В соответствии с описанием объекта закупки (приложение к Извещению) Заказчиком указано, что к поставке подлежит, в том числе Картридж KYOCERA TK-1160 для Kyocera P2040dn, при этом поставка эквивалента не допускается, так как оборудование находится на гарантийном обслуживании и в его работе могут быть использованы только оригинальные расходные материалы.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявок на участие в Аукционе участников с идентификационными номерами "48", "88" (далее - Участники) указана страна происхождения вышеуказанного товара - Российская Федерация.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.03.2024 N ИЭА1 все заявки на участие в Аукционе признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым оригинальные расходные материалы и запасные части KYOCERA производятся на территории следующих стран: Япония, Чехия, Вьетнам, Китай.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при заключении государственного контракта к предложению о цене Заявителя неправомерно применен понижающий коэффициент в размере 15 процентов в соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа N 126н, поскольку сведения о производстве оригинальных картриджей для принтера KYOCERA, находящегося в собственности у Заказчика, в Российской Федерации отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, неправомерно направившего проект государственного контракта Заявителю с применением понижающего 15-процентного коэффициента, предусмотренного Приказом N 126н, нарушают пункт 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В силу пункта 8 части 12 части 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, при рассмотрении заявок участников закупки членам комиссии по осуществлению закупок следует проверять достоверность информации, содержащейся в таких заявках.
Комиссией установлено, что в составе заявок на участие в Аукционе Участников в отношении оригинальных расходных материалов и запасных частей KYOCERA указана страна происхождения товара - Российская Федерация.
Вместе с тем согласно Постановлению Восьмого арбитражный апелляционный суда от 05.09.2023 по делу N А70-7845/2023 (Определение Верховного суда Российской Федерации от 24.01.2024 N 304-ЭС23-27821) подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении N 1 к Приказу N 126н, является декларирование участником закупки в заявке наименование страны происхождения товара, а также подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является указание номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, в связи с чем не изменяет обязанности Заказчика при проведении закупки установить соответствие предлагаемых к поставке товаров условиям, запретам, ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, и предпринять исчерпывающие меры для установления факта предоставления достоверной информации о стране происхождения товара.
Таким образом, учитывая то, что Комиссия по осуществлению закупок приняла решение о признании заявок Участников соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе в отсутствие доказательств представления достоверных сведений, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "К" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.