МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 2025 г. № 03-07-11/57831
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 17 апреля 2025 г., по вопросам применения налога на добавленную стоимость государственным бюджетным учреждением в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении оказываемых государственным бюджетным учреждением услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, имущества, находящегося в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Что касается услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, то в отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость вышеуказанной нормой Кодекса не предусмотрено.
В связи с этим при оказании государственным бюджетным учреждением услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления, исчисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должен осуществлять арендодатель этого имущества как в случае уплаты арендатором соответствующей суммы арендной платы денежными средствами, так и в случаях исполнения обязательства по оплате в неденежной форме, в том числе при прекращении денежного обязательства зачетом встречных однородных требований.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н. А. КУЗЬМИНА