Письмо Федеральной налоговой службы

от 19 сентября 2025 г. № СД-4-3/8587@

«Об учете доходов налогоплательщика в виде результатов работ, осуществляемых в связи с капитальным ремонтом объектов капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций»

 

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение Комитета, сообщает следующее.

Из обращения следует, что при организации государственными учреждениями работ, в частности по капитальному ремонту объектов дорожной инфраструктуры, в зоне строительства оказываются инженерные сети и сооружения, принадлежащие сторонним организациям. В случае переноса таких объектов у их собственников возникает доход в виде безвозмездно полученных работ (услуг).

Предметом обращения является вопрос о возможности в таких случаях применения подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а в случае невозможности его применения Комитет просит внести поправку в указанный подпункт.

Позиция ФНС России по данному вопросу.

В соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам в целях налогообложения прибыли организаций относится доход в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса.

В статье 251 Кодекса определены доходы, которые не подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Так, в частности, согласно подпункту 11.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из вышеуказанного следует, что положения подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются только в случае переноса или переустройства имущества налогоплательщика, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 257 Кодекса в целях главы 25 Кодекса к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

Таким образом, доходы налогоплательщика в виде результатов аналогичных работ, осуществленных в связи с капитальным ремонтом объектов капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, подпунктом 11.2 пункта 1 статьи 251 Кодекса не освобождаются от налогообложения налогом на прибыль организаций. Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 11.04.2022 N 03-03-06/1/30849. Следовательно, указанные доходы подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Минфин России.

В этой связи, по вопросу внесения изменений в акты законодательства о налогах и сборах Комитету следует обращаться в Минфин России.

 

Действительный государственный советник

Российской Федерации 2 класса

Д.С. Сатин