МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 сентября 2025 г. № 343

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

(МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЦЕЛЕЙ,

ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ

ИЗ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И (ИЛИ) ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

В соответствии с абзацем тридцать девятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях методического обеспечения деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) их использованием.

Министр

А.Г.СИЛУАНОВ

Утверждены

приказом Министерства финансов

Российской Федерации

от 29.09.2025 N 343

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

(МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЦЕЛЕЙ,

ПОРЯДКА И УСЛОВИЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ

ИЗ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И (ИЛИ) ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) их использованием (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения единого подхода к проведению органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) проверок соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) их использования, а также обследований, назначенных в рамках указанных проверок (далее соответственно - проверка, обследование), оформлению результатов проверок в актах, оформлению результатов обследований в заключениях в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1235 (далее - Стандарт N 1235), реализации результатов проверок в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 1095 (далее - Стандарт N 1095).

2. Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи органам контроля, не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят рекомендательный характер.

3. Методические рекомендации могут применяться органами контроля при формировании ведомственных стандартов, утверждаемых органами контроля в соответствии с пунктом 19 Стандарта N 1235.

4. Положения Методических рекомендаций могут применяться при проведении проверок, обследований, оформлении и реализации их результатов.

5. Для целей Методических рекомендаций соблюдение объектами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлись межбюджетные трансферты, полученные из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - транзитный межбюджетный трансферт), и (или) их использование, рекомендуется рассматривать как предмет внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - предмет контроля).

6. Методические рекомендации могут применяться при проведении проверки, обследования в отношении следующих объектов контроля:

1) главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее - главные администраторы бюджетных средств), в том числе являющиеся:

федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), заключившими соглашения о предоставлении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, формы которых предусмотрены абзацами третьим - шестым статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ);

органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, заключившими соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов, формы которых предусмотрены абзацами третьим - девятым статьи 135 БК РФ;

органами местного самоуправления, заключившими соглашения о предоставлении из местного бюджета межбюджетных трансфертов, формы которых предусмотрены абзацами четвертым - шестым и восьмым статьи 142 БК РФ;

органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления, которым предоставлены из бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства межбюджетного трансферта, транзитного межбюджетного трансферта (далее - публично-правовое образование - получатель межбюджетного трансферта);

2) юридические и физические лица, которым предоставлены средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых является межбюджетный трансферт (далее - получатели средств из бюджета);

3) финансовый орган публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта <1> (далее - финансовый орган).

--------------------------------

<1> Абзац третий пункта 1 статьи 266.1 БК РФ.

II. Формирование перечня основных вопросов, которые могут

быть изучены в ходе проведения проверки, обследования

7. Формирование должностными лицами органа контроля перечня основных вопросов, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования, рекомендуется осуществлять по результатам подготовки к проведению проверки, обследования в соответствии с пунктами 3, 4 и 11 Стандарта N 1235.

8. В ходе подготовки к проведению проверки, обследования должностным лицам органа контроля рекомендуется провести изучение и анализ:

1) бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе:

положений БК РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) их использованием;

федеральных законов о федеральном бюджете, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете);

иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, в том числе положений о бюджетном устройстве и бюджетном процессе субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, связанные с предоставлением из бюджета бюджетной системы Российской Федерации межбюджетных трансфертов и (или) обусловивших возникновение расходных обязательств публично-правового образования, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты;

2) правовых актов Правительства Российской Федерации (высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования), нормативных правовых актов федеральных территорий, регулирующих правоотношения, связанные с предоставлением из бюджета бюджетной системы Российской Федерации межбюджетных трансфертов и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе:

правовых актов, определяющих цели, порядок и условия (правила) предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе методики распределения межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предельные уровни софинансирования расходных обязательств публично-правового образования <2> (далее - Правила предоставления межбюджетных трансфертов);

--------------------------------

<2> Пункт 1 статьи 130, пункт 3 статьи 132, пункт 2 статьи 138.5, пункт 3 статьи 139, абзац девятый статьи 142, абзац седьмой статьи 184.2 БК РФ.

правовых актов о мерах по обеспечению исполнения закона (решения) о бюджете <3>;

--------------------------------

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

3) законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в отношении закупок, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются средства межбюджетного трансферта);

4) иных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере деятельности главных администраторов бюджетных средств, обусловивших возникновение расходных обязательств публично-правового образования, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлись межбюджетные трансферты.

9. Перечень основных вопросов, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования, целесообразно определять на основе результатов изучения и анализа, предусмотренных пунктом 8 Методических рекомендаций, с учетом темы проверки, обследования, предмета контроля.

10. К основным вопросам, которые могут быть изучены в ходе проведения проверки, обследования, рекомендуется относить:

1) в отношении главного администратора бюджетных средств - соблюдение:

бюджетного законодательства Российской Федерации;

Правил предоставления межбюджетных трансфертов;

условий соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта (при наличии такого соглашения) (далее - Соглашение);

2) в отношении финансового органа - соблюдение исполнения бюджетных полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 154 БК РФ, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов;

3) в отношении получателей средств из бюджета - соблюдение условий:

Соглашений;

контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения обязательств по Соглашению, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых является межбюджетный трансферт.

III. Проведение проверки

11. В ходе проведения проверки контрольные действия, указанные в пункте 19 Стандарта N 1235 (далее - контрольные действия), рекомендуется осуществлять с учетом подходов и особенностей, установленных Методическими рекомендациями по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 532 (далее - Рекомендации по оценке действий объекта контроля).

12. Помимо установленных Рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей при проведении проверки в отношении главного администратора бюджетных средств также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки):

1) соблюдения положений БК РФ <4>, в том числе устанавливающих сроки заключения Соглашения, требования к форме Соглашения и сроку, на который заключается Соглашение;

--------------------------------

<4> Пункты 4.1, 5 статьи 132, пункты 1.2, 2 статьи 132.1, статья 133, статья 138.2, пункт 2 статьи 138.5, пункт 2 статьи 138.6, пункт 4.1 статьи 139, абзацы восемнадцатый - двадцатый статьи 139.1, статья 140 БК РФ.

2) соблюдения положений Правил предоставления межбюджетных трансфертов в части:

требований к содержанию Соглашения;

оценки эффективности использования межбюджетных трансфертов;

оснований и порядка применения мер финансовой ответственности к публично-правовому образованию - получателю межбюджетного трансферта при невыполнении им условий Соглашения <5>;

--------------------------------

<5> Абзац третий пункта 3 статьи 132 БК РФ.

оснований для внесения изменений в Соглашение <6>;

--------------------------------

<6> Пункт 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999) (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

3) соблюдения положений правового акта о мерах по обеспечению исполнения закона (решения) о бюджете (в зависимости от их наличия) в части:

порядка перечисления межбюджетных трансфертов <7>;

--------------------------------

<7> Пункты 23 и 24 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

требований к содержанию Соглашения;

основания и порядка заключения дополнительных соглашений к Соглашению, в том числе в связи с образованием экономии средств, предоставленных публично-правовым образованиям в форме межбюджетных трансфертов;

внесения связанных с образованием экономии средств, предоставленных публично-правовым образованиям в форме межбюджетных трансфертов, предложений об изменении национального (регионального) проекта в установленном Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации) порядке, сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по основаниям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации;

4) соблюдения условий Соглашения (в зависимости от их наличия) в части:

обеспечения предоставления межбюджетного трансферта при соблюдении публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта условий его предоставления, установленных Соглашением;

осуществления контроля за соблюдением публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта условий предоставления межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных Соглашением;

осуществления проверки документов, подтверждающих произведенные расходы, на возмещение которых предоставляется межбюджетный трансферт;

осуществления проверки и принятия отчета о достижении значений результатов использования межбюджетного трансферта в установленный Соглашением срок и возврата указанного отчета для уточнения в установленных Соглашением случаях;

осуществления оценки использования межбюджетного трансферта;

обеспечения заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в Соглашение в установленный Соглашением срок;

направления публично-правовому образованию - получателю межбюджетного трансферта требования о возврате объема межбюджетного трансферта, рассчитанного в соответствии с Соглашением <8>.

--------------------------------

<8> В соответствии с пунктами 16, 19, 19(1) Правил N 999 (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

13. Помимо установленных Рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей при проведении проверки в отношении главного администратора бюджетных средств, являющегося публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта, также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки):

1) соблюдения положений БК РФ в части:

сроков заключения Соглашения, требований к форме соглашения о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта и срока, на который заключается соглашение о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта <9>;

--------------------------------

<9> Пункты 4.1, 5 статьи 132, пункты 1.2, 2 статьи 132.1, пункт 4.1 статьи 139, абзацы восемнадцатый - двадцатый статьи 139.1 БК РФ.

условия об обеспечении наличия в проекте бюджета бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта, в целях софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт в объеме, необходимом для их исполнения <10>;

--------------------------------

<10> Абзац третий пункта 3 статьи 132 БК РФ.

условия о заключении Соглашения, предусматривающего обязательства публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется межбюджетный трансферт, и ответственность за невыполнение предусмотренных Соглашением обязательств <11>;

--------------------------------

<11> Абзац третий пункта 3 статьи 132 БК РФ.

2) наличия в проекте бюджета публично-правового образования предусмотренного Соглашением объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт, в течение всего срока действия Соглашения, если Соглашением не предусмотрено иное <12>;

--------------------------------

<12> Абзац третий пункта 3 статьи 132 БК РФ.

3) наличия государственных программ субъекта Российской Федерации и (или) структурных элементов государственных программ субъекта Российской Федерации или правовых актов публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта (в случае если межбюджетный трансферт предоставляется вне рамок государственных программ Российской Федерации), содержащих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта, в целях софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт <13>;

--------------------------------

<13> Подпункт "а" пункта 8 Правил N 999 (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

4) соблюдения условий Соглашения <14> (в зависимости от их наличия), в том числе в части обеспечения:

--------------------------------

<14> Типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 269н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2019 г., регистрационный N 53364), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 90н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2019 г., регистрационный N 55548), от 30 сентября 2019 г. N 156н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 октября 2019 г., регистрационный N 56379), от 15 июня 2020 г. N 105н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2020 г., регистрационный N 59308), от 27 ноября 2020 г. N 291н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2021 г., регистрационный N 62113), от 31 марта 2021 г. N 52н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2021 г., регистрационный N 63908), от 24 декабря 2021 г. N 228н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2022 г., регистрационный N 67241), от 10 марта 2022 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2022 г., регистрационный N 68722), от 11 октября 2022 г. N 150н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2022 г., регистрационный N 70909), от 30 июня 2023 г. N 109н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 2023 г., регистрационный N 74566), от 6 декабря 2023 г. N 193н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2023 г., регистрационный N 76450), от 3 декабря 2024 г. N 181н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2024 г., регистрационный N 80658), от 18 февраля 2025 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2025 г., регистрационный N 81574) (далее - Типовая форма N 269н) (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

Типовая форма соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 270н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2019 г., регистрационный N 53461), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 8 октября 2019 г. N 161н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 ноября 2019 г., регистрационный N 56610), от 17 июля 2020 г. N 143н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2020 г. N 59307), от 9 декабря 2020 г. N 300н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 19 февраля 2021 г. N 62573), от 31 марта 2021 г. N 52н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2021 г. N 63908), от 24 декабря 2021 г. N 228н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2022 г. N 67241), от 30 июня 2022 г. N 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2022 г. N 70116), от 14 августа 2023 г. N 133н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2023 г. N 75245), от 6 декабря 2023 г. N 193н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2023 г. N 76450), от 18 февраля 2025 г. N 16н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2025 г. N 81574) (далее - Типовая форма N 270н) (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

наличия документов, подтверждающих фактически осуществленные расходы за счет средств межбюджетного трансферта;

достижения значений результатов использования межбюджетного трансферта;

соблюдения сроков достижения контрольных точек строительства;

использования экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии);

включения в контракты (договоры, соглашения), заключаемые с получателями средств из бюджета, условий, предусмотренных Соглашением для указанных контрактов (договоров, соглашений);

заключения контрактов (договоров, соглашений) с получателями средств из бюджета в порядке, на условиях и по формам, предусмотренным Соглашением для указанных контрактов (договоров, соглашений);

исполнения требований к составу расходных обязательств публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта;

предоставления для включения в реестр соглашений <15> информации о субсидиях юридическим лицам (бюджетных инвестициях), а также сведений об их использовании в соответствии с установленными Соглашением требованиями;

--------------------------------

<15> Абзац третий пункта 21 Правил N 999 (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

проведения соответствующего требованиям Соглашения контроля исполнения расходных обязательств публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта, в целях софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт;

формирования и ведения реестра получателей выплат в соответствии с публичными нормативными обязательствами публично-правового образования, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых является межбюджетный трансферт;

выполнения установленных требований к качеству и доступности предоставляемых государственных и (или) муниципальных услуг (в случае, если предусмотрено их предоставление);

представления главному администратору средств бюджета в сроки и по формам, установленным Соглашением, отчетов о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт, достижении значений результатов использования межбюджетного трансферта, иных отчетов и информации, предусмотренных Соглашением <16>;

--------------------------------

<16> Подпункт "з" пункта 10 Правил N 999 (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

представления по запросу главного администратора бюджетных средств документов и материалов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта условий предоставления межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных Соглашением <17>;

--------------------------------

<17> Пункт 4.3.10 Типовой формы N 269н, пункт 4.2.1 Типовой формы N 270н (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

возврата в бюджет, из которого был предоставлен межбюджетный трансферт, не использованного по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остатка средств, предоставленных в форме межбюджетного трансферта, в установленные бюджетным законодательством Российской Федерации сроки <18>;

--------------------------------

<18> Пункт 5 статьи 242 БК РФ.

представления в установленном Соглашением порядке и по установленным Соглашением формам документов (копий документов), необходимых для перечисления средств в форме межбюджетного трансферта, и их достоверности;

заключения соглашений о предоставлении транзитных межбюджетных трансфертов, соответствующих установленным Соглашением требованиям, и в установленный Соглашением срок;

предоставления транзитного межбюджетного трансферта при соблюдении публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта условий его предоставления, установленных соглашением о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта;

осуществления контроля за соблюдением публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта условий предоставления транзитного межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта;

осуществления проверки документов, подтверждающих произведенные расходы, на возмещение которых предоставляется транзитный межбюджетный трансферт;

осуществления проверки и принятия отчета о достижении значений результатов использования транзитного межбюджетного трансферта в установленный соглашением о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта срок и возврата указанного отчета для уточнения в установленных соглашением о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта случаях;

осуществления оценки использования транзитного межбюджетного трансферта с учетом соблюдения обязательства по достижению значений результатов использования межбюджетного трансферта, установленных Соглашением;

заключения дополнительного соглашения о внесении изменений в соглашение о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта в установленный соглашением о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта срок;

направления публично-правовому образованию - получателю межбюджетного трансферта требования о возврате объема транзитного межбюджетного трансферта, рассчитанного в соответствии с соглашением о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта <19>;

--------------------------------

<19> В соответствии с пунктами 16, 19, 19(1) Правил N 999 (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

информирования публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта о событиях, касающихся предоставления транзитного межбюджетного трансферта, в случаях и объемах, предусмотренных соглашением о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта;

исполнения требований главного администратора бюджетных средств по возврату средств в бюджет публично-правового образования, предоставившего межбюджетный трансферт, в случаях, установленных Правилами предоставления межбюджетных трансфертов <20>;

--------------------------------

<20> Абзац шестой подпункта "л(1)" пункта 10 Правил N 999 (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

принятие нормативного правового акта, необходимого для перечисления средств транзитного межбюджетного трансферта, содержащего условия его перечисления <21>;

--------------------------------

<21> Подпункт "л(2)" пункта 10 Правил N 999 (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

5) соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частями 8 и 9 статьи 99 Закона N 44-ФЗ (в случае заключения государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются средства межбюджетного трансферта).

14. Помимо установленных Рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей при проведении проверки финансового органа также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки) соблюдения:

1) положений БК РФ, в том числе в части:

соответствия порядка взыскания в доход бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов общим требованиям, установленным Министерством финансов Российской Федерации <22>;

--------------------------------

<22> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. N 68н "Об утверждении Общих требований к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов, и Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2020 г., регистрационный N 59738), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 июля 2021 г. N 101н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 сентября 2021 г., регистрационный N 65058) (далее - Общие требования N 68н).

обеспечения наличия в проекте бюджета бюджетной системы Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств публично-правового образования, в целях софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт, в объеме, необходимом для их исполнения <23>;

--------------------------------

<23> Абзац третий пункта 3 статьи 132, пункт 2 статьи 154 БК РФ.

2) условий Соглашения (в зависимости от их наличия) по представлению в установленном Соглашением порядке и по установленным Соглашением формам документов (копий документов), необходимых для перечисления средств межбюджетного трансферта.

15. Помимо установленных Рекомендациями по оценке действий объектов контроля подходов и особенностей при проведении проверки получателя средств из бюджета также рекомендуется осуществлять контрольные действия для подтверждения (оценки) соблюдения условий контракта (договора, соглашения), источником финансового обеспечения (софинансирования) которого являются средства межбюджетного трансферта, в том числе:

сроков оплаты товара, работы, услуги;

условий о предмете контракта (договора, соглашения) (его индивидуальных характеристиках, количестве, сроке поставки (выполнения);

иных условий, предусмотренных контрактом (договором, соглашением).

IV. Оформление результатов проверки в акте

16. По результатам проведения проверки оформляется акт в соответствии с разделом IV Стандарта N 1235 по форме согласно приложению N 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" <24> (далее - Приказ N 340н).

--------------------------------

<24> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2021 г., регистрационный N 63713.

17. Отражение в акте информации о результатах проверки рекомендуется осуществлять с учетом подходов и особенностей, установленных Рекомендациями по оценке действий объекта контроля.

18. По результатам проведения проверки главного администратора бюджетных средств (в зависимости от формы предоставляемого из бюджета бюджетной системы Российской Федерации межбюджетного трансферта) в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в:

1) несоблюдении срока заключения Соглашения (дополнительного соглашения к Соглашению), требований к его форме, установленных БК РФ;

2) несоответствии срока, на который заключено Соглашение, сроку, предусмотренному БК РФ и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;

3) несоблюдении положений Правил предоставления межбюджетных трансфертов и (или) правового акта о мерах по обеспечению исполнения закона (решения) о бюджете, в том числе в части:

требований к содержанию Соглашения;

требований к перечню результатов использования межбюджетного трансферта, которые должны быть конкретными и измеримыми <25>;

--------------------------------

<25> Подпункт "д(1)" пункта 4 Правил N 999 (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

внесения изменений в Соглашение (заключения дополнительного соглашения к Соглашению) в случаях, не предусмотренных Правилами предоставления межбюджетных трансфертов;

4) неосуществлении оценки эффективности использования межбюджетных трансфертов или осуществлении ошибочной оценки эффективности использования межбюджетных трансфертов;

5) неприменении мер финансовой ответственности к публично-правовому образованию - получателю межбюджетного трансферта при невыполнении им условий Соглашения;

6) применении меры финансовой ответственности к публично-правовому образованию - получателю межбюджетного трансферта, не соответствующей Правилам предоставления межбюджетных трансфертов и (или) Соглашению, за несоблюдение его условий;

7) нарушении порядка проверки и принятия отчетности, представляемой публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта.

19. По результатам проведения проверки главного администратора бюджетных средств, являющегося публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта (в зависимости от формы предоставляемого из бюджета бюджетной системы Российской Федерации межбюджетного трансферта), в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в:

1) несоблюдении положений Правил предоставления межбюджетных трансфертов и (или) правового акта о мерах по обеспечению исполнения закона (решения) о бюджете, в том числе в части:

отсутствия государственных программ субъекта Российской Федерации и (или) структурных элементов государственных программ субъекта Российской Федерации или правовых актов субъекта Российской Федерации (в случае если межбюджетный трансферт предоставляется вне рамок государственных программ Российской Федерации), содержащих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

отсутствия соглашения о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта и (или) нормативного правового акта, утверждающего правила предоставления транзитного межбюджетного трансферта;

2) несоблюдении условий Соглашения, в том числе в части:

представления недостоверных документов, подтверждающих выполнение условий предоставления межбюджетного трансферта;

недостижения значений результатов использования межбюджетного трансферта;

достижения значений результатов использования межбюджетного трансферта с нарушением установленного Соглашением срока;

финансового обеспечения исполнения расходных обязательств публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта за счет средств бюджета публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта (за исключением полученных межбюджетных трансфертов) в размере, соответствующем уровню софинансирования меньше установленного Соглашением;

неисполнения требований главного администратора бюджетных средств по возврату средств в бюджет публично-правового образования, предоставившего межбюджетный трансферт;

несоблюдения сроков достижения контрольных точек строительства (при наличии);

невключения в контракты (договоры, соглашения), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых является межбюджетный трансферт, условий, предусмотренных Соглашением для соответствующих видов контрактов (договоров, соглашений);

заключения контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых является межбюджетный трансферт, с нарушением порядка, предусмотренного Соглашением;

заключения контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых является межбюджетный трансферт, по формам, не соответствующим Соглашению;

неисполнения обязательств по предоставлению для включения в реестр соглашений информации о субсидиях юридическим лицам (бюджетных инвестициях), а также сведений об их использовании в соответствии с установленными Соглашением требованиями;

неисполнения обязательств по проведению соответствующего требованиям Соглашения контроля исполнения расходных обязательств публично-правового образования, в целях софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт;

неисполнения обязательств по формированию и ведению реестра получателей выплат в соответствии с публичными нормативными обязательствами публично-правового образования, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых является межбюджетный трансферт;

невыполнения установленных требований к качеству и доступности предоставляемых государственных и (или) муниципальных услуг (в случае, если предусмотрено их предоставление);

необеспечения согласования государственной (муниципальной) программы публично-правового образования с соответствующим субъектом бюджетного планирования, в целях софинансирования мероприятий которой предоставляется межбюджетный трансферт, в том числе вносимых в нее изменений в соответствии с требованиями, установленными Соглашением <26>;

--------------------------------

<26> Пункт 4.3.8 Типовой формы N 269н, пункт 4.3.8 Типовой формы N 270н (в случае проведения проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету другого публично-правового образования межбюджетного трансферта).

представления отчетов о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт, достижении значений результатов использования межбюджетного трансферта, иных отчетов и информации, предусмотренных Соглашением, с нарушением установленного Соглашением порядка и (или) по неустановленным Соглашением формам;

представления недостоверных отчетов о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется межбюджетный трансферт, достижении значений результатов использования межбюджетного трансферта, иных отчетов и информации, предусмотренных Соглашением;

непредставления по запросу главного администратора бюджетных средств документов и материалов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта условий предоставления межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных Соглашением;

представления недостоверных документов и материалов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта условий предоставления межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных Соглашением;

невозврата в бюджет, из которого был предоставлен межбюджетный трансферт, неиспользованного по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остатка средств, предоставленных в форме межбюджетного трансферта, в установленные бюджетным законодательством Российской Федерации сроки;

невозврата средств межбюджетного трансферта в бюджет, из которого был предоставлен межбюджетный трансферт, в случае если по состоянию на 31 декабря года предоставления межбюджетного трансферта допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением, в порядке, предусмотренном Правилами предоставления межбюджетных трансфертов;

представления недостоверных документов (копий документов), необходимых для перечисления средств межбюджетного трансферта;

невыполнения иных обязательств публично-правового образования - получателя межбюджетного трансферта (в том числе по обеспечению соблюдения минимальной доли закупки товаров российского происхождения (в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), об использовании типовой проектной документации, об установлении в контракте (договоре, соглашении), источником финансового обеспечения (софинансирования) которого являются средства межбюджетного трансферта, авансовых платежей в размере, не превышающем установленного Соглашением);

нарушения требования к форме соглашения о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта и (или) сроку, на который заключается соглашение о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта;

заключения соглашений о предоставлении транзитных межбюджетных трансфертов (дополнительных соглашений о внесении изменений в соглашение о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта), не соответствующих установленным Соглашением требованиям, и (или) с нарушением установленного Соглашением срока;

предоставления транзитного межбюджетного трансферта при несоблюдении публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта условий его предоставления, установленных соглашением о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта;

неосуществления контроля за соблюдением публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта условий предоставления транзитного межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении транзитного межбюджетного трансферта.

20. По результатам проведения проверки финансового органа в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в:

необеспечении наличия в проекте закона (решении) о бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств публично-правового образования, в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляется межбюджетный трансферт в объеме, необходимом для их исполнения, в том числе при подготовке проекта закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете;

несоответствии порядка взыскания в доход бюджета бюджетной системы Российской Федерации неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов Общим требованиям N 68н.

21. По результатам проведения проверки получателя средств из бюджета в акте могут отражаться нарушения, выражающиеся в том числе в несоблюдении условий контракта (договора, соглашения), источником финансового обеспечения (софинансирования) которого являлись средства межбюджетного трансферта, в части:

несоблюдения сроков оплаты товара, работы, услуги;

нарушения условий о предмете контракта (договора, соглашения) (его индивидуальных характеристиках, количестве, сроке поставки (выполнения);

нарушения иных условий, предусмотренных контрактом (договором, соглашением).

V. Проведение обследований и оформление их результатов

22. При проведении обследования в рамках проведения проверки объектов контроля, указанных в пункте 6 Методических рекомендаций, рекомендуется проводить исследования, осмотры, инвентаризации, наблюдения и другие действия для определения состояния сферы деятельности указанных объектов контроля, связанной с предоставлением и (или) использованием межбюджетных трансфертов (далее - сфера деятельности объекта контроля).

23. Действия, указанные в пункте 22 Методических рекомендаций, проводимые в ходе проведения обследования, могут быть направлены на:

1) анализ и оценку состояния сферы деятельности объекта контроля, указанного в подпунктах 1 и 3 пункта 6 Методических рекомендаций, в том числе:

нормативного правового регулирования сферы деятельности объекта контроля;

реализации сферы деятельности объекта контроля;

2) анализ и оценку направления деятельности объекта контроля, указанного в подпункте 2 пункта 6 Методических рекомендаций, в том числе финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

24. По результатам проведения обследования оформляется заключение в соответствии с требованиями раздела IV Стандарта N 1235 и по форме согласно приложению N 2 к Приказу N 340н, в котором отражается информация с учетом подходов и особенностей, установленных рекомендациями по оценке действий объекта контроля.

VI. Реализация результатов проверки

25. Реализация результатов проверки осуществляется в соответствии со Стандартом N 1095.

26. Реализация результатов проверки может предусматривать подготовку органами контроля документов для применения мер ответственности, соответствующих выявленным нарушениям, в том числе:

1) в случае нарушения при предоставлении межбюджетного трансферта главным администратором бюджетных средств порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии с частью 1 или частью 2 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП);

2) в случае нарушения финансовым органом или главным администратором средств бюджета, являющегося публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 КоАП;

3) в случае нецелевого использования бюджетных средств, предусмотренных на предоставление межбюджетных трансфертов, главным администратором бюджетных средств, публично-правовым образованием - получателем межбюджетного трансферта, финансовым органом, получателем средств бюджета, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, органом контроля применяются меры административной ответственности в соответствии со статьей 15.14 КоАП;

4) в случае бюджетного нарушения главным администратором средств бюджета, предусмотренного статьей 306.4 БК РФ, принимается решение руководителем (заместителем руководителя) органа контроля о направлении в Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) уведомления о применении бюджетных мер принуждения с учетом положений пункта 5 статьи 306.2 БК РФ.

27. Выявленные по результатам проверки нарушения, которые подлежат устранению объектами контроля, отражаются органами контроля в представлениях, направляемых объектам контроля <27>, в том числе нарушения в части неприменения главным администратором средств бюджета к получателю средств из бюджета мер ответственности (в том числе штрафных санкций), установленных контрактом (договором, соглашением), заключенным в целях исполнения обязательств по Соглашению, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых является межбюджетный трансферт.

--------------------------------

<27> Пункт 2 статьи 270.2 БК РФ.

28. Выявленные по результатам проверки нарушения (в случае невозможности их устранения либо их неустранения в установленный в представлении срок при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения) отражаются органами контроля в предписаниях, которые содержат обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию <28>.

--------------------------------

<28> Пункт 3 статьи 270.2 БК РФ.

29. В случае выявления органами контроля обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого органа (должностного лица), такие материалы направляются в указанный орган для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <29>.

--------------------------------

<29> Пункт 7 Стандарта N 1095.