Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

СГА 302 «АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ОБЪЕКТАМИ АУДИТА (КОНТРОЛЯ)»

утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации

(протокол от 21 апреля 2016 г. № 17К (1092)

1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)» (далее — Стандарт) разработан в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон № 41-ФЗ), Федеральным законом от
5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(далее — Закон № 44-ФЗ), Регламентом Счетной палаты Российской Федерации (далее — Регламент Счетной палаты), стандартами Счетной палаты Российской Федерации и международным стандартом ИНТОСАИ для высших органов финансового контроля.

1.2. Целью Стандарта является установление общих требований, правил и процедур осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее — Счетная палата) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

1.3. Стандарт предназначен для использования инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты при организации и проведении аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее — аудит в сфере закупок), осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе при проведении комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по аудиту формирования и контролю исполнения федерального бюджета, а также при проведении иных проверок, в которых деятельность в сфере закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объекта аудита (контроля).

2. Содержание аудита в сфере закупок

2.1. Аудит в сфере закупок — это вид внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой в соответствии с полномочиями, установленными частью 12 статьи 14 Закона № 41-ФЗ.

2.2. При проведении аудита в сфере закупок Счетная палата в пределах своих полномочий осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Закона № 44-ФЗ.

При этом Счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую, контрольную, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

В процессе проведения аудита в сфере закупок оценке подлежат в том числе выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

2.3. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования объектом аудита (контроля) средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иных средств в пределах компетенции Счетной палаты (далее — бюджетных и иных средств) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Предметом аудита в сфере закупок также являются организация и эффективность функционирования контрактной системы в сфере закупок.

2.4. Задачами аудита в сфере закупок являются:

проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования закупок и обоснования закупок), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;

обобщение результатов осуществления деятельности по проверке, анализу и оценке результатов закупок, в том числе установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

подготовка предложений по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;

систематизация информации о реализации предложений по устранению выявленных при проведении аудита в сфере закупок отклонений, нарушений и недостатков и совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

2.5. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий Счетной палаты проверяются, анализируются и оцениваются:

организация и процесс использования бюджетных и иных средств начиная с этапа планирования;

информация о законности, своевременности, обоснованности, целесообразности, эффективности, результативности расходов на закупки;

система организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) и результаты использования бюджетных и иных средств;

система ведомственного контроля в сфере закупок;

система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

При анализе и оценке порядка организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) могут рассматриваться вопросы централизации и совместного осуществления закупок, полноты правового регулирования, достаточности кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих организационных структур.

Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных и иных средств, обоснованности планирования, включая обоснование закупки, реализуемости и эффективности осуществления закупок.

Аудит в сфере закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с Законом № 44-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

2.6. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются:

государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющие закупки;

бюджетные, автономные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятиями и иные юридические лица, осуществляющие закупки с учетом особенностей статьи 15 Закона № 44-ФЗ;

государственные органы, казенные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения в соответствии с Законом № 44-ФЗ).

2.7. В рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оцениваются деятельность как заказчиков, так и формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и операторов электронных площадок, а также работа органов ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

При включении в программу мероприятия по аудиту в сфере закупок целей и вопросов, относящихся к иным видам аудита (контроля), применяются общие требования, правила и процедуры, установленные соответствующим стандартом внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.

2.8. В целях методологического обеспечения деятельности Счетной палаты разрабатываются и утверждаются Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок и иные методические документы.

3. Законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность, результативность и реализуемость при осуществлении аудита в сфере закупок

3.1. Под законностью расходов на закупки понимается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок могут устанавливаться при проверке, анализе и оценке конкретных закупок (контрактов), действий (бездействия) по правовому регулированию, организации, планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению и исполнению контрактов, размещению данных в единой информационной системы в сфере закупок.

3.2. Под целесообразностью расходов на закупки понимается наличие обоснованных государственных нужд, обеспечиваемых посредством достижения целей и реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, выполнения функций и полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

3.3. Под обоснованностью расходов на закупки понимается наличие обоснования закупки, которое заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений статьи 13 Закона № 44-ФЗ, а также законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

3.4. Под своевременностью расходов на закупки понимается установление и соблюдение заказчиком сроков, достаточных для реализации закупки и достижения целей осуществления закупки в надлежащее время и с минимальными издержками.

Целесообразно учитывать сезонность работ, услуг, длительность и непрерывность производственного цикла отдельных видов товаров, работ, услуг, а также наличие резерва времени для осуществления приемки товаров, работ и услуг, позволяющего поставщику (подрядчику, исполнителю) устранить недостатки. К несвоевременности закупок могут приводить нарушения и недостатки при планировании закупок, несвоевременное осуществление закупок, невыполнение условий контрактов, иные недостатки системы организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля).

3.5. Под эффективностью расходов на закупки понимается осуществление закупок исходя из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд с использованием наименьшего объема средств.

3.6. Под результативностью расходов на закупки понимается степень достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств и целей осуществления закупок.

Результативность измеряется соотношением плановых (заданных) и фактических результатов. Непосредственным результатом закупок является поставка (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) установленного количества, качества, объема и других характеристик. Конечным результатом закупок является достижение целей и ожидаемых результатов деятельности, для обеспечения которой закупаются соответствующие товары (работы, услуги). При оценке результативности закупок следует определить, чьи действия (бездействие) привели к недостижению результатов, учитывать наличие (отсутствие) необходимых для осуществления закупок средств и условий, а также зависимость достижения (недостижения) целей закупок от иных факторов помимо закупок.

3.7. Под реализуемостью закупок понимается фактическая возможность осуществления запланированных закупок с учетом объема выделенных средств для достижения целей и результатов закупок.

Причинами нереализуемости закупок могут быть отсутствие товаров (работ, услуг) с требуемыми характеристиками на рынке (недостаточные объемы их производства, в том числе национальными производителями), невыделение достаточного объема средств и иных ресурсов для осуществления закупок, неготовность систем управления закупками, отсутствие у заказчиков условий для использования результатов закупок. Закупка признается нереализуемой, если она не может быть осуществлена по причинам, независящим от действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации.

4. Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок

Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок осуществляется путем проведения проверки в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля), при этом:

контрольные мероприятия в форме предварительного аудита проводятся на этапе планирования закупок и включают в себя проверку обоснованности объемов финансирования на закупки товаров, работ, услуг с учетом анализа складывающихся на рынке цен, а также прогнозирование потребностей в товарах, работах, услугах с учетом их потребительских свойств;

контрольные мероприятия в форме оперативного анализа и контроля проводятся в части проверки организационной документации заказчиков (о создании контрактной службы, о распределении полномочий и т. д.), анализа планов закупок, планов-графиков закупок, документации о проведении процедур закупок, протоколов, контрактов, санкционирования платежей и приемки товаров, работ и услуг;

контрольные мероприятия в форме последующего аудита проводятся в части проверки всех этапов исполнения контракта с учетом фактического результата.

Основной целью предварительного аудита, оперативного анализа и контроля является предупреждение бюджетных нарушений и иных нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении закупок.

Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок осуществляется путем проведения контрольных мероприятий с использованием следующих методов: проверка, ревизия, анализ, обследование и мониторинг.

Проведение контрольного мероприятия в рамках аудита в сфере закупок возможно с использованием метода камеральной проверки, если это позволяет достичь цели соответствующего контрольного мероприятия.

Особенности организации, проведения и оформления результатов контрольного мероприятия в рамках аудита в сфере закупок, проводимого с использованием метода камеральной проверки, регламентированы отдельным методическим документом Счетной палаты.

Правила и процедуры осуществления контрольных мероприятий установлены стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок может осуществляться как в качестве отдельного контрольного мероприятия, так и в ходе иного контрольного мероприятия, предмет которого включает вопрос осуществления закупок товаров, работ, услуг.

В случае, если деятельность объекта аудита (контроля), направленная на обеспечение закупок товаров (работ, услуг), является единственным предметом контроля, то соответствующее контрольное мероприятие может содержать в наименовании слова «аудит в сфере закупок» с конкретизацией категории товаров (работ, услуг) и (или) заказчиков, а также вида мероприятия или метода контроля.

В случае, если деятельность объекта аудита (контроля), направленная на обеспечение закупок товаров (работ, услуг), не является единственным предметом соответствующего контрольного мероприятия, информация о результатах аудита в сфере закупок приводится в отдельном разделе акта и (или) отчета. Наименование данного раздела должно содержать указание на цель и (или) предмет аудита в сфере закупок.

4.1. Подготовка к проведению контрольного мероприятия

4.1.1. При подготовке к проведению контрольного мероприятия осуществляются предварительное изучение предмета и объекта аудита (контроля), анализ их специфики, сбор необходимых данных и информации, по результатам которых подготавливается программа аудита в сфере закупок.

4.1.2. Изучение специфики объекта аудита (контроля) необходимо для определения вопросов контрольного мероприятия, методов его проведения, выбора и анализа показателей оценки предмета аудита (контроля), а также для подготовки программы аудита в сфере закупок.

4.1.3. Для изучения специфики объекта аудита (контроля) и условий его деятельности инспекторы Счетной палаты и иные сотрудники аппарата Счетной палаты (далее — инспекторы) должны определить нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы осуществления закупок для государственных нужд с учетом специфики деятельности объекта аудита (контроля).

4.1.4. Определение источников информации для проведения контрольного мероприятия, сбор и предварительный анализ необходимой информации о закупках объекта аудита (контроля) являются неотъемлемой частью изучения специфики объекта аудита (контроля). В качестве основного источника информации о закупках объекта аудита (контроля) инспекторы используют единую информационную систему в сфере закупок, функционал которой определен статьей 4 Закона № 44-ФЗ.

В процессе определения источников информации инспекторы должны учитывать, что в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ информация о закупках товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, а также о закупках товаров, работ, услуг на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, в единой информационной системе не размещается.

4.2. Анализ и оценка закупочной деятельности

объекта аудита (контроля)

В целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок инспекторы анализируют систему организации и планирования закупок товаров, работ, услуг объектом аудита (контроля), осуществляют проверку процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и результаты исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

При проведении аудита в сфере закупок инспекторы должны анализировать и оценивать соблюдение требований Закона № 44-ФЗ лишь в той степени, в какой это отвечает целям аудита в сфере закупок, а именно если несоблюдение таких требований привело или могло привести к недостижению целей осуществления закупки либо к неэффективности и нерезультативности расходов на закупки.

4.2.1. Анализ системы организации закупок товаров, работ, услуг

В ходе анализа системы организации закупок товаров, работ, услуг инспекторам следует оценить полноту и целостность функционирования системы организации закупок объекта аудита (контроля), в том числе провести анализ на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок внутренних документов объекта аудита (контроля), устанавливающих:

порядок формирования контрактной службы (назначение контрактных управляющих);

наличие в должностных регламентах государственных гражданских служащих, инструкциях работников обязанностей, закрепленных за работником контрактной службы либо за контрактным управляющим;

порядок формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

порядок выбора и функционал специализированной организации (при осуществлении такого выбора);

порядок организации централизованных закупок (при осуществлении таких закупок);

порядок организации совместных конкурсов и аукционов (при осуществлении таких закупок);

требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчиков;

проведение ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков.

4.2.2. Анализ системы планирования закупок товаров, работ, услуг

4.2.2.1. В ходе анализа системы планирования объектом аудита (контроля) закупок товаров, работ, услуг инспекторы осуществляют контрольные действия в отношении планов закупок, планов-графиков закупок, обоснования закупок.

Контрольными мероприятиями устанавливается соответствие формирования, размещения и ведения объектами аудита (контроля) планов закупок и планов-графиков закупок законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4.2.2.2. При проверке формирования плана закупок объектами аудита (контроля) инспекторы осуществляют проверку обоснования выбора объекта закупки на соответствие целям осуществления закупок, требованиям к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчиков, а также законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

При проверке формирования плана-графика закупок объектами аудита (контроля) инспекторы осуществляют проверку обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем (поставщиком, подрядчиком), и обоснованности выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В рамках контрольного мероприятия целесообразно оценить качество планирования закупок объектом аудита (контроля), в том числе путем анализа количества и объема вносимых изменений в первоначально утвержденные план закупок и план-график закупок, а также равномерность распределения закупок в течение года.

4.2.2.3. В ходе контрольных действий инспекторы устанавливают наличие нарушений, допущенных объектами аудита (контроля) при обосновании закупок в процессе формирования и утверждения ими планов закупок и планов-графиков закупок (в том числе нарушений установленных требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков).

Инспекторы делают вывод об обоснованности планируемых закупок, устанавливают соответствие порядка и формы обоснования закупки законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4.2.3. Проверка процедур определения поставщика

(подрядчика, исполнителя)

4.2.3.1. В ходе проверки процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) инспекторы осуществляют контрольные действия в отношении извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проверку законности проведения процедур закупок, подведения итогов закупки и подписания государственного контракта.

4.2.3.2. Контрольными действиями инспекторы устанавливают:

соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

соблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке, в том числе к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта;

соблюдение сроков и полноты размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок, своевременное внесение соответствующих изменений в план-график и план закупок;

соблюдение требований к порядку подведения итогов закупок и к размещению их результатов в единой информационной системе в сфере закупок, законности определения победителя;

наличие жалоб участников закупок в органы контроля в сфере закупок;

соблюдение порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок по итогам признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если необходимость такого согласования предусмотрена Законом № 44-ФЗ);

наличие согласования применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с контрольным органом в сфере закупок;

соблюдение сроков заключения контракта;

соответствие подписанного контракта требованиям законодательства Российской Федерации и документации (извещения) о закупке;

наличие обеспечения исполнения контракта;

соответствие обеспечения исполнения контракта (банковской гарантии) требованиям Закона № 44-ФЗ в случае, если обеспечением исполнения контракта является банковская гарантия;

своевременность возврата участникам закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок.

4.2.3.3. При осуществлении анализа инспекторы оценивают соблюдение объектом аудита (контроля) принципа обеспечения конкуренции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4.2.3.4. Инспекторами делается вывод о соответствии законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проведенного объектом аудита (контроля).

4.2.4. Проверка исполнения контрактов на поставку товаров,

выполнение работ, оказание услуг

4.2.4.1. В ходе проверки исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг инспекторы осуществляют контрольные действия в отношении документации объекта аудита (контроля) по исполнению государственных контрактов и в отношении полученных результатов закупки товара, работы, услуги.

4.2.4.2. Контрольными действиями инспекторы устанавливают:

своевременность размещения информации о контрактах в единой информационной системе в сфере закупок (в том числе в реестре контрактов);

законность и обоснованность внесения изменений в контракт, своевременность размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о таких изменениях;

законность и обоснованность расторжения контракта, своевременность размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о расторжении контракта;

наличие заключения эксперта (или экспертной организации);

законность и действенность способов обеспечения исполнения контракта;

эффективность банковского сопровождения контракта (при неисполнении или ненадлежащем исполнении банком условий договора о банковском сопровождении);

обоснованность применения (или неприменения) объектом аудита (контроля) мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

своевременность и полноту размещения отчета об исполнении контракта в единой информационной системе в сфере закупок (за исключением случаев, когда размещение отчета не предусмотрено Законом № 44-ФЗ);

соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

отсутствие нарушений порядка оплаты товаров (работ, услуг) по контракту;

своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

4.2.4.3. На основании проведенного анализа инспекторами делается вывод о соответствии результата закупки заключенному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4.2.5. Анализ эффективности расходов на закупки товаров, работ, услуг

4.2.5.1. Анализ эффективности расходов на закупки товаров, работ, услуг осуществляется в рамках последующего контроля с применением показателей оценки эффективности.

4.2.5.2. При оценке эффективности расходов на закупки инспекторам рекомендуется применять следующие количественные показатели (как в целом по объекту аудита (контроля) за отчетный период, так и по конкретной закупке):

потенциальная экономия бюджетных и иных средств на стадии формирования и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, то есть разница между начальными (максимальными) ценами контрактов, указанными объектом аудита (контроля) в плане-графике закупок, и рыночными ценами на товары, работы, услуги, соответствующими, по оценке инспекторов, требованиям статьи 22 Закона № 44-ФЗ;

экономия бюджетных и иных средств, полученная в процессе определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), то есть снижение начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных по итогам закупок контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

экономия бюджетных и иных средств, полученная при исполнении контрактов, то есть снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

дополнительная экономия бюджетных и иных средств, определяемая расчетом в качестве дополнительной выгоды, в том числе за счет закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, полученная за счет дополнительных сервисных услуг, более высоких качественных характеристик и функциональных показателей продукции по сравнению с обычными, более низких последующих эксплуатационных расходов по сравнению с обычными, более длительного срока гарантийного обслуживания (определяется при наличии возможности).

4.2.5.3. В процессе анализа эффективности расходов на закупки инспекторы оценивают отдельные процессы и всю систему закупок товаров, работ, услуг в целом, которая действует у объекта аудита (контроля), определяют степень ее влияния на эффективность расходования бюджетных и иных средств, анализируют фактическое использование приобретенных товаров, работ, услуг объектом аудита (контроля).

Определяются наличие, надежность и результативность функционирования ведомственного контроля в сфере закупок, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов использования бюджетных и иных средств.

4.2.5.4. Для вывода о неэффективности закупок должны быть получены доказательства того, что существует (существовала) возможность закупки идентичных или однородных товаров (работ, услуг) по меньшей цене либо закупки товаров (работ, услуг) с более высокими характеристиками по такой же или меньшей цене. При наличии доказательств неиспользования приобретенного имущества по прямому назначению в течение длительного времени (одного года) также может быть сделан вывод о неэффективности закупок. Кроме того может проводиться анализ условий транспортировки и хранения закупаемых товаров, результатов работ, услуг (в части обеспечения их сохранности, отсутствия излишних запасов), способов использования результатов закупок в деятельности заказчиков (в части влияния на достижение целей и результатов указанной деятельности, отсутствия избыточных потребительских свойств). Показатели экономии (снижения цены) и конкуренции (количества независимых участников) при осуществлении закупок, степени (доли) использования выделенных средств, результативности (достижения целей) закупок могут использоваться при оценке эффективности расходов на закупки.

4.2.5.5. Анализ и оценка эффективности расходов на закупки осуществляются с учетом положений стандарта внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты, определяющего общие требования, правила и процедуры осуществления аудита эффективности.

4.3. Подведение итогов контрольного мероприятия

При подведении итогов контрольного мероприятия обобщаются результаты проведения аудита, подготавливается отчет о проведенном аудите, в том числе устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения (рекомендации), направленные на их устранение.

Отчет о результатах контрольного мероприятия должен содержать подробную информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, целесообразности, обоснованности, своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки товаров, работ, услуг.

В случае, если в ходе аудита выявлены отклонения, нарушения и недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов аудита (контроля) в сфере закупок, необходимо подготовить соответствующие предложения, направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта аудита (контроля) в сфере закупок, которые включаются в отчет о результатах аудита в сфере закупок, а также направляются в виде представления, предписания объекту аудита (контроля).

Отчет о результатах контрольного мероприятия может включать предложения (рекомендации), направленные на совершенствование контрактной системы в сфере закупок.

Общий порядок составления отчета об основных итогах контрольного мероприятия и форма отчета приведены в подразделе 6.3 стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия».

5. Экспертно-аналитическая деятельность в рамках

аудита в сфере закупок

5.1. Проведение экспертно-аналитического мероприятия в рамках аудита в сфере закупок осуществляется методами анализа и мониторинга в форме оперативного анализа и последующего аудита, при этом:

экспертно-аналитические мероприятия в форме оперативного анализа проводятся посредством анализа информации о закупках товаров, работ, услуг, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок;

экспертно-аналитические мероприятия в форме последующего аудита проводятся путем обобщения результатов контрольных мероприятий в части проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, систематизации выявленных отклонений, недостатков и нарушений.

Общие требования к организации, подготовке к проведению, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитического мероприятия установлены стандартом внешнего государственного аудита (контроля)
СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий».

5.2. Перечень анализируемых в ходе аудита в сфере закупок вопросов (изучаемых документов и материалов, проверяемых органов и организаций) определяется участниками проведения соответствующего экспертно-аналитического мероприятия исходя из сроков проведения мероприятия, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей деятельности объектов аудита и проводимых ими закупок, а также результатов ранее проведенных мероприятий (выявленных рисков, установленных нарушений и недостатков).

5.3. Экспертно-аналитическое мероприятие в рамках аудита в сфере закупок проводится как в отношении закупок отдельных групп товаров, работ и услуг объекта аудита (контроля), так и в целях мониторинга развития контрактной системы в сфере закупок и формирования обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок по итогам контрольных мероприятий, проводимых направлениями деятельности Счетной палаты.

5.4. В рамках экспертно-аналитического мероприятия в отношении отдельных групп товаров, работ, услуг инспекторы анализируют:

законодательство Российской Федерации, регулирующее рынок отдельных групп товаров, работ и услуг, включая особенности осуществления закупок данных товаров, работ, услуг;

объем и структуру закупок отдельных групп товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, их эффективность в части достижения экономии по результатам осуществления закупок, уровень развития конкурентной среды при осуществлении анализируемых закупок товаров, работ, услуг;

деятельность заказчиков, осуществляющих закупки отдельных групп товаров, работ и услуг, включая документы, составленные при осуществлении закупочной деятельности (приказы, протоколы, контракты, договоры, отчеты и др.);

результаты контрольных мероприятий, в рамках которых рассматривались вопросы закупок отдельных групп товаров, работ, услуг (выявленные отклонения, недостатки и нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

5.5. В рамках экспертно-аналитического мероприятия в целях мониторинга развития контрактной системы в сфере закупок инспекторы анализируют:

законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

общий объем и структуру закупок для обеспечения государственных нужд, эффективность закупок в части достижения экономии по результатам осуществления закупок, уровень развития конкурентной среды при осуществлении закупок;

систему организации закупочной деятельности участников контрактной системы в сфере закупок;

деятельность федеральных органов исполнительной власти по регулированию, мониторингу, контролю и информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок;

функционирование единой информационной системы в сфере закупок;

результаты контрольных мероприятий в части аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд (с учетом систематизации выявленных отклонений, недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

5.6. К участию в экспертно-аналитическом мероприятии могут привлекаться при необходимости государственные органы, учреждения, организации и их представители, аудиторские и специализированные организации, отдельные специалисты (далее — внешние эксперты) в порядке, установленном статьей 49 Регламента Счетной палаты.

5.7. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия должен содержать предложения об устранении нарушений и недостатков, выявленных в результате проведения аудита в сфере закупок, и предложения, направленные на совершенствование контрактной системы.

6. Информационная деятельность в рамках аудита в сфере закупок

6.1. Информационная деятельность Счетной палаты в рамках аудита в сфере закупок осуществляется в соответствии с положениями об информационной деятельности Счетной палаты, определенными статьей 16 Закона № 41-ФЗ и статьей 98 Закона № 44-ФЗ.

6.2. Отчет о результатах аудита в сфере закупок в соответствии со статьей 16 Закона № 41-ФЗ в обязательном порядке направляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации.

При необходимости информирования Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий Совета Федерации или Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителей заинтересованных исполнительных органов государственной власти, государственных органов и организаций о результатах аудита в сфере закупок по решению Коллегии Счетной палаты в их адрес могут направляться информационные письма, подготовка которых осуществляется в соответствии со статьей 37 Регламента Счетной палаты.

6.3. В случаях установления по результатам аудита (контроля) закупок нарушений и недостатков, следствием которых является несовершенство или отсутствие соответствующих нормативных актов по регулированию отношений в сфере закупок, необходимо сформулировать и обосновать предложения о совершенствовании контрактной системы в сфере закупок для их направления в адрес соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

6.4. В соответствии со статьей 98 Закона № 44-ФЗ Счетная палата обобщает результаты осуществления деятельности по аудиту в сфере закупок, в том числе устанавливает причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливает предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизирует информацию о реализации указанных предложений и размещает в единой информационной системе в сфере закупок обобщенную информацию о таких результатах.

Для размещения в единой информационной системе обобщается информация из актов и отчетов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предметом (одним из предметов) которых являлись закупки товаров, работ, услуг за определенный период (не реже, чем ежегодно).

7. Контроль за реализацией результатов аудита в сфере закупок

7.1. Процесс контроля реализации результатов аудита в сфере закупок представляет собой обеспечение эффективной реализации предложений Счетной палаты об устранении нарушений и недостатков, выявленных в результате проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, а также необходимое информационное взаимодействие с объектами аудита (контроля) и пользователями отчета при планировании будущих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

7.2. Контроль за реализацией информационных писем Счетной палаты состоит в анализе своевременности их направления адресатам и рассмотрении полученных ответов (при их поступлении) или изучении принятых решений по материалам, указанным в этих сообщениях.

7.3. Общие вопросы контроля за реализацией результатов контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в рамках аудита в сфере закупок изложены в стандарте внешнего государственного аудита (контроля) СГА 106 «Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий».


Приложение

к стандарту внешнего государственного аудита (контроля) СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)»

Структура

раздела акта и отчета о результатах аудита в сфере закупок

1. Анализ количества и объемов закупок объекта аудита (контроля) за проверяемый период, в том числе в разрезе способов осуществления закупок (конкурентные способы, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Оценка и анализ эффективности закупок, а также соотнесение их с показателями конкуренции (количество участников закупки на один лот) при осуществлении закупок.

3. Количество и объем проверенных закупок (в разрезе способов закупок) объекта аудита (контроля).

4. Анализ организационного и нормативного обеспечения закупок у объекта аудита (контроля), включая оценку системы ведомственного контроля в сфере закупок и контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

5. Оценка системы планирования закупок объектом аудита (контроля), включая анализ качества исполнения плана закупок, плана-графика закупок.

6. Оценка процесса обоснования закупок объектом аудита (контроля), включая анализ нормирования и установления начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. Оценка процесса осуществления закупок объектом аудита (контроля) на предмет наличия факторов, ограничивающих число участников закупок.

8. Оценка эффективности системы организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля), включая своевременность действий объекта аудита (контроля) по реализации условий контракта, применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту и их влияние на достижение целей осуществления закупки.

9. Оценка законности расходов на закупки объектом аудита (контроля) в разрезе этапов закупочной деятельности (планирование, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и исполнение контрактов) с указанием конкретных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе влекущих неэффективное расходование бюджетных и иных средств и недостижение целей закупки.

10. Указание количества и объема закупок объекта аудита (контроля), в которых выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в разрезе этапов закупочной деятельности (планирование, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и исполнение контрактов).

11. Указание выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержащих признаки административного правонарушения.

12. Анализ и оценка результативности расходов на закупки (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и достижение целей осуществления закупок объектом аудита (контроля).

13. Выводы о результатах аудита в сфере закупок с указанием причин выявленных у объекта аудита (контроля) отклонений, нарушений и недостатков.