Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, направленных на переселение граждан из аварийного жилья в рамках реализации муниципальной программы «Жилище», проведенного Контрольно-счетной палатой города Волгограда.

По итогам аудита эффективности было установлено следующее.

1. Деятельность органов местного самоуправления Волгограда по использованию бюджетных средств, направленных в 2019 году на переселение граждан из аварийного жилья в рамках реализации муниципальной программы «Жилище» (далее — Программа), признана умеренно эффективной.

При этом деятельность по разработке подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» муниципальной программы «Жилище» (далее — Подпрограмма) и деятельность по организации процесса переселения граждан из аварийного жилья признаны неэффективными, что указывает на наличие проблем в этих сферах.

2. В рамках задачи аудита «Оценить качество разработки Подпрограммы» деятельность органа местного самоуправления по указанному направлению признана неэффективной.

2.1. При разработке Подпрограммы допущены нарушения требований действующего порядка разработки, реализации, мониторинга и контроля муниципальных программ, утвержденного местной администрацией:

1) целевые показатели Подпрограммы не согласованы с показателями документов стратегического планирования Волгограда:

2) установлена несогласованность показателей достижения цели, выполнения задач и отдельных показателей результативности мероприятий Подпрограммы:

  • показатели выполнения задачи «Площадь расселенных аварийных жилых домов» не согласованы с показателем достижения цели «Доля граждан, переселенных из аварийного жилья, от общего количества граждан, проживающих в аварийном жилье»;
  • показатель результативности мероприятия 2.2.5 «Площадь расселяемых жилых помещений из аварийного жилья» не согласован с показателем выполнения задачи 2.2 «Площадь расселенных аварийных многоквартирных домов в рамках реализации федерального проекта»;
  • значение показателя результативности мероприятия 2.2.6 «Количество снесенных расселенных аварийных жилых домов» не обеспечивает достижение цели Подпрограммы «Ликвидация аварийного жилищного фонда Волгограда»;

3) плановые значения ожидаемых результатов Подпрограммы не имеют обоснований:

  • не подтверждено количественное значение показателя достижения цели — 13 671 человек;
  • несколько жилых домов были включены в Подпрограмму необоснованно;
  • выявлены расхождения показателей переселения по адресам, указанным в Подпрограмме и в региональной программе;

4) отсутствует информация о порядке взаимодействия ответственного исполнителя и соисполнителей Подпрограммы в ходе ее реализации;

5) не подтверждена обоснованность части планируемых объемов затрат на реализацию Подпрограммы в период 2019–2025 годов;

6) отсутствует обоснование прогнозного объема финансирования на реализацию Подпрограммы в период 2023–2025 годов.

2.2. Результаты контрольного мероприятия выявили необходимость доработки (внесения изменения) муниципальных правовых актов (далее — МПА), регламентирующих организацию административных процедур и межведомственного взаимодействия ОМС при переселении граждан из аварийного жилья.

2.2.1. В целях определения порядка действий структурных подразделений администрации Волгограда при осуществлении процедуры переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, постановлением администрации Волгограда был утвержден Порядок взаимодействия при переселении граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее — Порядок взаимодействия, Порядок № 1345).

Установлено, что Порядок взаимодействия не определяет четкий порядок действий структурных подразделений при осуществлении процедуры переселения граждан из аварийного жилья.

2.2.2. Муниципальные правовые акты не регламентируют расчетную предельную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения. Это необходимо для определения объема финансирования мероприятий Подпрограммы, направленных на выполнение задачи 2.1 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья» (не связана с реализацией региональной программы).

При этом на региональном уровне установлен размер расчетной предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, учитываемой для определения объема финансирования при реализации региональной программы, — 42 тысячи рублей.

2.2.3. В 2019 году общий размер превышения общей площади жилых помещений в предоставленных квартирах над расселяемой площадью составил:

1) по договорам социального найма — 25%, в том числе:

  • по мероприятию 2.2.3 «Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилья в рамках реализации федерального проекта» в разрезе нанимателей варьируется от 1,6 квадратного метра до 22 квадратных метров;
  • по мероприятию 2.2.4 «Предоставление жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья в рамках реализации федерального проекта» в разрезе нанимателей варьируется от 5,2 квадратного метра до 13,8 квадратного метра;

2) по договорам мены — 18,6%, в том числе:

  • по мероприятию 2.2.3 «Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилья в рамках реализации федерального проекта» в разрезе собственников варьируется от 5 квадратных метров до 14,8 квадратного метра;
  • по мероприятию 2.2.4 «Предоставление жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья в рамках реализации федерального проекта» в разрезе собственников варьируется от 1,4 квадратного метра до 14,1 квадратного метра.

Равноценность обмениваемых жилых помещений определялась комиссией по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда на основе сопоставления их физических и экономических характеристик.

В МПА не определен предельный размер допустимого превышения общей площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам мены, над расселяемой площадью, что создает условия для необоснованно широких пределов усмотрения и риск возникновения признаков коррупциогенности.

2.2.4. В МПА не установлен порядок определения очередности расселения аварийного жилья, что вызывает риск появления У КОГО? неограниченных возможностей для изменения очередности по своему усмотрению.

3. В рамках задачи № 2 «Оценить эффективность использования бюджетных средств, направленных в 2019 году на переселение граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы» деятельность ОМС по указанному направлению признана умеренно эффективной.

3.1. В 2019 году кассовое исполнение расходов на переселение граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы составило 44,2% от утвержденных бюджетных назначений, в том числе:

  • средства областного бюджета — 42,7% от утвержденных бюджетных назначений;
  • средства местного бюджета — 74,7% от утвержденных бюджетных назначений.

3.2. По оценке самой администрации, установлена низкая эффективность реализации Программы (включая Подпрограмму) в 2019 году (6,34 балла).

При этом достигнуты следующие значения показателей результативности мероприятий Подпрограммы:

1) перевыполнен показатель достижения цели «Доля граждан, переселенных из аварийного жилья, состоящих в актуализированном списке граждан, проживающих в аварийном жилье, от общего количества граждан, состоящих в списке, проживающих в аварийном жилье». Этот показатель составил 1,5% при плановом показателе 1,1%;

2) не достигнуты плановые значения показателей выполнения задачи 2.1 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья»:

  • «Количество граждан, переселенных из аварийного жилья» составило 69,2% от плана;
  • «Площадь расселенных аварийных жилых домов» составила 75,3% от плана;

3) перевыполнены плановые значения показателей выполнения задачи 2.2 «Реализация федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»:

  • показатель «Количество граждан, переселенных из аварийного жилья в рамках реализации федерального проекта» составил 225,8% от плана;
  • показатель «Площадь расселенных аварийных многоквартирных домов в рамках реализации федерального проекта» составил 194,3% от плана.

3.3. Администрация не обеспечила достоверность данных отчета о ходе реализации Подпрограммы в 2019 году:

  • по достигнутому значению показателя достижения цели;
  • по фактическому объему финансирования в разрезе источников;
  • по достигнутым значениям показателей выполнения задач и результативности мероприятий Подпрограммы.

3.4. По результатам оценки экономности и (или) результативности расходования бюджетных средств, направленных в 2019 году на переселение граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы, установлено следующее.

По задаче 2.1 «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья»:

1) плановые показатели не достигнуты;

2) затрачен меньший объем бюджетных средств — 73,6% от плана.

По задаче 2.2 «Реализация федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»:

1) достигнуты лучшие результаты — превышение плана;

2) затрачен меньший объем бюджетных средств — 41% от плана (показатели носят временный характер, обусловлены изменением условий предоставления средств из областного бюджета).

3.5. Нарушений в части нецелевого использования бюджетных средств, направленных в 2019 году на переселение граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы, не выявлено.

3.6. В 2019 году по договорам мены жилыми помещениями переселено из аварийного жилья:

  • по мероприятию 2.2.3 «Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилья в рамках реализации федерального проекта» переселено 49 граждан из аварийного жилья общей площадью 841,8 квадратного метра в помещения общей площадью 978,7 квадратного метра;
  • по мероприятию 2.2.4 «Предоставление жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья в рамках реализации федерального проекта» переселено восемь граждан из аварийного жилья общей площадью 73,8 квадратного метра в помещения общей площадью 107,7 квадратного метра.

Помещения меньшего размера по договорам мены гражданам не предоставлялись.

3.6.1. В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, пунктом 4.4 Порядка № 1345 по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В Волгограде сложилась следующая практика переселения собственников жилых помещений по договорам мены:

  • без определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение (выкупной цены);
  • без оценки рыночной стоимости предоставляемых жилых помещений;
  • без оплаты разницы между стоимостью предоставляемых жилых помещений и выкупной ценой изымаемых жилых помещений.

Анализ практики других городских округов показал различные подходы к заключению договоров мены:

  • в Воронеже не взимается доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений;
  • в Чите и Брянске взимается доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений;
  • в Новороссийске и Уссурийске доплата взимается при предоставлении жилого помещения большей площадью.

Предоставление собственникам взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение может являться резервом сокращения расходов на переселение граждан из аварийного жилья за счет бюджетных средств (областного бюджета, бюджета города). Экономия будет возможна в случае осуществления доплаты за предоставляемое по договорам мены жилье за счет средств собственников.

3.7. Наиболее популярный у собственников помещений способ переселения граждан из аварийного жилья по соглашениям об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение (выкупа).

В 2019 году доля граждан — собственников помещений, переселенных из аварийного жилья путем выкупа, составляет 64,8% (105 человек из 162 человек), остальные собственники помещений выбрали способ переселения по договорам мены.

3.7.1. Актуальным вопросом переселения путем выкупа является стоимость одного квадратного метра изымаемых жилых помещений.

В 2019 году фактическая стоимость одного квадратного метра изымаемых жилых помещений:

  • по мероприятию 2.1.2 «Выкуп жилых помещений аварийного жилищного фонда» варьируется в диапазоне от 35,8 тысячи рублей до 45,2 тысячи рублей, в среднем составила 39,95 тысячи рублей;
  • по мероприятию 2.2.2. «Выкуп жилых помещений аварийного жилищного фонда в рамках реализации федерального проекта» варьируется в диапазоне от 21,65 тысячи рублей до 42,48 тысячи рублей, в среднем составила 34,51 тысячи рублей.

По данным Волгоградстата, средние цены реализации квартир в Волгоградской области в четвертом квартале 2019 года составили:

  • на первичном рынке — 46,26 тысячи рублей за квадратный метр;
  • на вторичном рынке — 41,59 тысячи рублей за квадратный метр.

Таким образом, с учетом цен на рынке жилья и низкой платежеспособности граждан, проживающих в аварийном жилье, сложно приобрести другое жилье на сумму полученного выкупа. В связи с этим между гражданами и органами местного самоуправления возникают судебные разбирательства по определению размера возмещения (выкупа) за изымаемые помещения.

3.8. В 2019 году по договорам социального найма переселен из аварийного жилья 41 гражданин (наниматели жилых помещений), в том числе:

  • в рамках мероприятия 2.2.3 «Приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилья в рамках реализации федерального проекта» переселено 27 граждан из аварийного жилья общей площадью 399 квадратных метров в приобретенные помещения общей площадью 491,9 квадратного метра;
  • по мероприятию 2.2.4 «Предоставление жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья в рамках реализации федерального проекта» переселено 14 граждан из аварийного жилья общей площадью 86,9 квадратного метра в помещения общей площадью 115,9 квадратного метра (за счет имеющегося жилищного фонда).

Помещения меньшего размера при переселении граждан по договорам социального найма не предоставлялись.

3.9. При проверке осуществления закупок в рамках реализации Подпрограммы (с использованием отдельных элементов аудита закупок) установлены:

1) отдельные нарушения заказчиком требований Федерального закона от № 44-ФЗ;

2) отдельные нарушения условий муниципального контракта со стороны как заказчика, так и исполнителя.

4. В рамках задачи № 3 «Оценить эффективность организации процесса переселения граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы» деятельность ОМС по указанному направлению признана неэффективной.

4.1. Между Комитетом строительства Волгоградской области и городским округом город-герой Волгоград было заключено соглашение о реализации на территории Волгограда региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее — Соглашение).

В проверяемый период в региональную программу четыре раза вносились изменения, затрагивающие первый этап ее реализации. В то же время стороны документально не оформили изменение условий Соглашения в связи с внесением изменений в региональную программу, в результате чего плановые показатели переселения, указанные в Соглашении, не соответствуют показателям региональной программы в последней редакции 2019 года в части:

  • количества домов, запланированных к расселению в 2019 году;
  • численности жителей;
  • общей расселяемой площади.

4.2. Муниципальное образование в 2019 году не выполнило обязательства, предусмотренные условиями Соглашения:

1) в срок до 31 декабря 2019 года не переселены граждане из шести многоквартирных домов, включенных в первый этап региональной программы (пункт 2.2.3 Соглашения);

2) не соблюдены требования к жилью, обозначенные в региональной программе;

3) не соблюдены требования по предоставлению ежемесячных отчетов о ходе и темпах реализации региональной программы.

4.3. В нарушение условий Подпрограммы в 2019 году не обеспечено переселение 135 граждан из аварийного жилья общей площадью 1581,5 квадратного метра.

4.4. Одной из причин нарушения сроков переселения граждан из аварийного жилья является несогласие граждан с предлагаемыми условиями переселения (район города, этаж дома, выкупная цена жилья), вследствие чего возникают судебные разбирательства.

В 2019 году сложилась следующая статистика судебных дел, связанных с переселением граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы:

1) гражданами подано 68 исков к администрации Волгограда, в том числе:

  • 60 исков о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения (выкупа);
  • восемь исков о внеочередном переселении из аварийного жилищного фонда;

2) администрацией подано 17 исков к гражданам, в том числе:

  • 12 исков о понуждении к заключению соглашения об изъятии жилого помещения с выплатой возмещения (выкупа);
  • пять исков о понуждении к заключению договоров мены.

5. На протяжении 2016–2019 годов в Волгограде не был полностью расселен ни один из аварийных многоквартирных жилых домов, соответственно, не осуществлялся их снос. При этом целью Подпрограммы является ликвидация аварийного жилищного фонда Волгограда, таким образом в 2019 году достижение показателя цели не обеспечено.