Валютный контроль должен отвечать тенденциям развития экономики

Валютный контроль должен отвечать тенденциям развития экономики

 12.08.2010       16618
Валютный контроль должен отвечать тенденциям развития экономики

Павел Высоцкий
В условиях мирового экономического кризиса, затронувшего и Россию, совершенствование государственного контроля за осуществлением валютных операций приобрело особую актуальность. О деятельности единственного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на осуществление функции органа валютного контроля, рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Павел Андреевич ВЫСОЦКИЙ.

— Павел Андреевич, на что была направлена деятельность Росфиннадзора в минувшем году и какие задачи стоят на 2010 год в сфере валютного контроля?

— В рамках исполнения государственной функции по валютному контролю Росфиннадзор и его территориальные органы в 2009 году решали задачи по выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Особое внимание было уделено повышению эффективности методов контроля. Надо сказать, что положительные результаты в значительной степени достигались благодаря взаимодействию с Банком России, а также агентами валютного контроля: ФНС России, ФТС России и коммерческими банками.

Что касается 2010 года, то мы продолжаем работу по анализу и обобщению информации, связанной с вопросами, возникающими в области применения отдельных норм валютного законодательства, а также проблемами, которые появляются при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ.

Мы отчетливо понимаем, что валютное законодательство должно учитывать новые явления и тенденции в экономике, вызванные мировым финансовым кризисом. Поэтому нам предстоит рассмотреть возможность использования таких инструментов, как:

  • изменение порядка осуществления валютного контроля за трансграничными переводами валюты РФ между резидентами;
  • создание системы отслеживания и противодействия заключению фиктивных внешнеторговых контрактов, что потребует более четкой и отлаженной системы сбора и анализа информации о валютных операциях, а также принятия ряда мер валютного регулирования;
  • установление дополнительных требований к режиму счетов резидентов в банках, расположенных за пределами России.

В целях совершенствования системы контроля за соблюдением валютного законодательства Росфиннадзор повышает степень автоматизации процессов структурирования, систематизации, хранения и обработки информации. Помимо создания единой базы данных в качестве важнейшей составной части информационной системы Росфиннадзора эти мероприятия включают в себя внедрение программного продукта, позволяющего проводить анализ всей поступающей информации. Данное программное обеспечение поможет осуществлять аналитическую работу с информацией, содержащейся в базе данных Росфиннадзора по валютному контролю, с целью выявления типовых ситуаций, тенденций, а также прогнозирования в валютной сфере и принятия оптимальных управленческих решений.

Если говорить в целом, то деятельность Росфиннадзора в части валютного контроля будет ориентирована на совершенствование методов осуществления валютного контроля, дальнейшее развитие взаимоотношений с Банком России и агентами валютного контроля и выработку новых, отвечающих тенденциям развития экономики, подходов к осуществлению проверочных мероприятий.

— Сколько контрольных мероприятий в валютной сфере провел Росфиннадзор в 2009 году и каковы их результаты?

— В 2009 году Росфиннадзор и его территориальные органы провели 11 362 проверочных мероприятия, из которых 89 процентов (10 196) составляют оперативные контрольные мероприятия. То есть проверки, которые проводились по сообщениям (информации) о нарушениях актов валютного законодательства РФ, поступившим от Банка России, агентов валютного контроля, правоохранительных органов, юридических и физических лиц. Плановых же проверок было проведено 1166. По результатам плановых и оперативных мероприятий было возбуждено 21 622 дела об административных правонарушениях и вынесено 16 971 постановление о назначении наказания.

Необходимо отметить, что в 2008–2009 годах число плановых проверочных мероприятий было снижено. Это напрямую связано с реализацией Указа Президента РФ от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Соблюдая положения президентского Указа, мы сосредоточили все усилия на пресечении правонарушений в сфере валютного законодательства, информация о которых поступает в Росфиннадзор.

Нельзя не сказать о том, что эффективной реализации Росфиннадзором функций по валютному контролю способствует налаженное взаимодействие с Банком России, таможенными и налоговыми органами. Так, одной из форм взаимодействия Росфиннадзора с агентами валютного контроля является реализация полученных от агентов валютного контроля (ФТС России, ФНС России) протоколов об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». В 2009 году в Росфиннадзор от налоговых органов поступило 6226 протоколов об административных правонарушениях, от таможенных органов — 16 603 протокола (см. табл. 1). Стоит заметить, что по сравнению с 2008 годом произошло увеличение количества протоколов: от ФНС России на 61 процент, от ФТС России на 88 процентов.

Таблица 1. Результаты контрольных мероприятий Росфиннадзора

Вид проверочных мероприятий Год Проверено организаций Возбуждено дел об административных правонарушениях Вынесено постановлений о назначении административного наказания
Плановые проверочные мероприятия, включая централизованные Задания 2009 1 166 5 400 3 935
2008 1 432 3 053 2 462
2007 1 863 5 660 4 534
Динамика 2009/2008 (%) -19 +77 +60
Оперативные проверочные мероприятия по сообщениям, информации (включая реализацию информации, получаемой от Банка России) 2009 10 196 16 222 13 036
2008 5 505 6 497 4 458
2007 2 031 3 106 2 308
Динамика 2009/2008 (%) +85 +150 +192
Реализация протоколов ФНС России
2009 6 262 - 3 430
2008 3 889 - 1 686
2007 2 161 - 836
Динамика 2009/2008 (%) +61 - +103
Реализация протоколовФТС России 2009 16 603 - 13 102
2008 8 852 - 6 029
2007 7 156 - 4 753
Динамика 2009/2008 (%) +88 - +117
Итого 2009 34 227 21 622 33 503
2008 19 678 9 550 14 635
2007 13 211 8 766 12 431
Динамика 2009/2008 (%) +74 +126 129

— Павел Андреевич, на ваш взгляд, каковы основные причины нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования?

— Основными причинами нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования являются, во-первых, низкий уровень внутреннего контроля у участников ВЭД по соблюдению требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Во-вторых, Банк России установил новые более короткие сроки представления подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, и резиденты не успели перестроиться под более жесткие требования. Кстати, мы обсудили с Банком России эту проблему и пришли к выводу, что не во всех случаях такое ужесточение оправданно. По нашему предложению Банк России готовит соответствующие изменения своих инструкций. В-третьих, обстоятельства, связанные с личностью правонарушителя, а именно недостаточная квалификация и низкий образовательный уровень, игнорирование и пренебрежительное отношение к закону.

В ряде случаев причины совершения правонарушений связаны с несовершенством самого валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Так, например, в области совершения валютных операций между резидентами, а также валютных операций в наличной форме положения Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» допускают неоднозначную трактовку, что приводит к совершению нарушений со стороны резидентов и нерезидентов и одновременно определяет отрицательную судебную практику в отношении вынесенных постановлений о наказании. Положения статьи 19 Закона № 173-ФЗ о соблюдении контрактных сроков совершения расчетов сформулированы без учета возможного многообразия изложения условий о сроках в контрактах, а зачастую и отсутствия в контракте этих условий. Нами подготовлены и направлены в Минфин России предложения по урегулированию проблем, связанных с отсутствием в большинстве внешнеторговых контрактов сроков исполнения обязательств.

Отдельной проблемой являются «фирмы-однодневки» — заведомо неплатежеспособные юридические лица. Такие «призраки», как правило, отсутствуют по месту государственной регистрации, не обладают имуществом, не ведут финансово-хозяйственную деятельность, их учредителями и директорами являются номинальные лица. Зачастую их деятельность сводится к тому, чтобы принести в банк для обоснования перевода денег за границу несколько фиктивных таможенных деклараций. Понятно, что это только один из незаконных видов деятельности, для которых создаются такие юридические лица. Важно, что сегодня есть уже не только понимание необходимости комплексного решения проблемы совместными усилиями целого ряда государственных органов, но и проработан ряд принципиальных мер по противодействию этому явлению. Росфиннадзор активно участвует в этой работе.

— Павел Андреевич, можно констатировать, что нарушения, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить? Какие профилактические мероприятия по предупреждению нарушений валютного законодательства проводит Росфинанадзор?

— Предупреждение нарушений в валютной сфере является одним из приоритетных направлений деятельности Росфиннадзора как органа валютного контроля. Это относится и к деятельности агентов валютного контроля, поскольку все мы понимаем, что комплекс упреждающих мер воздействия способствует минимизации правонарушений в валютной сфере. В 2009 году большое внимание было уделено направлению в адрес участников ВЭД писем, предупреждающих о наличии в их действиях признаков нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Также были направлены письма в уполномоченные банки с просьбой обратить внимание на соблюдение клиентами сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Как я уже говорил, зачастую правонарушения связаны не только с незнанием действующего законодательства, но и с отсутствием у многих юридических лиц четко организованного механизма внутреннего контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности. В связи с этим Росфиннадзор и его территориальные органы активно проводят разъяснительную работу с участниками ВЭД. В целях формирования у последних необходимых знаний для создания механизмов, позволяющих обеспечить надлежащий внутренний контроль за соблюдением требований валютного законодательства, Росфиннадзор проводит в субъектах Федерации совещания по вопросам и проблемам, связанным с валютным контролем. Также организуются семинары, круглые столы и брифинги с участием представителей бизнес-сообщества по вопросам, возникающим в области применения отдельных норм валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Особую роль при предупреждении нарушений в валютной сфере играют уполномоченные банки, поскольку они являются агентами валютного контроля и могут оказывать своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, консультационные услуги. К тому же уполномоченные банки владеют информацией о внешнеэкономических операциях участников внешнеэкономической деятельности и расчетах по ним и могут анализировать и предупреж­дать нарушения, выявлять типичные ошибки в действиях клиентов банков. В связи с этим огромное значение приобретает взаимодействие Росфиннадзора с уполномоченными банками, основной целью которых и является проведение мероприятий предупредительного характера в виде информирования клиентов о составе и сроках представления документов, необходимых для учета валютных операций, а также напоминания клиентам об истечении сроков представления таких документов. Кроме того, уполномоченные банки могут разъяснять своим клиентам вопросы применения валютного законодательства, информировать об изменениях. Так, ряд банков на постоянной основе проводит консультации по вопросам применения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, регулярно информирует клиентов об изменениях валютного законодательства, о разъяснениях Банка России, Росфиннадзора, таможенных и налоговых органов и т. д. Некоторые банки проводят обучение своих клиентов, размещают на сайтах и стендах информацию о сроках представления документов и т. д.