Эксперты призывают к изменению государственной политики в сфере контроля и надзора

Эксперты призывают к изменению государственной политики в сфере контроля и надзора

 04.05.2017       661
Эксперты призывают к изменению государственной политики в сфере контроля и надзора

В последнее время представители бизнеса все чаще жалуются на начисление дополнительных налогов из-за формальных нарушений, причем вышестоящие инстанции встают на сторону налоговой. Федеральная налоговая служба (ФНС) проинструктировала своих инспекторов и поручила ослабить давление на бизнес и перестать доначислять налоги за формальные нарушения.

А авторы «Стратегии роста» — среднесрочной программы экономического развития, подготовленной по поручению президента Владимира Путина, — выступают за снижение числа проверок вообще.

Руководство Федеральной налоговой службы обратилось с письмом к своим сотрудникам, в котором, к примеру, говорится, что инспектор не должен обращать внимание на такие незначительные нюансы, как неверная подпись в документах или еще что-то в этом роде. Главное — реальность операции, например, получила ли компания товары или услуги, призывает ФНС. Об этом сообщает издание «Ведомости» со ссылкой на документ.

Проблема начисления дополнительных налогов из-за тех или иных нарушений, действительно, существует. Вероятно, так называемые налоговые доначисления и не являются критическими по своим объемам, но это сильно отвлекает от управления. К тому же речь идет не только о ФНС, есть еще ряд других проверяющих органов, которые действуют в том же ключе.

В письме ФНС дает инструкцию, как определять необоснованность налоговой выгоды, например незаконное получение вычета по НДС. Впервые ее определение дал Высший арбитражный суд (ВАС) в 2006 г., но после его объединения с Верховным судом решения снова стали выноситься по-разному. Замруководителя ФНС Сергей Аракелов (курирует судебный и досудебный блоки) объясняет появление письма ростом числа дел, пересмотренных службой в досудебном порядке. Еще одним поводом стали определения Верховного суда (ВС) в конце 2016 г. — начале 2017 г. (например, что из-за дефектов подписей при реальности операции нельзя доначислить налоги — «Ведомости»). Но даже ВС не смог изменить практику, вспоминает Щекин. В разных регионах она разная, признает Аракелов: письмо должно стать ориентиром для формирования единых подходов в судах.

В письме Федеральная налоговая служба дает четкое определение: допрос или экспертиза почерка на документах не могут сами по себе быть основаниями для доначислений. Главное — была ли на самом деле выполнена работа именно контрагентом, если компанию подозревают в том, что она знала о нарушении.

Стоит отметить, что различного рода проверки в России выходят за рамки нормального, и именно это является одной из главных причин ухудшения инвестиционного климата. Напомним, в начале этого года одна из крупнейших компаний страны (Rusal) предупредила инвесторов об ухудшении инвестклимата.

Особое внимание этой проблеме уделяют авторы «Стратегии роста» — среднесрочной программы экономического развития, подготовленной по поручению президента Владимира Путина. В частности, отмечается, что в России действует бесчисленное множество обязательных требований к предпринимателям, и эти требования используются для привлечения к ответственности, вымогательства платных услуг, а не для повышения качества и безопасности продукции, производственных процессов.

Количество требований постоянно растет. Согласно опросу, выполненному по заказу Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с 21 по 31 марта 2016 г., каждый третий предприниматель ответил, что тратит на соблюдение обязательных требований более 20% от выручки, каждый четвертый — от 10% до 20%. Более половины опрошенных зафиксировали рост административной нагрузки за 2016 г. Избыточные проверки мало того что неэффективны, так как основная задача — наказать, а не предотвратить, так еще и их огромное число приводит к росту коррупционной составляющей.

Целью «Стратегии роста» является создание условий для роста экономики посредством повышения качества среды ведения предпринимательской деятельности в части исключения необоснованного и избыточного административного давления на бизнес.

Авторы «Стратегии роста» выделяют два основных этапа.

Этап 1: восстановление экономического роста (2017–2019 гг.). На первом этапе необходимо реализовать пакет мер, нацеленных на радикальное сокращение количества проверок и приведение системы государственного регулирования в отраслях экономики к современным мировым стандартам.

Этап 2: выход на высокие темпы и качество экономического роста (2020–2025 гг.). На втором этапе следует реализовать решения, направленные на качественное изменение государственной политики в сфере контроля и надзора, переориентировав ее на профилактику и предупреждение возможных нарушений.

262017.640xp.jpg

Перечень мер для достижения поставленных целей достаточно внушительный, включает в себя как ужесточение ответственности для контролирующих органов, так и введение публичного KPI, то есть объективной меры выполнения реформ. Кроме того, предлагается выстроить эффективную и простую систему правовосстановления (возмещение ущерба) за счет средств, выделенных органам власти, нацеленную на компенсацию издержек бизнеса и граждан.

Источник: «Вести. Экономика»