Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Оценка регулирующего воздействия сэкономила бизнесу 150 млрд рублей

 12.11.2017       674
Оценка регулирующего воздействия сэкономила бизнесу 150 млрд рублей

Механизм ОРВ подобен удару гильотины, он позволяет предотвратить появление правил, ведущих к необоснованным расходам предпринимателей. В среднем каждый третий проект нормативного акта содержит избыточные и затратные требования для организаций, рассказали в пресс-службе Минэкономразвития. По оценкам экспертов, общий ущерб бизнеса от действующих абсурдных требований законов может составлять до 7% ВВП, или 7 трлн рублей в год.

За восемь лет работы оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на проекты правительственных и региональных документов подготовлено более 8 тыс. заключений. Из них в прошлом году — 1130, они сэкономили бизнесу 150 млрд рублей, отметили в Минэкономразвития. В предыдущие годы ОРВ сберегла предпринимателям примерно такую же сумму, добавили в ведомстве.

Например, механизм позволил отказаться от возможного появления программы МЧС по обучению мерам пожарной безопасности. Это сэкономило 1 млрд рублей бизнесу и 3 млрд рублей — государству. Также было отвергнут проект постановления о переоснащении железнодорожного подвижного состава дополнительным оборудованием. Суммарные затраты на него могли бы составить более 31 млрд рублей, сказали в Минэкономразвития.

ОРВ позволяет бизнесу реально участвовать в обсуждении проекта акта, отметил глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. Однако он уверен, что для решения проблем с нормами, введенными еще до появления в стране оценки регулирующего воздействия, необходима регуляторная гильотина, о которой на Гайдаровском форуме говорил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Глава правительства действительно недавно поручил для снятия барьеров с бизнеса разработать «дорожную карту» и к 1 февраля следующего года провести инвентаризацию контрольно-надзорных требований — это и есть так называемая регуляторная гильотина. Дмитрий Медведев даже привел пример абсурдного требования из санитарно-эпидемиологического надзора к приготовлению омлета.

— Есть требование, оно сохраняется, к организациям общественного питания — по проверке высоты смеси яиц при приготовлении омлета, — рассказал глава кабмина. — Дословно это звучит таким образом: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на 8–10 минут». Иначе жарить нельзя. Таких абсурдных требований, в общем, предостаточно.

Еще один распространенный пример избыточного регулирования, напрямую влияющего на затраты бизнеса, — согласование с властями открытия летней террасы ресторана, делится практикой юрист международной фирмы Duvernoix legal Елена Волкова. Чтобы открыть «летник», например, в Петербурге, необходимо согласовывать его схему со специальным комитетом по использованию и охране памятников архитектуры, регистрировать как отдельное подразделение в налоговой, оформлять еще одну лицензию на торговлю алкоголем и многое другое.

Сегодня насчитывается более 9 тыс. нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к предпринимателям, отмечали ранее в Минэкономразвития. Их планируется переоценить с участием экспертов, контролеров и регуляторов, а также предпринимательского сообщества. Не пересмотренные требования признают утратившими силу, а затем отменят. При этом риски того, что все старые запросы к бизнесу окажутся не измененными, будут исключены, добавляли в ведомстве.

Избыточное регулирование — это одно из основных препятствий для роста инвестиций, полагает замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. По его оценке, издержки предпринимателей из-за неэффективных и сомнительных норм составляют приблизительно 1% ВВП, или 1 трлн рублей ежегодно. С одной стороны, на это влияет целый пласт устаревших норм, действующих еще с советских времен, с другой — появление непродуманных новых, причем на всех законодательных уровнях.

По подсчетам ассоциации «Опора России», ущерб от излишнего регулирования для экономики в целом может быть и выше — до 7–7,5% ВВП, сообщила «Известиям» вице-президент организации Марина Блудян. По ее словам, практически на все аспекты предпринимательской деятельности установлены нормативы. Как их соблюдение, так и несоблюдение ведет к издержкам бизнеса.

СПРАВКА

Оценка регулирующего воздействия — это экспертиза новых законодательных актов, позволяющая исключать нормы, ведущие к необоснованному росту расходов бизнеса и государства. Под действие ОРВ подпадают сферы госнадзора, требования к продукции и ее производству, безопасности, а также все новые акты, предполагающие возникновение существенных расходов у предпринимателей. Оценку проводят как на федеральном уровне, так и в регионах.

Источник: «Известия»

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений