Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Полномочия расширены. Эффективность есть

В статье вниманию читателей представлен опыт городского округа Самара в организации предварительного финансового контроля в сфере закупок. Обозначены проблемы, пути их решения.

Дмитрий Анатольевич ЯКОВЕНКО,
руководитель управления финансового контроля Департамента финансов и экономического развития администрации городского округа Самара, профессор

В статье вниманию читателей представлен опыт городского округа Самара в организации предварительного финансового контроля в сфере закупок. Обозначены проблемы, пути их решения.

Органы внутреннего финансового контроля в соответствии со статьями 265, 269.1, 269.2 Бюджетного кодекса РФ осуществляют, как правило, последующий контроль. Фиксация в акте контрольного мероприятия уже совершенных неэффективных, нецелевых и неправомерных затрат, средства по многим из которых чаще всего невозможно уже вернуть в бюджет, не приводит к экономии бюджетных ресурсов. А именно эта задача становится первоочередной в ситуации кризиса и дефицита денежных средств.

В связи с этим и в рамках мероприятий по противодействию коррупции и повышению эффективности бюджетных расходов по указанию главы городского округа Самара в целях улучшения результативности работы расширены полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля.

Экспертиза обоснованности расчета начальной цены и выборочные проверки

В марте 2015 года по указанию главы Самары был разработан план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в городе на 2015 год, который в дальнейшем был принят и на 2016 год.

В соответствии с пунктом 4.13 плана мероприятий до выхода на торги все заказчики обязаны представить в управление финансового контроля локальные ресурсные расчеты, служащие обоснованием начальной цены контракта по выставляемой на торги закупке, если стоимость работ превышает 5 миллионов рублей, для проведения экспертизы обоснованности Н(М)ЦК.

Важно

Если стоимость закупаемых работ превышает 5 миллионов рублей, все самарские заказчики до выхода на торги обязаны представить в управление финансового контроля города локальные ресурсные расчеты, служащие обоснованием начальной цены контракта по выставляемой на торги закупке для проведения экспертизы обоснованности.

В 2015 году в рамках исполнения этого поручения сотрудники управления финансового контроля перед осуществлением закупки заказчиком проверили проектно-сметную документацию на проведение капитального и текущего ремонта стоимостью более 5 миллионов рублей на общую сумму 2,48 миллиарда рублей (с апреля по декабрь проведено 25 контрольных мероприятий). Выявлено завышений сметной стоимости на сумму 38,11 миллиона рублей. За первое полугодие 2016 года проверена проектно-сметная документация на общую сумму 1,6 миллиарда рублей. Завышения составили 17,3 миллиона рублей.

Муниципальным заказчикам направлены соответствующие заключения с требованиями снижения стоимости закупки. Неисполнение предписания управления финансового контроля по снижению начальной цены контракта может служить основанием для привлечения руководителя учреждения (структурного подразделения администрации) к ответственности.

Уход от торгов

В 2015 году некоторые спортивно-образовательные учреждения для ухода от конкурсных процедур дробили работы и услуги, заключая договоры на медицинское обследование обучающихся отдельно на сдачу каждого анализа и обследование у каждого специалиста, а также отдельные договоры на ремонт каждого из имеющихся в учреждении санузлов и тому подобное.

В соответствии с пунктом 4.14 плана мероприятий на управление финансового контроля были возложены полномочия по осуществлению мониторинга и выборочных обследований по договорам, заключенным муниципальными учреждениями вне торгов (стоимостью до 100 и 400 тысяч рублей). Все получатели бюджетных средств обязаны ежеквартально представлять в управление копии всех договоров, заключенных вне торгов. Общая сумма потраченных таким образом средств бюджета практически равна сумме средств, которые проходят через процедуру закупок в соответствии с Федеральными законами № 44‑ФЗ и 223‑ФЗ. Конечно, проверить полностью все заключенные контракты невозможно. Вместе с тем выборочные проверки выявляют факты нарушения законодательства о закупках. Прежде всего это попытки дробления работ и услуг.

Дополнительные полномочия по проверке фактически выполненных СМР

В связи с тем что в рамках исполнения строительно-монтажных работ (СМР) допускается внесение изменений как в виды работ, так и в объемы и стоимость контракта, на рабочем совещании администрации городского округа в августе 2015 года управлению финансового контроля дополнительно были переданы полномочия по проверке фактически выполненных строительно-монтажных работ по контрактам со стоимостью работ свыше 5 миллионов рублей до момента их приема заказчиком. Так как муниципальные контракты содержат сроки приема выполненных работ и подписания специальных форм КС-2, регламентом проведения данного вида проверок установлен максимальный срок контрольного мероприятия (обследования) и выдачи заключения — пять рабочих дней. Именно положительное заключение служит основанием для проведения казначейством оплаты принятых СМР.

За 2015 год осуществлена проверка объемов выполненных работ по актам о их приемке на сумму 2,1 миллиарда рублей (с сентября по декабрь проведено 134 контрольных мероприятия). В ходе проведения выездных проверок установлены завышения объемов выполненных работ, указанных в актах об их приемке, на общую сумму 85,17 миллиона рублей.

Эффективность в цифрах

Предварительный финансовый контроль позволяет существенно экономить бюджетные ресурсы. Штатная численность управления финансового контроля Самары 14 человек, на каждого работника управления за 2015–2016 годы приходится в среднем 10,59 миллиона рублей сэкономленных средств городского бюджета.

За первое полугодие 2016 года осуществлена проверка объемов выполненных работ по актам об их приемке на сумму 732,31 миллиона рублей (проведено 81 контрольное мероприятие). В ходе выездных проверок установлены завышения объемов выполненных работ, указанных в актах об их приемке, на общую сумму 7,66 миллиона рублей.

Выявление коррупциогенных факторов

Одной из регулярно встречающихся форм нарушения законодательства является использование инсайдерской информации. Например, в 2015 году Управление финансового контроля в рамках проведения контроля за выполнением работ по ремонту многоквартирных домов в соответствии с государственной программой Самарской области «Содействие развитию благоустройства территорий муниципальных образований в Самарской области на 2014–2018 годы» департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации Самары выявило ряд коррупциогенных факторов.

Постановлением администрации города от 23 октября 2015 года № 1166 утвержден порядок предоставления субсидий за счет бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения указанными лицам затрат в связи с проведением отдельных видов работ по ремонту многоквартирных домов на территории городского округа. Субсидии предоставлялись на безвозмездной и безвозвратной основе департаментом жилищно-коммунального хозяйства на возмещение затрат по ремонту подъездов и фасадов многоквартирных домов на территории Самары.

В соответствии с пунктом 4 порядка критерием отбора юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидий являлось выполнение отдельных видов работ по ремонту многоквартирных домов в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. В ходе контрольных мероприятий из бесед с жильцами домов было установлено, что выбор подрядчиков фактически осуществлялся не жильцами на общем собрании, а управляющими компаниями и департаментом ЖКХ.

Теперь в Самаре заказчики аварийных работ независимо от их стоимости должны до подписания актов приема-сдачи предоставлять на экспертизу в управление финансового контроля сметную и исполнительную документацию по этим работам

Решением Думы городского округа Самара от 27 августа 2015 года № 594 утверждены бюджетные ассигнования на 2015 год по разделу 05, подразделу 01 целевой статьи расходов 9900000, виду расходов 630 классификации расходов на сумму 40 миллионов рублей, в том числе средства вышестоящих бюджетов 20 миллионов рублей в целях возмещения затрат в связи с проведением отдельных видов работ по ремонту многоквартирных домов на территории города.

В ходе проведения контрольных мероприятий от жильцов домов поступила информация, что ряд объектов подрядчики начали ремонтировать еще в мае 2015 года. Управляющие компании, получив инсайдерскую информацию о том, что будут выделяться данные денежные средства, фактически использовали ее для уклонения от процедуры конкурсного размещения муниципального заказа, что может быть признано коррупциогенным фактором.

Результатом данной работы явилось решение главы городского округа о смене руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства.

Все по плану

В связи с тем что контрольными полномочиями в Самаре наделено несколько подразделений администрации городского округа, а также администрации внутригородских районов города, главой города 5 сентября 2016 года был утвержден план мероприятий по повышению качества работы подразделений, осуществляющих контрольные функции в городском округе. За управлением финансового контроля закреплена в том числе и функция по анализу и обобщению отчетов подразделений. Что касается совершенствования контрольной работы, то, к примеру, теперь заказчики аварийных работ независимо от их стоимости должны до подписания актов приема-сдачи предоставлять на экспертизу в управление финансового контроля сметную и исполнительную документацию по этим работам. Эта мера необходима, потому что часто получатели бюджетного финансирования намеренно уклоняются от процедуры торгов и оформляют недостоверные документы о якобы произошедших авариях, а также включают в сметы те виды работ, которые не могут быть отнесены к работам по ликвидации аварии. В 2016 году управлением был выявлен ряд попыток завышения локальных ресурсных расчетов стоимости аварийных работ. Кроме того, контролю со стороны управления с 1 октября 2016 года стали подвергаться как локальные ресурсные расчеты (до выхода на торги) по закупке работ от 3 миллионов рублей, так и проекты актов приема-сдачи СМР со стоимостью работ от 3 миллионов рублей.

Пожар все спишет?

После пожара на крыше одного многоэтажного дома имела место попытка управляющей компании отнести к аварийным работы по замене металлических входных дверей в подъездах, почтовых ящиков, расположенных на первом этаже дома, и другие, которые могли привести к удорожанию аварийных работ на 40%.

***

После падения дерева на крышу здания спортивно-образовательного учреждения подрядчик включил в аварийные работы дезинфекцию чердака от голубиного помета с удорожанием работ более чем на 50%.


Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено