Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Определяем как нецелевку

Если должностные лица направляют бюджетные средства на цели, которые противоречат целям их предоставления, то контролирующий орган признает такие расходы нецелевым использованием бюджетных средств. Для того чтобы корректно квалифицировать выявленное нарушение, необходимо проверять, соответствуют ли расходы тем направлениям использования средств, которые указаны в документах — основаниях для их выделения.

Антон Анатольевич Кальков, начальник Службы финансового надзора Республики Крым

Понятие «нецелевое использование бюджетных средств» закреплено в пункте 1 статьи 306.4 БК РФ. При этом действия участников бюджетного процесса (финансового органа, ГРБС, РБС, ПБС) проверяющие могут квалифицировать как бюджетное правонарушение в целях применения бюджетных мер принуждения, которые предусмотрены статьей 306.4 БК РФ.

Штрафы и БМП

В качестве примера рассмотрим результаты проведенного специалистами Службы финансового надзора Республики Крым (далее — Служба) контрольного мероприятия, в ходе которого выявлены расходы, не предусмотренные государственной программой. Специалисты Службы установили факт расходования бюджетных средств, предоставленных из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования в рамках субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», не по целевому назначению.

В составе указанного трансферта были предусмотрены средства на мероприятие «Разработка научно-проектной документации по объекту культурного наследия „Лестницы Большие и Малые“ середина XIX века, конец XIX века». Согласно заключенным соглашениям предоставление субсидии имело целевой характер.

Муниципалитет заключил контракт на разработку научно-проектной документации по объекту «Лестницы Большие и Малые». Однако в техническое задание и смету к нему было включено дополнительно два объекта: «Часовня Стемпковского» и «Музей древностей Айвазовского». Эти объекты не входят в перечень объектов, подлежащих реконструкции, капитальному ремонту и реставрации в рамках подпрограммы «Сохранение объектов культурного наследия Республики Крым» государственной программы Республики Крым «Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым» на 2017–2020 годы.

Нормы закона

Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным:

  • законом (решением) о бюджете;
  • сводной бюджетной росписью;
  • бюджетной росписью;
  • лимитами бюджетных обязательств;
  • бюджетной сметой;
  • договором (соглашением);
  • правовым актом, являющимся основанием предоставления бюджетных средств.

Таким образом, в нарушение статьи 306.4 БК РФ должностные лица муниципального образования допустили нецелевое использование средств субсидии из бюджета Республики Крым на проведение разработки научно-проектной документации по объектам, реконструкция которых не предусмотрена программой, на общую сумму 10 миллионов рублей. За нецелевое использование бюджетных средств, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, Служба привлекла муниципальное образование к административной ответственности в виде штрафа размером 500 125,88 рубля. Муниципальное образование в установленные сроки штраф не уплатило, поэтому Служба составила в отношении него протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Решением суда муниципальное образование привлечено к административной ответственности с назначением штрафа в размере 1 000 251,76 рубля. По факту нецелевого использования бюджетных средств было направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения в соответствии со статьями 269.2, 306.2 Бюджетного кодекса. Средства возвращены муниципальным образованием в бюджет Республики Крым в полном объеме.

Материалы переданы в правоохранительные органы

Кроме того, Служба установила, что в ходе разработки научно-проектной документации по объекту «Лестницы Большие и Малые» необоснованно проведены археологические исследования, а также необоснованно оплачены непроведенные работы.

Так, в отчете ООО «Крымский региональный центр археологических исследований» о проведении научно-исследовательских археологических полевых работ (шурфовок) по объекту культурного наследия «Лестницы Большие и Малые» указано, что работы осуществлялись в форме визуального осмотра пеших маршрутов в районе реконструируемых объектов, так как проведение шурфовок было признано нецелесообразным. Вместе с отчетом о проведении шурфовок по объекту культурного наследия «Лестницы Большие и Малые» предоставлено разрешение (открытый лист) на право проведения археологических полевых работ на территории объекта культурного наследия федерального значения «Архитектурно-археологический комплекс „Древний город Пантикопей“», город Керчь Республики Крым. Согласно данным отчета в границы объекта культурного наследия «Древний город Пантикопей» и границы территории ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» заканчиваются перед Большой лестницей. Согласно плану-схеме проведенного археологического шурфирования на территории архитектурно-археологического комплекса «Древний город Пантикопей» проведено только пять шурфов, остальные 12 шурфов вне этой территории. Фактически согласно предоставленному Службе отчету по комплексным научным исследованиям с их описанием и фотоматериалом произведено только 17 шурфов на общую сумму 923,58 тысячи рублей. В предоставленные же контролерам акты выполненных работ включено 36 шурфов на общую сумму 1955,82 тысячи рублей. Таким образом, установлено, что в акты выполненных работ необоснованно включены и предоставлены к оплате работы по производству 19 археологических исследований на сумму 1032,24 тысячи рублей.

Информация о результатах проверки направлена в правоохранительные органы.

Ваш комментарий:*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено