Счетная палата намерена внести ограничения в систему закупок товаров и работ, предназначенных для потребностей госкомпаний. Предлагается два вида поправок. Во-первых, запретить пользоваться услугами поставщиков, подчиненных иностранным лицам. Во-вторых, сузить круг оснований, при которых допускается закупка у единственного поставщика.
По результатам мониторинга системы государственных и корпоративных закупок за 9 месяцев 2015 года представители Счетной палаты выявили следующие затруднения.
Разнообразие форм закупок, множество электронных торговых площадок и дополнительные финансовые траты создают условия, при которых возможность участия в торгах сокращается, а также ограничивают конкуренцию. Вследствие этого экономия за I полугодие 2015 года от госзакупок достигла 7%, а от контрактной системы госкорпораций всего лишь 0,5%.
Согласно данным Счетной палаты, за I полугодие 2015 года конкуренция по закупкам госкомпаниями составила 1,59 заявки на один лот. Причем 49% закупок производятся у единственного поставщика. В отношении госзакупок уровень конкуренции исчисляется в 2,92 заявки на один лот. Причина в недоработке и неоднозначности норм закона о закупках госкомпаний. В соответствии с ним, компании закупают товары и услуги в рамках положений о закупках, которые они принимают самостоятельно.
Ревизоры выявили названные нарушения у десятка компаний. К примеру, нет конкретного списка оснований, по которым можно заключать договора с единственным поставщиком у «Уралвагонзавода», «Почты России», «Роснано» и др. Нет методики обоснования максимальной цены закупок у «Уралвагонзавода», «Ростеха», АХК «Сухой», «Росморпорта», «Транснефти». Кроме этого, были обнаружены факты, когда госкомпании заключали договора на оказание услуг с организациями, подконтрольными иностранным лицам. Поэтому Счетная палата считает необходимым внести в закон о закупках госкомпаний изменений в части заключения контрактов с единственным поставщиком и с организациями, которые контролируют иностранные лица.