Минэкономразвития России проанализировало результаты функционирования системы закупок в рамках Федерального закона №
Наибольший объем договоров был зафиксирован в IV квартале 2015 года, в декабре размер договоров исчислялся в 3 175 млрд рублей. Это тенденция продиктована тем, что заказчики заключают соглашения со сроком исполнения 1 января следующего года (услуги охраны, коммунальные, клининговые услуги и др.). Помимо этого, заказчики планируют финансовую деятельность на год и к завершению года у них остаются неизрасходованные средства, которые они пытаются израсходовать в этом году.
Величина процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) подросла на 23% по сравнению с 2014 годом и составила 23,1 трлн рублей, или более 30% ВВП. На долю крупнейших заказчиков приходится 70% всех закупок. На неконкурентной основе совершается свыше 95% закупок. Среди них закупки у единственного поставщика (более 40%), закупки с применением «иных способов» (свыше 55% от общего объема закупок в 2015 году). Всего лишь 3,3% закупок организуются путем проведения конкурсов и аукционов. К способам закупок в Законе №
Проверка выявила изрядные несоответствия в сведениях о планируемых закупках и заключенных договорах. Каждый
Большая доля участия в закупках крупных заказчиков показывает недоступность закупок для малого и среднего предпринимательства. Небольшой спрос закупок поставщиками подтверждается снижением числа подаваемых заявок на торги с 1,3 (2014 год) до 1,2 (2015 год).
Величина заключенных договоров
В 2015 году заказчиками заключено договоров на сумму свыше 18,9 трлн рублей, среди которых:
- по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) — общим объемом более 10 трлн. рублей (53,2% от общего объема);
- по результатам закрытых закупок, сведения о которых составляют государственную тайну или в отношении которых Правительством РФ приняты решения о неразмещении сведений о них на официальном сайте — общим объемом более 333,7 млрд. рублей (1,8% от общего объема);
- по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства — общим объемом 1 605,8 млрд. рублей (8,5%).
Электронные торговые площадки
По состоянию на 31 декабря 2015 года с официальным сайтом интегрировано 163 электронные торговые площадки. Размер закупок, проведенных с использованием ЭТП, составил свыше 5,4 трлн. руб., или 23% от общего объема закупок в 2015 году. По сравнению с 2014 году наблюдается тенденция роста закупок в электронной форме на 1,7 трлн. рублей. А через три крупнейшие электронные площадки проходит 52% всех закупок в электронной форме.
Мониторинг данного раздела выявил, что работа электронных площадок не приносит желаемого уровня прозрачности и открытости закупочных процедур. Этот недочет предлагается устранить путем ограничения числа операторов электронных площадок и установления для них единых требований.
Итоги по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства
Минэкономразвития России реализовало план мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».
Доля закупок у субъектов МСП крупнейшими заказчиками составила 36,2%, что превышает в 2 раза установленный Правительством РФ обязательный размер закупок у малого бизнеса.
Доля закупок у малого предпринимательства по прямым закупкам равна 11,8%. Заказчики могут проводить закупки у участников малого бизнеса при начальной (максимальной) цене контрактов не более 200 млн рублей. Получается, что популярными закупками у субъектов МСП выступают закупки в небольшом ценовом масштабе. Это говорит о небольшом количестве предприятий малого бизнеса производственной сферы. Востребованными товарами (услугами), закупаемыми у малого бизнеса, являются: услуги, связанные с исследовательской и коммерческой деятельностью; продукция и услуги строительства; социальные, персональные услуги; услуги в оптовой и розничной торговле.
Новшеством стало внедрение программ партнерства крупных заказчиков с предприятиями малого и среднего бизнеса. Это способствует создать вокруг компаний с государственным участием и монополий сети партнеров — субъектов МСП, работающих и в производственной сфере.