Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно

Эффективный контроль- эффективная экономика

 22.11.2002       2041

Ахполов Александр Алиханович
А.А. Ахполов, руководитель департамента государственного финансового контроля Минфина России

Эффективное функционирование экономики России невозможно без соблюдения мер экономии в расходовании финансовых средств, рационального их использования.

Значение, которое в настоящее время придается финансовому контролю в России, невозможно переоценить. Государственный финансовый контроль — одна из важнейших функций государственного управления, направленная на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления государственной собственностью, а при наличии таких отклонений  на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

Начиная с 90-х годов в России приобрели масштабный характер такие нарушения финансовой дисциплины, как нецелевое использование федеральных бюджетных средств, «перекачка» государственных средств в частные структуры, прямые хищения государственных средств и федеральной собственности.

Эти проблемы заставляют задуматься об экономической безопасности государства. Для борьбы с подобными явлениями требуется принятие глубоко продуманной, научно обоснованной системы мер. При этом исключительную актуальность в настоящее время приобретает проблема организации системы государственного финансового контроля, адекватная рыночным условиям хозяйствования.

Эти условия диктуют необходимость становления и совершенствования новой системы государственного финансового контроля как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и укрепления государственности.

Исключительная актуальность вопросов организации эффективной системы государственного финансового контроля, направленной на предотвращение усиления позиций теневой экономики, позволяет рассматривать ее в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в стране. Создание системы государственного финансового контроля, отвечающей потребностям государственного управления на современном этапе, предполагает реализацию комплексных мер методологического, правового и организационного характера.

В настоящее время в России система государственного финансового контроля функционирует недостаточно эффективно. Совершенно очевидно, такое положение нельзя считать нормальным, это значительно ослабляет российскую государственность и является одной из основных причин ее низкой эффективности.

Анализ показателей контрольно-ревизионной работы Минфина РФ показывает, что суммарное денежное выражение финансовых поручений, как и их количество, в течение последних ряда лет не уменьшается. За прошлый год КРУ Минфина провели 49,5 тыс. ревизий и проверок. В результате выявлено финансовых нарушений на сумму около 96 млрд рублей. Привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности свыше 20 тыс. должностных лиц. Передано правоохранительным органам и органам прокуратуры более 8,5 тыс. материалов ревизий и проверок, по которым возбуждено 625 уголовных дел. Следует отметить, что ревизиями и проверками охвачено лишь около 30% всего объема средств, профинансированных из федерального бюджета.

К главным недостаткам в системе отечественного государственного финансового контроля можно отнести:

  • отсутствие четкой и полномасштабной нормативно-правовой базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, нет общих правил контроля. Многочисленные, но мало результативные проверки различных контролирующих структур зачастую лишь вносят разлад в функционирование хозяйствующих субъектов. Недостаточно применяется современный опыт государственного финансового контроля развитых стран;
  • контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявляемым требованиям, существующая система отчетности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;
  • нет достаточно четкого определения места и роли каждого субъекта государственного финансового контроля в целостной системе, что, кроме всего прочего, порождает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;
  • отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля. Деятельность контролирующих структур в значительной мере пересекается, что без соответствующей координации порождает неоправданное дублирование и параллелизм. Вследствие этого не только размывается ответственность контрольных органов, но и происходит нерациональная трата выделенных на контроль бюджетных средств.

Органы государственного финансового контроля слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними неотработаны.

Таким образом, существующую в настоящее время в России систему государственного финансового контроля системой как таковой назвать весьма сложно. Существует скорее не система, а некая совокупность разрозненных и слабо связанных между собой контролирующих органов.

В настоящее время Правительство Российской Федерации ведет работу над единой концепцией государственного финансового контроля в России, где указаны цели и основные задачи государственного финансового контроля в России:

  • формирование единой системы информационного обеспечения органов государственного финансового контроля;
  • разработка механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий и ответственности между органами государственного финансового контроля Российской Федерации в целях исключения дублирования и параллелизма в работе;
  • определение основных положений взаимодействия органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;
  • усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций — в том числе связанных с незаконным вывозом за рубеж российского капитала, а также проверка выполнения государственных международных обязательств;
  • противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
  • установление порядка осуществления финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и создание единой системы мониторинга финансовых операций как основы информационного обеспечения государственного финансового контроля;
  • совершенствование методологии контроля с целью минимизации условий, способствующих потерям и нецелевому использованию государственных средств, обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • внесение изменений в законодательство Российской Федерации — уголовное, гражданское, бюджетное и административное — в части усиления мер ответственности за нецелевое и неэффективное использование государственных средств;
  • согласованное планирование контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год;
  • установление единой методологии (стандартов) и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля, а также единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий;
  • сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами финансового контроля;
  • повышение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, более качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.

Решение вышеуказанных задач позволит — при соблюдении приоритетов построения демократического правового государства — обеспечить целевое и эффективное использование государственных средств, уменьшить число злоупотреблений и правонарушений, связанных с использованием государственного имущества.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений