Ревизор становится аналитиком

 20.02.2003       2378
— Владимир Иванович, какими, на ваш взгляд, качествами должен сегодня обладать ревизор, чтобы в полной мере соответствовать своему предназначению?
— По моему глубокому убеждению, чтобы сегодня называться ревизором, недостаточно получить экономическое образование. Знания необходимо постоянно совершенствовать. Не секрет, что в период экономических преобразований, который мы сейчас переживаем, желающих нажиться за государственный счет становится все больше. Появились новые виды хищений, с которыми многие ревизоры прежде не сталкивались. Поэтому контрольно-ревизионная служба должна оперативно реагировать на любые изменения в сфере экономики. По моим наблюдениям, так и происходит: зачастую ревизоры первыми замечают пробелы в законодательстве и возможности, которые в связи с этим открываются перед нарушителями финансовой дисциплины.
Сегодня высоко ценится значение аналитической работы, умение работников контроля видеть за фактами причины и тенденции. Не могу не вспомнить в связи с этим мнение выдающегося государственного деятеля, крупного ученого, в прошлом руководителя финансовой системы страны
А.Г. Зверева: по результатам ревизий нельзя ограничиваться только констатацией недостатков, надо вскрывать причины, порождающие недостатки и нарушения, помогать в разработке мер по их устранению.
Следует отметить, что в нашем управлении работает немало принципиальных, инициативных, преданных своему делу, опытных ревизоров.
 
— Расскажите, пожалуйста, об особенностях работы вашего управления.
— Прежде всего, Брянская область имеет ряд геополитических особенностей, которые являются определяющими в работе КРУ. Во-первых, наш регион больше других пострадал от аварии на Чернобыльской АЭС, поэтому объем финансирования поступает сюда довольно большой (в 2001 г. — 6 млрд руб., в 2002 г. — свыше 8 млрд руб.). 1/6 часть этой суммы составляют социальные выплаты. В обязательном порядке за год нам необходимо проверить не менее 50% от общего объема финансирования, но брянские контролеры обычно охватывают проверками свыше 70% этих средств. Во-вторых, территориальное положение Брянщины — как приграничной с Украиной и Белоруссией области — требует постоянной контрольно-ревизионной работы с подразделениями таможенной, пограничной и других контролирующих и силовых служб России. С 2001 г. брянские ревизоры приступили к проверкам финансирования подразделений так называемого силового блока, куда ранее, как говорится, их нога не ступала. Надо сказать, что к работе на новом направлении мы подготовились основательно: в штате КРУ появились четыре выпускника Ярославского высшего военного училища, знакомые со спецификой работы начальника финансовой службы воинской части.
Например, в минувшем году по согласованию с контрольно-ревизионными инспекциями и службами Минобороны, МВД, МЧС, налоговой полиции, Минюста, Западного таможенного управления РФ было проверено более 20 подчиненных им объектов. В результате были выявлены финансовые нарушения на общую сумму свыше 5 млн руб. Самые крупные нарушения — в размере 3,7 млн руб. — выявлены в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Брянской квартирно-эксплуатационной части. Так, в нарушение существующего порядка расчетов за электро— и тепловую энергию, природный газ необоснованно была произведена предоплата поставщику на сумму 2,3 млн руб. 1,4 млн руб. незаконно использованы на оплату служебных командировок, труда гражданских служащих, коммунальных услуг и прочих текущих расходов. В процессе ревизии денежные средства добровольно были перечислены в доход федерального бюджета.
В структуре КРУ также есть свои особенности. Мы пошли по пути образования межрайонных отделов. Всего их семь, каждый подчиняется начальнику отдела и работает как самодостаточная единица в системе КРУ. На мой взгляд, это позволило нам сохранить старые опытные кадры, которые теперь помогают в работе молодым специалистам. Появилась возможность более тесно взаимодействовать с правоохранительными органами и местными властями. Контроль же за работой отделов осуществляется в ходе периодических проверок, проводимых организационно-методологическим отделом и кураторами из руководства управления.
 
— С кем взаимодействует ваше управление?
— Bо избежание дублирования в деятельности контролирующих и правоохранительных служб мы обмениваемся рабочими планами со счетной палатой областной думы, правоохранительными органами и управлением юстиции. Ежегодно заключаем соглашения о взаимодействии УФК Минфина РФ по Брянской области. Заранее планируется контрольно-ревизионная работа по соглашениям с органами государственной власти. Также на базе КРУ на постоянной основе действует межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители КРУ, органов прокуратуры, УФСБ и УВД Брянской области.
 
— Есть ли у вас наработки, в реализации которых ваше управление преуспело?
— Я давно пришел к выводу, что ревизорам зачастую не хватает юридической помощи. На начальном этапе создания юридической службы мы ввели в структуру управления должность консультанта по этим вопросам и, могу сказать, не ошиблись. Первые же процессы в арбитражном суде показали, что мы на правильном пути. Особенно памятны бои, завязавшиеся после проведенной нашими ревизорами проверки государственного унитарного предприятия «Брянский химический завод имени 50-летия СССР», где было установлено нецелевое использование средств бюджета на сумму около 1 млн руб. Для нас это было делом чести — вернуть деньги в карман государства — и наша взяла. Сегодня в юридическом секторе работают всего два сотрудника с высшим юридическим образованием и ревизорским опытом работы. Они осуществляют контроль за реализацией материалов ревизий и проверок, переданных в правоохранительные органы; представляют интересы КРУ в суде в качестве третьего лица; участвуют в проведении крупных ревизий и подготовке по ним актов; обеспечивают правовую поддержку внутри самого управления. А в перспективе — защита интересов КРУ в суде. Я совершенно уверен, что будущее за созданием таких служб. Это только укрепит авторитет контрольно-ревизионных органов.
 
— Используете ли вы в своей практике положительный опыт других регионов?
— Наше управление поддерживает дружеские и взаимно полезные связи с соседями из ближнего зарубежья — белорусскими коллегами. Так, во время рабочей встречи, состоявшейся в Гомеле прошедшим летом, мы обсуждали вопросы возмещения ущерба, нанесенного должностными лицами бюджету, борьбы с нарушениями в использовании «чернобыльских» средств, отмывания грязных денег.
 
— И что вам больше всего понравилось у гомельчан?
— Мы взяли на вооружение их опыт возмещения ущерба государству. Там практически ежегодно возвращают в бюджет свыше 65% средств, которые теряет государство. У нас этот процент значительно ниже.
 
— Что же помогает соседям добиваться успехов?
— Там очень хорошо работает Комитет госконтроля. У него больше прав. На обсуждение финансовых нарушений приглашаются представители исполнительной власти и правоохранительных органов, которые сразу приступают к их проработке.
 
— Однако мы от этого давно отказались... А как в условиях Брянской области можно эффективно организовать работу своего коллектива?  
— Считаю, что для эффективного выполнения задач, поставленных перед работниками управления, необходимо задействовать все рычаги. К тому же в последние годы контролеры-ревизоры получили реальную поддержку со стороны российского правительства и Министерства финансов в виде нормативных документов, регламентирующих деятельность контрольно-ревизионных органов, их права и обязанности. Мы на своем уровне разработали и обеспечили выполнение приказа, который полнее и доступнее раскрывает механизм реализации материалов ревизий и проверок. В принципе, это один из примеров того, как на уровне региона каждое управление самостоятельно решает актуальнейшую на сегодня проблему по возмещению ущерба, причиненного государству.
Кроме того, мы разработали рекомендации по установлению ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, и в феврале начнем их применять. Благодаря материальному стимулированию у брянских ревизоров наконец-то появилась возможность участвовать в регулировании своей заработной платы в сторону ее увеличения. В общем, «как поработаешь, так и полопаешь».
 
— Чем запомнился вам год ушедший и чего ожидаете в наступившем году?
— В прошедшем году в связи с 200-летием Минфина РФ я был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Считаю, что это заслуга всего коллектива, который успешно справляется с поставленными перед ним задачами. В 2002 году значительно повысилась результативность проверок по выявлению и возмещению ущерба, причиненного государству.
До сих пор не решен вопрос с помещением КРУ, которое мы по договору аренды до 2005 г. занимаем в здании Инженерно-технологической академии, находящемся в федеральной собственности. Надо признаться, что мы давно здесь, что называется, пустили корни: за последние три года на ремонт и техническое оснащение было затрачено около 3 млн руб. государственных средств. Поэтому брянские ревизоры надеются в наступившем году на содействие Минфина России в решении насущного вопроса приобретения этого помещения для КРУ.
Лично для меня этот год должен стать завершающим в подготовке к защите кандидатской диссертации.
КРУ Минфина РФ в Брянской области в 2002 г. проведено 759 ревизий и проверок, в ходе которых выявлено финансовых нарушений на сумму 282 млн руб., из них возмещено — 148,3 млн руб. В правоохранительные органы и органы прокуратуры передано 279 материалов ревизий и проверок, где выявлено нарушений на сумму 265,4 млн руб.
Вот примеры наиболее существенных нарушений, обнаруженных в минувшем году.
В ходе ревизии ОАО «Брянскспиртпром», проведенной по заданию Следственного управления Следственного комитета при МВД РФ по Центральному федеральному округу, выявлены финансовые нарушения на сумму 126 млн руб. В результате имущество акционерного общества на сумму 120 млн руб., прежде незаконно внесенное его руководством в уставный капитал дочерних предприятий, было возвращено обратно.
В Брянской областной продовольственной корпорации были выявлены финансовые нарушения, причинившие ущерб федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам на общую сумму 12,8 млн руб. В том числе установлена задолженность в размере 5,3 млн руб. акционерного общества «Победа» перед продкорпорацией за полученное в 1999 г. по линии гуманитарной помощи продовольствие. По материалам ревизии арбитражным судом принято решение о восстановлении в федеральный бюджет 5,0 млн руб. с отсрочкой платежа до 2003 года, а также АО «Победа» частично погасило долг на сумму 4,2 млн руб.
В деятельности Краснорогского лесничества Выгоничского района Брянской области выявлены финансовые нарушения, нанесшие ущерб федеральной собственности на сумму 3,4 млн руб.

Справка «Бюджета»
ОРШУНОВ Владимир Иванович, родился в с. Владычное Ярославской области.
Окончил Рыбинский авиационный техникум и Всесоюзный заочный финансово-экономический институт по специальности бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности. Работал инженером, главным бухгалтером в промышленности, на строительстве и в органах народного контроля. В финансовой системе с 1984 года, КРУ возглавляет с 1990 года. Член Методологического совета при Минфине РФ, Заслуженный экономист РФ, член региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти Брянской области.
Жена — экономист. Имеет двух дочерей — 24 и 6 лет. Досуг любит проводить на даче, занимается игровыми видами спорта.

Беседовала Марина Зорина
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2003 г.

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений