8 сентября 1987 года, еще во времена Советского Союза, была создана первая аудиторская фирма «Инаудит», учрежденная постановлением Совета Министров СССР. Ее акционерами выступили Минфин СССР, Госбанк СССР, Внешторгбанк СССР и ряд внешнеторговых объединений. О том, как появился аудит в России, в беседе с корреспондентом «Бюджета» рассказывает бывший руководитель «Инаудита» А.С. АНТОНОВ.
—Александр Семенович, как появился аудит в России?
—Появление и развитие аудита в России было вызвано изменениями в экономической системе общества и определялось требованиями со стороны рыночной экономики, при которой аудит является ее необходимой инфраструктурой.
В условиях господства государственной собственности на средства производства в СССР цели и формы контроля за деятельностью государственных предприятий определялись, исходя из соблюдения хозяйственных интересов государства как собственника средств производства. Появление в 1987 году в СССР предприятий с иностранными инвестициями со специфической формой собственности, полной самостоятельности в принятии решений и осуществлении хозяйственной деятельности потребовало соответствующего изменения целей и форм контроля. Государство в этом случае перестало играть роль единственного собственника таких предприятий (а в некоторых случаях вообще утратило право собственника). Следовательно, контроль за их деятельностью не мог преследовать лишь интересы государства. В то же время оно было заинтересовано, чтобы совместное предпринимательство было интегрировано в существовавший в то время хозяйственный механизм. Одной из предпосылок такой интеграции являлся учет интересов иностранных партнеров в области контроля. В силу этих причин на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было создано акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг — «Инаудит», в функции которого входило, в частности, осуществление проверок финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий. Такое положение в то время в определенной степени удовлетворяло требованиям как советского опыта проведения проверок, так и практики зарубежных аудиторских компаний, поскольку в процессе этих проверок и принятия решений по их результатам соблюдались интересы трех сторон: государства — с точки зрения законности и правомерности операций, осуществляемых совместными предприятиями; участников совместных предприятий — с точки зрения сохранности и выгодности инвестиций; самих совместных предприятий — с точки зрения свободы принятия хозяйственных решений.
—Вы стали первым руководителем «Инаудита». А чем вы занимались до этого?
—Работал в Контрольно-ревизионном управлении Минфина РСФСР по Московской области, а затем в таком же управлении Министерства финансов СССР и Главном валютно-экономическом управлении Минфина Союза. При этом прошел практически все ступени (иногда перешагивал через две) от контролера-ревизора до начальника Главного управления валютного контроля Минфина Союза. У нас была достаточно дружная команда, и уже тогда мы понимали, что грядут серьезные изменения в экономике страны, что и началось в 1987 году. По нашему предложению и был создан «Инаудит», руководить которым предложили мне в качестве председателя правления этой организации. Но здесь я хотел бы особо подчеркнуть, что большая работа по созданию «Инаудита» была проведена многими работниками Минфина СССР, и прежде всего его Главного управления валютного контроля: Букиным А.П., Валериусом О.И., Потаповым Ю.А., Сулоевым П.А., Шумским Ю.А. Трудно переоценить роль председателя Совета директоров «Инаудита» Станислава Михайловича Борисова и его заместителя Виктора Владимировича Геращенко в становлении и развитии первой в нашей стране аудиторской фирмы.
—Как развивался аудит в России?
—Если попытаться разбить время становления и развития аудита в России на определенные этапы, то время с 1987 года до примерно 1990 года можно назвать его первым этапом. Это был период, когда «Инаудит» оставался монополистом в сфере оказания аудиторских услуг, и отсутствие конкуренции в этом деле не могло способствовать дальнейшему развитию аудита.
Вторым же этапом развития аудита в России логично было бы назвать время с 1990 года (начала массового создания аудиторских фирм) по 1 января 1996 года. С этого времени все виды аудита стали осуществляться лишь аттестованными аудиторами и только после получения лицензии на право занятия аудиторской деятельностью. На этом этапе — в частности с 1 января 1991 года — был введен в действие закон о предприятиях и предпринимательской деятельности. С этого времени практически любая организация, указав в своем уставе одним из предметов ее деятельности аудит, могла заниматься аудиторской деятельностью (кроме аудита коммерческих банков, на что была необходима лицензия Центробанка России, а с 1 июля 1995 года — соответственно и страховых организаций). Остальные виды аудита можно было проводить свободно, без каких-либо специальных разрешений.
Уже с 1987 года в СССР, затем в России, как и в других странах СНГ, со стороны финансовых, налоговых, позже банковских, страховых и некоторых других органов государственного управления появились требования к коммерческим предприятиям представлять помимо бухгалтерских балансов или деклараций о доходах также и заключение аудитора о достоверности своей отчетности. Нетрудно представить, как в связи с этим возрос спрос на аудиторские и консультационные услуги. Хотя не будет большим откровением сказать, что организация любой деятельности, в том числе и аудиторской, должна осуществляться в соответствии с законодательством, регулирующим эту деятельность. Такая нормативность в виде Указа Президента России, утвердившего Временные правила аудиторской деятельности в РФ, появилась лишь спустя 7 лет с момента ее возникновения (23 декабря 1993 года). Но, в конце концов, пусть временные, но правила появились, и какими бы хорошими или плохими они ни были, принятие указа определило правовые основы аудита в России, что очень важно само по себе.
Итак, второй этап развития аудиторской деятельности, как и динамика процессов рыночной экономики в это время, оказался чрезвычайно бурным. Сам рынок определил спрос на аудиторские услуги, услуги независимой как от государства, так и клиента организации, которая бы могла дать надежное подтверждение сообщаемой той или иной коммерческой структурой информации о своей хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении. Значительно расширился круг потребителей такой информации, среди которых большую часть занимают потенциальные инвесторы, защиту интересов которых призваны осуществить аудиторы. 1 января 1996 года истек срок продления лицензий на некоторые виды аудита. Теперь все они должны были осуществляться только аттестованными аудиторами после получения лицензий на право занятия аудиторской деятельностью. С этого времени начинается новый этап развития аудита в России, когда только что сложившийся порядок оказания аудиторских услуг в нашей стране требовал своего укрепления. Большую роль сыграли здесь Центральные аттестационно-лицензионные комиссии (ЦАЛАК) Минфина РФ и Банка России.
—Какую роль вы отводите Совету по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ?
—Весьма большую. Возглавляет Совет заместитель министра финансов России Петров Андрей Юрьевич. Главным его помощником в части организации работы по государственному регулированию аудиторской деятельности я назвал бы Крикунова Андрея Васильевича. Он является также и руководителем Департамента организации аудиторской деятельности Минфина РФ. Заседания Совета проходят регулярно (раз в месяц). На них обсуждаются актуальные вопросы развития аудита. Я являюсь заместителем председателя Совета, а также председателем Комиссии по аудиторской практике, в которую входят четыре рабочие группы: по разработке аудиторских стандартов, методологии, внешнего контроля качества и обязательного аудита.
—Чем вы сейчас занимаетесь? Какой пост занимаете?
—В этом году будет 7 лет, как я работаю в аудиторской фирме КПМГ в качестве партнера.
—Появление и развитие аудита в России было вызвано изменениями в экономической системе общества и определялось требованиями со стороны рыночной экономики, при которой аудит является ее необходимой инфраструктурой.
В условиях господства государственной собственности на средства производства в СССР цели и формы контроля за деятельностью государственных предприятий определялись, исходя из соблюдения хозяйственных интересов государства как собственника средств производства. Появление в 1987 году в СССР предприятий с иностранными инвестициями со специфической формой собственности, полной самостоятельности в принятии решений и осуществлении хозяйственной деятельности потребовало соответствующего изменения целей и форм контроля. Государство в этом случае перестало играть роль единственного собственника таких предприятий (а в некоторых случаях вообще утратило право собственника). Следовательно, контроль за их деятельностью не мог преследовать лишь интересы государства. В то же время оно было заинтересовано, чтобы совместное предпринимательство было интегрировано в существовавший в то время хозяйственный механизм. Одной из предпосылок такой интеграции являлся учет интересов иностранных партнеров в области контроля. В силу этих причин на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было создано акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг — «Инаудит», в функции которого входило, в частности, осуществление проверок финансово-хозяйственной деятельности совместных предприятий. Такое положение в то время в определенной степени удовлетворяло требованиям как советского опыта проведения проверок, так и практики зарубежных аудиторских компаний, поскольку в процессе этих проверок и принятия решений по их результатам соблюдались интересы трех сторон: государства — с точки зрения законности и правомерности операций, осуществляемых совместными предприятиями; участников совместных предприятий — с точки зрения сохранности и выгодности инвестиций; самих совместных предприятий — с точки зрения свободы принятия хозяйственных решений.
—Вы стали первым руководителем «Инаудита». А чем вы занимались до этого?
—Работал в Контрольно-ревизионном управлении Минфина РСФСР по Московской области, а затем в таком же управлении Министерства финансов СССР и Главном валютно-экономическом управлении Минфина Союза. При этом прошел практически все ступени (иногда перешагивал через две) от контролера-ревизора до начальника Главного управления валютного контроля Минфина Союза. У нас была достаточно дружная команда, и уже тогда мы понимали, что грядут серьезные изменения в экономике страны, что и началось в 1987 году. По нашему предложению и был создан «Инаудит», руководить которым предложили мне в качестве председателя правления этой организации. Но здесь я хотел бы особо подчеркнуть, что большая работа по созданию «Инаудита» была проведена многими работниками Минфина СССР, и прежде всего его Главного управления валютного контроля: Букиным А.П., Валериусом О.И., Потаповым Ю.А., Сулоевым П.А., Шумским Ю.А. Трудно переоценить роль председателя Совета директоров «Инаудита» Станислава Михайловича Борисова и его заместителя Виктора Владимировича Геращенко в становлении и развитии первой в нашей стране аудиторской фирмы.
—Как развивался аудит в России?
—Если попытаться разбить время становления и развития аудита в России на определенные этапы, то время с 1987 года до примерно 1990 года можно назвать его первым этапом. Это был период, когда «Инаудит» оставался монополистом в сфере оказания аудиторских услуг, и отсутствие конкуренции в этом деле не могло способствовать дальнейшему развитию аудита.
Вторым же этапом развития аудита в России логично было бы назвать время с 1990 года (начала массового создания аудиторских фирм) по 1 января 1996 года. С этого времени все виды аудита стали осуществляться лишь аттестованными аудиторами и только после получения лицензии на право занятия аудиторской деятельностью. На этом этапе — в частности с 1 января 1991 года — был введен в действие закон о предприятиях и предпринимательской деятельности. С этого времени практически любая организация, указав в своем уставе одним из предметов ее деятельности аудит, могла заниматься аудиторской деятельностью (кроме аудита коммерческих банков, на что была необходима лицензия Центробанка России, а с 1 июля 1995 года — соответственно и страховых организаций). Остальные виды аудита можно было проводить свободно, без каких-либо специальных разрешений.
Уже с 1987 года в СССР, затем в России, как и в других странах СНГ, со стороны финансовых, налоговых, позже банковских, страховых и некоторых других органов государственного управления появились требования к коммерческим предприятиям представлять помимо бухгалтерских балансов или деклараций о доходах также и заключение аудитора о достоверности своей отчетности. Нетрудно представить, как в связи с этим возрос спрос на аудиторские и консультационные услуги. Хотя не будет большим откровением сказать, что организация любой деятельности, в том числе и аудиторской, должна осуществляться в соответствии с законодательством, регулирующим эту деятельность. Такая нормативность в виде Указа Президента России, утвердившего Временные правила аудиторской деятельности в РФ, появилась лишь спустя 7 лет с момента ее возникновения (23 декабря 1993 года). Но, в конце концов, пусть временные, но правила появились, и какими бы хорошими или плохими они ни были, принятие указа определило правовые основы аудита в России, что очень важно само по себе.
Итак, второй этап развития аудиторской деятельности, как и динамика процессов рыночной экономики в это время, оказался чрезвычайно бурным. Сам рынок определил спрос на аудиторские услуги, услуги независимой как от государства, так и клиента организации, которая бы могла дать надежное подтверждение сообщаемой той или иной коммерческой структурой информации о своей хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении. Значительно расширился круг потребителей такой информации, среди которых большую часть занимают потенциальные инвесторы, защиту интересов которых призваны осуществить аудиторы. 1 января 1996 года истек срок продления лицензий на некоторые виды аудита. Теперь все они должны были осуществляться только аттестованными аудиторами после получения лицензий на право занятия аудиторской деятельностью. С этого времени начинается новый этап развития аудита в России, когда только что сложившийся порядок оказания аудиторских услуг в нашей стране требовал своего укрепления. Большую роль сыграли здесь Центральные аттестационно-лицензионные комиссии (ЦАЛАК) Минфина РФ и Банка России.
—Какую роль вы отводите Совету по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ?
—Весьма большую. Возглавляет Совет заместитель министра финансов России Петров Андрей Юрьевич. Главным его помощником в части организации работы по государственному регулированию аудиторской деятельности я назвал бы Крикунова Андрея Васильевича. Он является также и руководителем Департамента организации аудиторской деятельности Минфина РФ. Заседания Совета проходят регулярно (раз в месяц). На них обсуждаются актуальные вопросы развития аудита. Я являюсь заместителем председателя Совета, а также председателем Комиссии по аудиторской практике, в которую входят четыре рабочие группы: по разработке аудиторских стандартов, методологии, внешнего контроля качества и обязательного аудита.
—Чем вы сейчас занимаетесь? Какой пост занимаете?
—В этом году будет 7 лет, как я работаю в аудиторской фирме КПМГ в качестве партнера.
Беседовала Тая ОЛЕЙНИК
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2004 г.